Организация работы с родителями
статья

Для результативности воспитательной работы необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Для результативности воспитательной работы необходимо объединение усилий педагога и родителей, создание особой формы общения между ними.

Прежде всего нужен тщательный анализ собственной педагогической деятельности, без чего трудно выбрать подходящие методы взаимодействия с детьми –«свою педагогику». Любая авторская методика – это «пиджак с чужого плеча», который не может «прийтись по фигуре никому другому, кроме его автора, если не сделать соответствующую «подгонку».

В ходе анализа деятельности у воспитателя возникают вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи я ставлю перед собой? Какие методы считаю наиболее плодотворными? Что приемлемо для моих детей? Как я могу осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях?

В начале работы была поставлена задача – установить доверительные отношения с родителями на основе доброжелательности с перспективой на сотрудничество. Было решено, что на первом этапе при общении с родителями необходимо отмечать положительные стороны личности ребёнка, то есть не сосредотачиваться на негативных сторонах и проявлениях его характера – «переставить акценты». Для этого следует внимательно наблюдать за поведением детей в игровой и учебной деятельности, работать индивидуально с каждым ребенком.

Сформируем цели первого этапа работы:

- установить контакт с каждым ребенком и его родителями;

- сделать более разнообразными совместную деятельность и общение;

- стремиться жить жизнью ребенка.

Следующий этап – знакомство с условиями жизни и воспитания ребенка в семье, закрепление установки на сотрудничество. На этом этапе большое значение имеет профессионализм воспитателя: его умение убеждать родителей, вызывать у них доверие, проявлять тактичность, касаясь сложных семейных отношений. Воспитатель заинтересован в гармоничных отношениях между родителями и детьми, поэтому должен прилагать максимум усилий для того, чтобы родители освоили педагогические знания, навыки и умения, понимали возрастные особенности и возможности ребенка. Только так воспитатель получает возможность косвенно влиять на формирование благополучных условий жизни и воспитания детей в семье, что в дальнейшем непременно отразиться на установлении доверительных отношений между педагогом и родителем. Сообщая родителям об особенностях поведения ребенка на занятиях и в игре, о его коммуникативных навыках и прочих достижениях, важно не занимать «судейскую» позицию, а помнить, что воспитатель – партнер в воспитании и становлении личности. Поэтому так важно добиться активной воспитательной позиции родителей, вызвать у них желание узнать своего ребенка, оценить свои взаимоотношения с ним, способствовать его интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Положительные результаты в воспитательной работе возможны лишь при условии доверительного общения педагога и с детьми, и с родителями, а для полноценного диалога необходимо определить запросы родителей, согласовать с ними режим работы, выработать общие требования к поведению ребенка в семье и дошкольном учреждении. В этом помогло анкетирование, которое позволило в короткий срок собрать обширный и разнообразный материал по темам: «Особенности воспитания ребенка в семье», «Оценка детей родителями», «Что Вам мешает в общении с ребенком?», «Каким Вы видите своего ребенка?», «Как Ваш ребенок общается со сверстниками?».

Для пополнения педагогических знаний родителей были проведены консультации: «Азбука настроений», «Азбука общения», «Особенности общения ребенка первых семи лет жизни с взрослыми и сверстниками».

Родительские собрания у нас, как правило, проходят нетрадиционно. Одно из них было организовано в форме КВН. Его сценарий разрабатывался с учетом особенностей детей и запросов родителей, а проведению предшествовала большая совместная работа с привлечением педагогического коллектива, детей и родителей.

Еще одна нетрадиционная форма работы – ведение «летописей»

В течение года на страницах альбомов описываются события из жизни детей, участниками которых могут быть и родители. Одна из таких летописей называется «День за днем», в ней слова благодарности родителям за помощь в изготовлении пособий, за отремонтированную мебель  – за все, что они делают для того, чтобы помочь воспитателю в его нелегком труде. Страницы этой летописи с благодарностью читают те, кто неравнодушен к тому, как живется ребенку в детском саду. Остальных же они заставляют задуматься: чем я могу помочь дошкольному учреждению?

В летописи «Про нас для всех» собраны высказывания людей, которые помогают взрослым правильно оценить их поведение, лучше понять их и себя.

Летопись «Приглашаем в гости» начинается так: «Вы хотите знать все о сверстниках ребенка? Что они делают дома? В какие игры играют? Какие песни поют? Какие стихи читают? Какие телепередачи любят смотреть? Об этом Вы можете узнать не только на страницах нашей книги, но и побывав в гостях друг друга…»

Читая эту «летопись», можно узнать о «секретах» воспитания в каждой семье, найти что-то интересное, присущее только этому дому, и даже получить рецепт семейного блюда.

Важное условие моей работы – быть внимательным и к родителям, и к детям. Руководствуясь известными изречениями Дейла Карнеги «Наша жизнь такова, какой её делают наши мысли» и «Счастье в том, чтобы отдавать, делать добро», главные ценности мы находим в тесном общении с детьми и родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....

«Методические разработки для организации работы с родителями, направленные на формирование позитивных детско-родительских отношений» «Секреты успешной работы с родителями»

Дошкольное детство – уникальный и ответственный период в жизни человека – это момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...

Сборник «Из опыта работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями».

Опыт работы организаций-победителей IV Всероссийского конкурса образовательных организаций на лучшую организацию работы с родителями. ...