Региональный компонент как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
материал

Шеина Александра Павловна

Предварительный просмотр:

«Региональный компонент как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

Башкирия, Моя земля и небо,
Моя любовь, Moй соловьиный край!..
Мне жаль того, Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, Кому не пел курай.

Дошкольный возраст - благоприятный период для потенциальных возможностей развития высших нравственно - патриотических чувств. ФГОС рассматривает учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь.

Среди направленной образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент.  Региональный компонент – это часть включающая материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

На протяжении веков башкирский фольклор играл и играет большую воспитательную роль в жизни народов Башкортостана. Баймурзина В. И. отмечает, что народная педагогика нашла полное отражение в устном народном творчестве, а Кутлугильдина Ю. З. считает, одним из эффективных средств в нравственно-эстетическом воспитании - устное народное творчество (народная песня, колыбельные песни, пословицы, поговорки, сказки). Иткулова А. Х. рассматривает мировозренческо - нравственный аспект различных жанров народных сказок. Она говорит о важном значении башкирской сказки в духовной жизни людей. Ахияров К. Ш. считает, что народная педагогическая культура башкирского народа складывается из элементов народного творчества: сказок, легенд, мифов, сказаний и др. Все элементы народной педагогики взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга, глубоко работая в каком-то одном направлении воспитания. Сказки, пословицы, поговорки больше проявляются в нравственном воспитании, загадки - в умственном, песни, пляски - в эстетическом, а игры и забавы - в физическом воспитании.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Региональный подход в сфере образования позволяет нам возрождать язык и культуру своего народа. Развитие образования в этом направлении закреплено в национально-региональном компоненте государственных образовательных стандартов. При этом, единое образовательное пространство гарантируется ФГОС дошкольного образования.

Ознакомление с национальной культурой я осуществляю, через все виды деятельности ребенка-дошкольника: игровую, учебную, изобразительную, музыкальную, речевую. Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством, изобразительным и декоративно - прикладным искусством народов Башкортостана.

Национально – региональный компонент отражает образовательное пространство, которое обозначается понятием Республика Башкортостан. Содержание и объем регионального компонента определяются природно–экологическим, географо– демографическим, этническим, социально – экономическим и историко – культурным своеобразием региона, включаются как обязательный минимум в содержание занятий общегосударственного значения.

Национально-культурные особенности. Республика Башкортостан имеет ярко выраженные территориальные, культурно-исторические, национальные особенности, что учитывается педагогами в образовательном процессе. Такой подход является одним из направлений в формировании у детей знаний о природе и истории Башкортостана, так как оказывает влияние на формирование личности, способствует развитию уважения и любви к родному краю, воспитанию национальной и этнокультурной толерантности.

Национально-региональный компонент Программы предусматривает:

1) ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством башкирского народа, с выдающимися поэтами, писателями , художниками республики.

2) ознакомление детей с изобразительным и декоративно - прикладным искусством народа Башкортостана;

3) ознакомление детей с культурой, бытом, традициями, народным промыслом башкир;

4) ознакомление детей с историко-географическими и природоведческими особенностями республики;

5) знакомство со знаменитыми земляками, которые внесли определенный вклад в развитие города, района и республики;

6) знакомство детей с геральдикой и символикой республики, города элементарными сведениями о государственной власти;

7) проведение национальных, в том числе башкирских праздников.

Национальные культуры составляют основу культуры человечества. Приобщая детей к живительному источнику истории, традиций, обычаев своего народа, Программа вводит дошкольников в мир общечеловеческих ценностей. Важным моментом при знакомстве с национальными особенностями края является посещение краеведческого музея, выставок, экскурсии по городу. Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально.

Реализация регионального компонента осуществляется в рамках:

- организованной-образовательной деятельности;

- проектной деятельности;

- организации взаимодействия всех специалистов дошкольных групп;

- организации взаимодействия с родителями воспитанников;

- организации взаимодействия с социумом;

- смотры-конкурсы, выставки;

- организации праздников и досугов.

Введение регионального компонента направлено на решение следующих задач:

- развитие вариативности общеобразовательных программ.

- обновление содержания общего образования;

- овладение детьми знаниями в области истории и культуры своего региона;

- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

Цели программы: - познакомить детей с историей, традициями и жизнью башкирского народа; - воспитывать любовь к родному краю.

