Деловая игра «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ»
методическая разработка

Логинова Ирина Петровна

Цель: создать условия  для практической работы по определению деятельности педагогов ДОО в соответствии с критериями психологической безопасности.

Задачи:

  1. Создать благоприятную психологическую атмосферу, максимально мобилизующую внутренние возможности ее участников;
  2. Раскрыть систему понятий и общую ориентацию в формировании психологической безопасности образовательной среды в условиях учебного учреждения;
  3. Вооружить участников методами анализа образовательной среды;
  4. Создать условия для психологической безопасности образовательной среды.

Категория участников – педагоги – психологи, методисты, заведующие, воспитатели.

Форма проведения – деловая игра

Продолжительность -1 час  25 мин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

 «Психологическая безопасность  образовательной среды ДОУ»

Цель: создать условия  для практической работы по определению деятельности педагогов ДОО в соответствии с критериями психологической безопасности.

Задачи:

  1. Создать благоприятную психологическую атмосферу, максимально мобилизующую внутренние возможности ее участников;
  2. Раскрыть систему понятий и общую ориентацию в формировании психологической безопасности образовательной среды в условиях учебного учреждения;
  3. Вооружить участников методами анализа образовательной среды;
  4. Создать условия для психологической безопасности образовательной среды.

Категория участников – педагоги – психологи, методисты, заведующие, воспитатели. 

Форма проведения – деловая игра

Продолжительность -1 час  25 мин

Организационный этап:

4 стола, стулья по количеству участников.

Карточки с изображением людей (от1до 4).

На каждого участника по 3 геометрические фигуры разного цвета.

Лист ватмана на каждый стол с изображением силуэта головы (для каждой группы).

Лист ватмана на каждый стол.

 Материалы для работы (карандаши, фломастеры, бланки).

Компьютер, интерактивная доска, проектор, презентация.

Ход игры

  1. Ритуал встречи и приветствия. Деление участников на группы.

Ритуал встречи и приветствия

В аудитории на имеющихся столах также заранее  формируется 4 рабочих зоны.

 Ведущий просит  присутствующих  распределиться  по «секторам» «воспитатель», «педагог – психолог», «методист», «заведующий».  

  1. Ведущий: чтобы продуктивнее была наша работа, проведем разминку на активизацию мыслительной деятельности, создания комфортной среды в микро – группах.

Разминка

Упр. 1.  «Джеффа»

Инструкция:

Используя фигуры разного цвета (на столе у каждого 3 фигуры: красный круг соответствует ответу «ДА», зеленый треугольник – ответу «НЕТ», желтый четырехугольник – ответу «МОЖЕТ БЫТЬ»).

Ответьте  на вопросы, поднимая фигуру ту, которая соответствует вашему ответу. Звучит вопрос, участники отвечают на вопросы, поднимая фигуры определенного цвета.

Вопросы.

1. Я считаю, что недостатки людей также естественны, как дождь, и потому отношусь к ним терпимо.

2. Во всех своих неприятностей, прежде всего, виню себя.

3. Никогда не скучаю, даже если пребываю в одиночестве.

  1. Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?
  2. Считаете ли вы, что цель оправдывает средства?
  3. Согласны        ли вы с пословицей «Один в поле воин»?
  4. Считаете        ли, что в большинстве случаев вы правы?
  5. Знаете ли вы себя полностью?
  6. Трудно ли вас вывести на откровенное хамство?
  7. Во всех делах во главу угла ставлю принцип «Не нарушай естественный ход событий»

В. Обсуждение:

  1. Были ли вопросы, над которыми Вы раньше не задумывались?
  2. Открыл ли кто из вас что-то новое для себя?

Вы узнавали больше друг о друге, а теперь узнаем, что представляют собой каждая из групп.

Упр.2 "Презентация групп" Инструкция.

Нарисуйте овал во весь лист, пусть это будет лицо группы. Для того чтобы оживить его, нарисуйте:

- вместо глаз то, на что вы больше всего любите смотреть;

- вместо носа то, чем вы больше всего любите дышать, что вам нравится нюхать;

- вместо рта то, о чем больше всего любите говорить; - вместо ушей то, что больше всего любите слушать;

 - вместо волос - опишите свои мечты.