Задачи:

- знакомить детей с историей, культурой родного края, Башкирии с учётом их возрастных особенностей; - формировать любовь к родному краю и интерес к его прошлому;

 - приобщать к народной культуре посредством башкирского фольклора, художественных произведений всемирно известных писателей-классиков и талантливейших писателей и поэтов земляков;

 - знакомить детей с высокой нравственной культурой воспитания в башкирской семье;

- знакомить с древнейшими городами, селами Башкирского края;

- развивать речь детей, её выразительность, образность, обогащать словарь, развивать кругозор; - развивать образное мышление, творческое воображение;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину – Башкирский край, за подвиг героических земляков.

В муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении Детский сад № 99 городского округа город Уфа Республики Башкортостан ведется работа по национально - региональному компоненту используя следующие программы по данному направлению:

1. «Мой край – башкортостан» - автор Ф.Н.Фазлыева

2. «Я – башкортостанец» - автор Р.Л. Агишева

3. «Земля отцов» - автор Р.Х.Гасанова

4. «Народное декоративно – прикладное искусство башкортостана – дошкольникам» - автор А.В.Молчева

5. «Комплексное развитие детей в процессе общения с природой» Марченко Л.И.;

6. «Словестное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры башкирского народа» Гасанова Л.Н. Гасанова Р.Х.

Введение регионального компонента направлено на решение основных целей:

- обновление содержания образования

- овладение дошкольниками знаниями в области экологии, истории и культуры своего региона

- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения.

В рамках их реализации каждый педагог должен строит свою работу с учетом принципов педагогического процесса, таких как:

- "позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста)

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов

- постепенный переход (от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам) и других.

Представления о малой родине являются содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности и обеспечивает реализацию, интеграцию всех образовательных областей.

Для эффективной реализации региональной составляющей необходим ряд педагогических условий таких как:

- педагог сам должен знать культурные, исторические, природные, этнографические особенности региона, где он живет, а самое главное - должен быть патриотом своей Родины.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, педсоветы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада

- создание предметно-пространственной среды, которая способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал.

Если в группах младшего и среднего возраста – уголки социально-нравственного воспитания с фотоальбомами семьи, фотографиями детского сада и пр., то в группах старшего дошкольного возраста – уголки нравственно-патриотического воспитания и уголки регионального содержания:

- с экспозициями «Дружба народов», «Юрта», «Русская изба», национального костюма народностей, проживающих в Республике Башкортостан;

- полочка красоты для изделий и предметов декоративно-прикладного искусства. В уголках разнообразие игр, макетов, гербариев, карт, альбомов, книг о родном городе, республике, фотографий,

-папки: «Мой край родной – Башкортостан»; «Москва – столица России»; «Башкирский фольклор»; «Мой город», «Уфа – столица РБ»

-репродукции картин к башкирским сказкам;

-писатели Башкортостана;

-народное декоративно-прикладное искусство.

Наглядно-дидактический материал:

-различная башкирская утварь;

-куклы в национальных башкирских костюмах;

-матрешки русская и башкирская;

-настольные игры;

-методические пособия, с помощью которых мы знакомим детей с культурой, традициями, обычаями народов Республики Башкортостан.

- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума.

Для воспитанников проводятся различные тематические выставки, экскурсии, развлекательные программы, тематические беседы. Совместно  с музыкальным руководителем ДОУ проводятся праздники, развлечения: «Рождество», «Масленица», «Грачиная каша», «Суверенитет», концерты «Дню Матери» - взаимодействие с родителями (тематические родительские собрания и консультации, наглядно-информационные формы, интересно проходят совместные досуги, праздники, дни открытых дверей).

Традиционными стали выставки рисунков, поделок совместного детско -родительского творчества и пр. Но наиболее эффективным методом вовлечения родителей в данный вид работы стал метод проектов. Работа над проектами дала совершенно неожиданные результаты. Некоторые родители проявили инициативу и помимо проектов, которые предлагали мы, стали представлять собственные проекты о семейных праздниках, традициях, коллекциях «Наши увлечения», «Семейные праздники», «Традиции в семье».

Знакомство с родным краем осуществляется по принципу постепенного перехода от более близкого, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам. В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш город, поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер. С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: знакомим с городом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае, республике. Дети знакомятся с историей города, столицей Республики Башкортостан, его достопримечательностями, географическими особенностями, с разнообразием национальностей и т.д.

Реализация регионального компонента в образовательную деятельность в МАДОУ ДС № 99.

Ознакомление воспитанников с народной культурой происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

В детском саду имеется с 1995 года музей «Земля отцов».

Наш музей- проводник в мир культуры башкирского народа. Мы знакомим детей с этим миром, вооружившись новыми эффективными методами и приемами включения предмета в учебно-воспитательный процесс.

Музей условно разделен на блоки «Пчеловодство», «Коневодство»,  «Ткачество», «Утварь», «Жилище», представлен элемент интерьера башкирского дома. Экспонаты для музея приносили сотрудники, родители детского сада и население микрорайона. За каждым экспонатом своя история, на котором можно построить беседу. Каждая вещь хранит отпечаток личности мастера, создавшего ее, и хозяина, пользовавшегося ею, а значит – отпечатки душ людей, живших до нас. Это часть духовного наследия прошлого. В музее составлен каталог наименований экспонатов, в котором содержится информация о владельце предмета, описание предмета, его название на русском башкирском языках.

Вся работа в музее по ознакомлению дошкольников с национальной культурой башкирского народа представлена помесячно. Каждый месяц предлагаются новые темы.

В музее также представлена вся используемая литература по музейной педагогике.  Имеются дополнительные методические пособия для подготовки к занятиям по краеведению: каталог, где есть краткая аннотация по каждому разделу музея; кассеты, диски с народной, классической, современной музыкой; альбомы с видами городов, районов, природы; иллюстрации по декаративно-прикладному  искусству башкир.

Собранные конспекты по каждому разделу музея позволяют воспитателям и специалистам самостоятельно проводить познавательные беседы с детьми.

Для реализации данной педагогической идеи я использую инновационный метод проектной деятельности. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.  

Проектная деятельность  помогает воспитанникам  освоить такие сложные понятия  как: «Что такое Родина?»,  «Что значит любить свою страну, республику?»  Сформировав, с небольшой помощью взрослого проблему, а затем и гипотезу  данного проекта, дети уже осознанно приступают к поисковой деятельности. Дидактические игры, беседы, проблемные ситуации выступают  как вспомогательные средства в способах достижения поставленной  цели.

В ходе работы по данному направлению разработаны и проведены следующие проекты:

- «История национального костюма» (тип проекта: творческий, фронтальный, долгосрочный.)

- «Мой край – Башкортостан»  (тип проекта: групповой, краткосрочный, творческий)

- «Нравственно-патриотическое воспитание на примере подвига М. Губайдуллина».

При реализации данных проектов использовались:

методы и приемы воспитательно-образовательного процесса-

•        игровые

•        поисково-исследовательские

•        проблемные

•        воспитывающие ситуации

Использую разнообразные формы работы с детьми:

- групповые занятия

- индивидуальные занятия

- чтение художественной литературы

- просмотр видеофильмов о Башкортостана

- игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, развивающие игры, дидактические игры, настольно-печатные игры, режиссерская игра, подвижные игры.)

- проведение развлечений;

- выставки детского творчества

- этические беседы с детьми

- рассматривание фотографий, иллюстраций

- организация экскурсий

Еще одной из инновационных форм работы является использование лэпбука.

  В вопросах по воспитанию детей дошкольного возраста на основе национальных традиций использование лэпбука дает положительный эффект.

Лэпбук – это картонная папка, в которой собран материал на определенную тему, которую мы хотим проработать. Учебный материал интересно оформлен в различного рода мини-книжечках, кармашках, окошечках, книжках-гармошках, коробках с подарками и т.п. Также, лэпбук обязательно включает в себя различные творческие задания.

 Лэпбук, прежде всего – это средство обучения,  это очень простая, доступная и эффективная методика.

Лэпбук представляет собой финальный этап проектной деятельности, широко применяемой сейчас и в школьном и в дошкольном образовании. Получается, что ребенок, получив проект, ищет информацию и по окончании сам оформляет ее в лэпбук (естественно с помощью родителей). Лэпбук – это продукт ребенка, отражение полученных им знаний.  Хочу представить вашему вниманию один из вариантов, в котором отражен результат работы по национальному воспитанию.