Предлагаю вам, используя нарисованный образ, представить свою группу. Нашлись ли в группе люди со схожими интересами? (Ответы участников)

 Упражнение3. «Нарисуй опасность»

Группам предлагаются  силуэты головы. Необходимо нарисовать опасности, которые мы слышим, осязаем, видим, говорим.

 Обсуждение: (насколько  одинаково / по разному мы  видим опасность)

Упр. 4  Ассоциативный ряд на слово - психологическая безопасная среда.

Инструкция. Какие ассоциации возникают у вас на слова - психологическая безопасность образовательной среды.

(Ответы участников)

В. Ассоциации разные, все они с разных сторон приближают нас к определению понятия психологическая безопасность образовательной среды.

А теперь мы хотим представить Вам результаты опроса детей старшего дошкольного возраста, детских садов города Кировска, Апатитов, Мурманска. Как  видят опасность дети. ( презентация)

Основная часть.

Мини-информация

Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от появлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье включенных в нее участников.

Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается  через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие  угроз  (опасности) или возможность надежной защиты от них.

С.Н. Илларионова рассматривает внутренние и внешние  условия психологической образовательной безопасности среды.

Внутренние условия:

  • Возросшая психологическая
  • ранимость;
  • уязвимость,
  • агрессивность
  • низкая толерантность
  • неготовность участников образовательного процесса к конструктивному разрешению конфликтов и преодолению стрессовых состояний.

Внешние условия:

  • усложнение социальной среды
  • информационный прессинг
  • межличностные отношения

Категория психологической безопасности (автор И.Баева).

  1.  Защищенность  от психологического насилия по таким структурным компонентам, как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, но ликвидация этих негативных действий для психологической безопасности образовательной среды недостаточно, т.к. они скорее краткосрочные, их нивелирование может снять текущие проблемы, но не обеспечить страховки от проявления комплексов и неврозов в будущем.
  2. Референтная  значимость среды (отношение к среде, принятие  ее ценностей и норм). Референтная среда - это среда, в которую человек стремиться быть принятым в качестве равноправного члена или, если он уже является членом этой группы, сохранить и упрочить свое положение в ней. Референтная среда рассматривается как значимость в плане влияния на установки личности
  3. Показатель  удовлетворенности основными  характеристиками процесса взаимодействия: Удовлетворенность и благополучие - синонимичны. Благополучие весьма значимо для всего внутреннего (субъективного) мира личности: благополучие обусловлено самооценкой и гармонией чувств. Психологическое благополучие - это гармония сферы чувств, ощущения внутреннего равновесия. Социальное благополучие - удовлетворенность своим статусом в своем микроокружении. Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса обусловлено:
  • Эмоциональный комфорт
  • Уважительное отношение к себе
  • Возможность высказать свою точку зрения
  • Сохранение  личного достоинства
  • Возможность обратиться за помощью
  • Учет личных проблем и затруднений
  • Внимание к просьбам и предложениям

Таким образом, модель психологической безопасности образовательной среды, авторов В.В.Рубцова и И.А.Баевой, включены 3 условия:

  1.  защищенность от психологического насилия
  2.  удовлетворенность в личностно-доверительном общении
  3.  рефератную значимость среды.

Эти три условия и обеспечивают психологическую безопасность образовательной среды.

Ведущий: Основными понятиями области изучения и построения психологической безопасности образовательной среды являются: «опасность», «риск», «угроза».

  • От чего следует защищать среду?
  • Что угрожает безопасности образовательной среды?

 Попробуем определить эти факторы.

Упр.5 Определение факторов риска и угроз в образовательной среде. 

Задания группам:

  1. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с индивидуальными и личностными особенностями дошкольника;
  2. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями "ребенок - ребенок"
  3. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с отношениями «воспитатель - ребенок»
  4. Определите риски психологической безопасности образовательной среды, связанные с семьей и отношениями» ребенок - родитель, семья».

(Ответы участников) см. Приложение 1

УПР.6 

Инструкция. Каждая группа имеет таблицу, в которой определены компоненты безопасности среды и их краткие характеристики.