Результатом нашей работы является  приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края,  у детей сформирован интерес и уважение к культурным национальным традициям. Мне удалось сориентировать родителей на нравственно - патриотическое воспитание детей в семье.

В заключении хочу сказать, что каждый из нас, выбравших профессию воспитателя, должен помнить, что никакая технология не сможет заменить тепла человеческой души, взаимопонимания и общения. Дети - это наше будущее, будущее нашей страны, и от нас, во многом, зависит, каким оно будет! Наверное, в этом и заключается значение понятия «Быть педагогом!».

Башкирская сказка прививает детям с ранних лет любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками, его богатой и живой культуре - фольклору, искусству. Сказка помогает нам возродить традиции башкирского народа.

Размышляя над этим, мы пришли к выводу, что театр помогает развитию танцевальных, песенных способностей, а общение с куклами делает детей свободными, раскрепощёнными.

Театральная деятельность способствует развитию психофизических способностей (мимики, пантомимики, речи (монолог, диалог, познавательной деятельности, координации движений, усвоению логико-грамматических конструкций, расширению словаря по материалам башкирских сказок.

Использование фольклорной педагогики в работе с детьми способствует формированию базиса личностной культуры, фольклорного самосознания, особенно это, важно для детей, посещающих специальные речевые группы.

Выбранные нами сказки были адаптированы и апробированы в нашем дошкольном образовательном учреждении. Ниже рассмотрим ряд методических разработок (занятий) для дошкольников по устному народному творчеству

Расскажи о кукле

Куклы - бибабо служат наглядным пособием. Ребята рассматривают и описывают их внешность, одежду, определяют характер, оречевляют действия. Опора на непосредственное зрительное восприятие способствует правильной речи ребёнка.

Приведен образец примерного описания куклы ребёнком подготовительной речевой группы.

«Моя кукла - джигит. У него круглые маленькие глаза. Прямой нос. Красивые карие глаза. Одет он в рубаху и штаны. Поверх рубахи нарядная короткая безрукавка (камзул). Джигит подпоясан узким ремнём с узором (каптырга). На голове тюбетейка, украшенная звёздочками и блёстками. На ногах сапоги из мягкой кожи (ичиги). Мы с джигитом любим танцевать. Я его очень люблю».

Во время рассказа ребёнок управляет куклой. Кукла - джигит слова текста сопровождает соответствующими движениями. Учитель - логопед дополняет рассказ ребёнка. Танец сопровождается башкирской мелодией.

Активная речь ребёнка во многом зависит от развития тонких движений пальцев. Упорядочиванию и согласованности речевой моторики ребёнка - логопата способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение кукол театра «Живая рука».

Особенности ручных кукол позволяют логопеду широко пользоваться ими на протяжении всего курса логопедических занятий, в том числе и при проведении пальчиковой гимнастики. К детям приходит герой сказки и показывает движения.

Гулькей и курочка

Вот во двор бежит Гулькей,

Указательный и средний пальцы руки передвигаются по столу. Хлопнув створками дверей.

Хлопок в ладоши.

- Кушай, курочка - пеструшка! -Сыплет девочка пшено.

Движение, изображающее посыпание пшеном. Угощайся, не стесняйся, Очень вкусное оно. Ходит курочка вокруг,

Ладонь располагается горизонтально. Клювом розовым Тук - тук!

Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Молвит курочка - сестричка:

- Очень вкусное пшено!

Каждым пальцем руки постукивание по столу. Подарю тебе яичко Я за каждое зерно.

Руки в кулак с последующим раскрыванием ладони по одному пальцу. Так что, добрая Гулькей, Ты мне зёрен не жалей.

Поглаживание каждого пальчика противоположной руки.

При работе с детьми над каждой башкирской сказкой, выделили нравственный урок.

Так же было уделено внимание развитию и математических способностей детей - логопатов, их мелкой моторике рук, этическому воспитанию. А центральным звеном работы было приобщение дошкольников речевых групп к культуре родного Башкортостана.

«ЗАЯЦ И ЛЕВ»

Действующие лица

Заяц, лев, медведь, лиса. Декорации: Лес, колодец. (Голосза ширмой).

Автор: В стародавние времена проживал ужасный лев (слышится периодически рычание льва). Наводил страх на всех остальных зверей. Надоело зверям терпеть прожорливого льва, и собрались они на совет

(Появляется лиса, заяц, медведь).