Вам необходимо определить, в произвольном порядке, систему мер и мероприятий относительно каждого из компонентов и относительно своей деятельности как педагога - психолога, воспитателя, методиста, руководителя, которые и будут составляющими психологической безопасности образовательной среды.

Основные компоненты безопасности среды

Краткие характеристики

компонентов

Меры и мероприятия

1.Референтная значимость среды

- значимость образовательной

среды детского сада для ее

субъектов

 - отношение к образовательной среде детского сада.

2.Психологическая защищенность

- защищенность от насилия

- степень удовлетворенности

дошкольной жизнью

З. Удовлетворение

основных

потребностей в

личностно-

доверительном

общении

- личностно-ориентированное

взаимодействие субъектов

образования

- отношения в коллективах

Перед ДОУ стоит вопрос не только устранить угрозы и травмирующие ситуации, но и научить совладеть с ними, нарастить сопротивляемость и устойчивость личности. Образовательной среды - часть жизненной среды человека и психологическая безопасность среды и личности неотделимы друг от друга.

Каждый из вас ежедневно сталкивается с проблемной ситуацией, в которой приходится определять основные факторы риска и угрозы состояние психологической безопасности личности и определить средства влияния на ситуацию. Попробуем поработать с этим навыком.

Упр.8 "Ситуация" 

Ситуация № 1

Проблемная ситуация

Основные факторы риска и угроз дестабилизации личности

Выбор средств, влияния на ситуацию

В группе есть ребенок, над которым дети  не упускают случая поиздеваться

над его физическими или психологическими недостатками 

Ситуация №2

Проблемная ситуация

Основные факторы риска и угроз дестабилизации личности

Выбор средств, влияния на ситуацию

В группе есть ребенок с тяжелой психологической травмой (развод родителей). Отсюда неадекватное поведение, беспокойство, плохой аппетит, трудности засыпания и беспокойный  сон.

Ситуация №3

Проблемная ситуация

Основные факторы риска и угроз дестабилизации личности

Выбор средств, влияния на ситуацию

У ребенка присутствует чувство страха, подозрительности.

Ситуация №4

Проблемная ситуация

Основные факторы риска и угроз дестабилизации личности

Выбор средств, влияния на ситуацию

Ребенок на занятиях не справляется с заданием, выполняет с трудом, боиться сделать ошибку, педагог ругает ребенка за медлительность.

Обсуждение в группах. Представитель каждой группы высказывается о том, что в данной ситуации является фактором риска и угроз дестабилизации личности, что следует делать в данной ситуации.

В. Дает дополнительную информацию относительно каждой из ситуации. См. Приложение №3

Упр.9

Конфликтные ситуации среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения способствуют нарушению психологической безопасности.

А.С. Макаренко говорил, что ребенка воспитывает все: вещи, обстановка, но прежде всего и больше всего взрослые. Действительно, наиболее сильное воздействие на ребенка оказывает воспитатель. По данным исследования не только его знания, его кругозор, направленность интересов, но и его внешний вид, манеры, поведение, выражение лица, его настроение, тон голоса, жесты оказывают огромное влияние на ребенка. Это объясняется, прежде всего, тем, что для ребенка взрослый очень рано выделяется из всего окружающего. Особую роль личности педагога в жизни ребенка подчеркивал К. Д. Ушинский, когда подчеркивал - влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений.  Связи с конфликтом, возникающим в педагогических коллективах уместно вспомнить о "терциарном" конфликте, где из-за конфликта двух сторон страдает третья сторона - дети. Поэтому важно не только то, как переживают конфликт его участники, но и то, как он воспринимается окружающими. Коллектив дошкольного образовательного учреждения, вовлеченный в педагогический процесс, включает в себя не только педагогически работников - администрацию, воспитателей, специалистов образовательного процесса, но и обслуживающий персонал - помощников воспитателя, работников вспомогательных служб. Важно, чтобы те, кто работает в отдельном учреждении, составляли коллектив единомышленников и положительно влияли при взаимодействии друг с другом.

Предлагаем вам следующие ситуации. Подумайте -  каковы причины  данных конфликтов и какие шаги надо предпринять для их разрешения

Ситуация  1 

В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы. 