Лиса: Если и дальше терпеть льва, то скоро он нас всех съест. Что будем делать?

Медведь: Давайте каждый день бросать жребий, на кого он упадёт, тот и станет пищей для льва.

(Звери тянут жребий, лиса и медведь радуются, а зайцу грустно)

Заяц: Придётся мне идти ко льву. Неужели мы так и будем покорной добычей льва? Нужно придумать какую-нибудь хитрость, чтобы от него избавиться.

Лиса: (фыркнув) Не ты ли уж тот зверь, что может обхитрить льва?

(Под музыку лиса и медведь уходят, а заяц отправляется ко льву.)

Лев: (сердито) Твои предки двигались куда быстрее. Ты должен был явиться ко мне ещё утром, а теперь уже обед.

Заяц (испуганно): Меня к тебе послали на обед. А на завтрак к тебе должен был прийти другой заяц. Только по пути ему встретился другой лев и съел беднягу. Вот и я по пути сюда встретил того самого льва.

«Куда направляешься?» - спрашивает он у меня, а я ему отвечаю: «Иду я к своему хозяину, Льву». А он страшно рассердился на такие слова и стал рычать и рвать когтями землю: «Кто это хочет быть хозяином этих мест?» Мне с трудом удалось от него убежать, потому и опоздал.

Лев (грозно): Где живёт твой наглец?

Заяц: Недалеко отсюда, вон в той стороне.

Лев: Веди меня сейчас же к нему, я ему покажу, кто тут хозяин!

(Заяц идёт впереди, за ним следует лев. Вот пришли они к какому-то старому и глубокому колодцу).

Заяц: На дне этого самого колодца скрывается тот самый лев.

(Лев заглядывает в колодец и рычит)

Лев: И впрямь тут сидит лев, похожий на меня. Ну, я ему покажу! (прыгает в колодец)

Заяц (бежит, радостно крича): Нет больше злобного и прожорливого льва!

Работа со сказкой

Нравственный урок «Мал, да удал». Воспитание добрых чувств

• Чем вам понравился заяц?

• Как вы думаете, правильно ли поступили лиса и медведь?

Сказка и математика

• С помощью геометрических фигур изобразите героев сказки (заяц - овал, лиса - треугольник, медведь - круг, лев - прямоугольник; колодец- квадрат).

Речевая зарядка

• Подходят ли к сказке пословицы «Смелость города берёт», «И сила уму уступает».

• Игра «Наоборот» (слова - антонимы)

Умный заяц - глупый лев Храбрый заяц - трусливый медведь

• Этимология слова КОЛОДЕЦ Сказка и экология

• Для чего зайцу длинные, быстрые ноги?

Развитие мышления и воображения

• Что бы вы сделали, оказавшись рядом со львом у колодца?

• Придумайте, как подружить льва и всех зверей.

Развиваем руки.

• С помощью счётных папочек сделайте колодец.

Воспитание любви к родному краю

• Какие дикие животные водятся в лесах Башкирии?

«ГОЛОДНЫЙ МЕДВЕДЬ, ЛИСА И ДЖИГИТ»

Действующие лица:

Медведь, лиса, джигит.

Декорации:

Лес, телега, веревка, кол.

(Сцена украшена зелёными деревьями. В лесу появляется джигит с телегой, он приехал за дровами)

(Звучит башкирская мелодия, выходит медведь)

Медведь: Как давно я не ел. (хватает джигита и в это время под музыку появляется лиса).

Лиса: Что ты тут делаешь?

Медведь (шепчет на ухо джигиту): Скажи, что собираешь здесь дрова, и вали меня на телегу. Я прикинусь мёртвым, а когда лиса подойдёт ко мне узнать, что случилось, я её съем.

Джигит: Приехал за дровами. (Валит медведя в телегу).

Лиса: Когда дрова кладут в телегу, то крепко связывают верёвкой, давай завяжем.

Медведь (тихо говорит): Верно, говорит.

(Джигит крепко-накрепко привязывает медведя к телеге).

Лиса: Когда дрова вяжешь верёвкой, надо крепче затягивать.

(Джигит затягивает ещё сильней, что медведь не может пошевелиться).

Лиса (подходит к медведю и смеётся ему прямо в морду): Вот ходил-бродил хозяином по лесу, коварный медведь, житья нам не давал. Лёг теперь дровами в телегу, связанный по рукам и ногам.

Лиса (обращаясь к джигиту): Толстые дрова следует колоть при помощи кола. Что же ты стоишь?

(Джигит берёт кол и начинает охаживать хозяина леса, а тот ревёт).

Лиса: Теперь хозяином леса будет могучий и справедливый лев.

Работа со сказкой

Нравственный урок

«Что посеешь, то и пожнёшь»

Воспитание добрых чувств

• Мне жалко в конце сказки медведя, а вам?

• Как ему помочь?

• За кого вы радуетесь в сказке, а кому сочувствуете?

Всю работу по реализации регионального компонента можно разбить на несколько направлений:

- Первое направление: природно-климатические особенности родного края

- Второе направление: национально-культурные и исторические особенности края

- Третье направление: ценностно-смысловая взаимосвязь поколений

Построенная таким образом работа в нашем учреждении, значительно расширяет знания детей о своем городе, республике, стране.

В целом это положит основу формирования ребенка как гражданина своего города, своей страны, настоящего патриота.

Таким образом, цель внедрения в дошкольных образовательных учреждениях Регионального компонента в образовательной программе по ФГОС ДО направлен на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Таким образом, приобщение детей к национальной культуре, художественно-декоративному творчеству, создание условий для организации продуктивной творческой деятельности по освоению культурно-исторического наследия региона, осуществляется реализация национально-регионального компонента, и что особенно важно, актуализируется задача современной педагогики: развитие личности ребенка через собственное освоение предметов ближнего округа.


Литература

  1. Агишева Р. Л. Дидактические игры «Я познаю Башкортостан»: Учебно-практическое пособие для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. - Уфа: БИРО, 2005.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников: Учебное пособие для студентов сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 1997
  3. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 2018. - 120с.
  4. Башкирское народное творчество. Перевод с башкирского. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1987. - 576 с.
  5. Галяутдинов И. Г. Башкирские народные игры (на русском и башкирском языках). Книга первая. - Изд. 2-е, с изм. - Уфа: Китап, 2012. -248с.
  6. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2004. - 70 с.
  7. Колесникова Л. Р. Характеристика развития неречевых и речевых процессов у старших дошкольников в условиях массового дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида. Екатеринбург, 2015.
  8. Новоселова С. Развивающая предметная среда [Текст]: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн - проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. – М.: Просвещение, 2001. – 89 с.
  9. Обогащение речи старшего дошкольника // Подготовка детей к школе в семье / Под ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина. — М.: Педагогика, 1976. 1,0 (в соавторстве с Ф.А. Сохиным).
  10. Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
  11. Развитие речи // Дошкольник /Под ред. А.Г. Хрипковой / Отв. ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1979. — 2,0 п. л. (в соавторстве с Ф.А. Сохиным).
  12. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.
  13. Рахимкулов М. Г. «Любовь моя - Башкирия». Литературно-краеведческие очерки. Уфа, Башкирское книжное издательство, 1985.
  14. Сказка как источник творчества детей: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. / Науч. Рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Театрализованная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, это большой простор для творческих фантазий ребенка. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко...

Консультация для воспитателей "Русские народные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста"

Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элемен...

Музыка, как одно из средств, всестороннего развития детей дошкольного возраста

Музыкальное воспитание, является состовляющей всестороннего развития детей дошкольного возраста....

Народные игры с использованием национально - регионального компонента, как средство физического развития детей дошкольного возраста.

Игры являются неотъемлемой частью культуры каждого народа. Они создавались на про­тяжении веков  и сопутствовали повседневной жизни детей и взрослых. Они помогают физическому развитию (вырабаты­в...

Оригами как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста

Сегодня оригами занимаются и взрослые и дети, которые придумываю все новые и новые фигурки. Кстати, оригами не только интересное, но и полезное занятие. Если начать перечислять все положительные сторо...

Собственный инновационный педагогический опыт «Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста» воспитателя МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Талабаевой Марии Петровны

Решая, социально-личностные задачи воспитания,  необходимо опираться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные ориентиры собственной жизнедеятельнос...

"Оригами,как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста".

Задачи мероприятияПознакомить ребенка с применением бумаги в жизни человека.Будем заниматься развитием мелкой моторики рук. Познакомим ребенка со свойствами бумаги.Выявим умение ребенка...