Педагог дополнительного образования игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате педагог дополнительного образования решила отказаться от работы с группой, что поставило под угрозу проведение детского праздника. Информация о возникшем конфликте быстро распространилась по детскому саду и стала известна заведующему. 

Как руководитель может конструктивно решить этот конфликт? 

Ситуация  2 

В детском саду давно назревал конфликт между старшим воспитателем и молодым специалистом - воспитателем одной из групп. На протяжении нескольких месяцев воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Старший воспитатель на основании объективной оценки деятельности педагога давала рекомендации по улучшению качества работы, делилась новыми разработками. 

Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшего воспитателя, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений.

Как должен поступить руководитель ДОУ, ставший свидетелем конфликта? 

 Ситуация  3

Заведующий ДОУ попросила педагога-психолога заменить заболевшего воспитателя. Педагог-психолог ответила, что у нее много своей работы. Заведующий не восприняла данные слова как отказ и решила, что ее просьба будет выполнена. 

На следующий день педагог-психолог в группу не пришла, а занималась в своем кабинете обработкой результатов проведенного ранее психологического тестирования. С группой пришлось работать старшему воспитателю. В конце дня информация дошла до заведующего. Она вызвала педагога-психолога к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию. 

По мнению заведующего, педагог-психолог вполне могла бы заменить заболевшего воспитателя, поскольку у нее есть педагогическое образование. Педагог-психолог придерживается своей первоначальной позиции.

Как разрешить данную конфликтную ситуацию? 

ВЫВОД.

Таким образом, мы можем сделать  вывод, что психологическая безопасность образовательной среды - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса, результат которого фиксируется в создании:

  • гуманистической образовательной системы детского сада;
  • единого образовательного и воспитательного пространства в среде детского сада;
  • комфортной  для психологического состояния детей организация режимных процессов.
  • включенности самого ребенка в образовательный процесс в субъектной позиции;
  • предоставление ребенку максимально возможной  в этом возрасте самостоятельности и свободы;
  • наличия значимых для ребенка  контактов с другими детьми и взрослым, обеспечивающих удовлетворение его потребности в межличностном общении, характеризующихся общинным характером организации деятельности, наличием отношений, основанных на требовательности и уважении друг к другу.

ПРИНЦИПЫ обеспечения психологической безопасности в образовательной среде детского сада:

- принцип опоры на развивающее образование и воспитание - принцип психологической защиты личности

- принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.   РЕФЛЕКСИЯ.

Инструкция. Прошу высказаться о занятии, продолжив любую из фраз: «Сегодня на практическом занятии я:

  • узнал
  • почувствовал
  • попробовал
  • буду делать  или

Участникам нужно закончить предложения, тем самым высказав, свое отношение к занятию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра с элементами тренинга "Как сделать предметную среду комфортной для ребенка".

Предлагаются упражнения и задания для активизации и систематизации знаний педагогов ДОУ  о предметно-развивающей среде....

Деловая игра на тему: «Наука о предметно-пространственной среде» (работаем с приложением ФГОС ДО)

Предметно-пространственная среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них....

Деловая игра для воспитателей и педагогов "Мир дошкольника" (особенности создания развивающей предметно-пространственной среды)

Конспект деловой игры включает в себя задания для нескольких туров, ответы к ним.Цель мероприятия - обощить знания педагогов по организации и использованию развивающей предметно-пространственной среды...

Педсовет -деловая игра «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО» (презентация)

Педсовет-деловая игра "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС ДО", презентация. Рекомендовано для старшего воспитателя....

Деловая игра "Музыкально - предметная развивающая среда ДОУ"

Цель педагогической игры: сформировать профессиональные умения и навыки педагогов ДОу по разделу "Самостоятельная музыкальная деятельность детей в группе"Содержит конспект с описанием этапов игры, зад...

Деловая игра "Психологическая готовность ребёнка к школе".

Деловая игра с родителями будущих первоклассников с приглашением учителя начальных классов....

Игры психологической направленности на развитие сплоченности детей старшего дошкольного возраста.

Развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с други...