Анализ РППС
материал (подготовительная группа)

Паршина Елена Ивановна

Анализ РППС в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rpps.docx27.59 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в  подготовительной группе компенсирующей направленности для  детей с общим недоразвитием речи  «Колокольчик».

МБДОУ  9 г. Боготол

Воспитатель: Паршина Елена Ивановна

Развивающая предметно-пространственная среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребенка и его личности.

Непременными условиями построения РППС группы являются: реализация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком, что возможно при соблюдении принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

За основу было взято следующее определение РППС: «Развивающая предметная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием, инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».

Задачи развивающей предметно-пространственной среды:

1.обеспечивать интенсивную, непрерывную вовлеченность детей в разнообразные виды деятельности;

2.побуждать к активному исследованию окружающего мира;

3.обеспечивать разнообразие выбора детей на основе их интересов и потребностей;

4.способствовать развитию положительных наклонностей.

Анализ развивающей предметно - пространственной среды опирался на следующие нормативно – правовые документы:

1. Приказ от 17 октября 2013года  1155 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Постановление от 27 октября 2020года 32 «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил и норм СанПиН» 2.3/2.4.3590-20.

Учитывались следующие требования:

1. обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства.

2. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, возможность для уединения.

3. насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию программы.

4. трансформируемость пространства.

5. полифункциональность материалов.

6. вариативность среды.

7. доступность среды.

8. безопасность среды.

Основными компонентами развивающей предметно-пространственной среды в группе являются центры развития детей, созданные с целью роста познавательного потенциала и предоставления каждому ребенку возможности сосредоточиться на своей деятельности.

Физкультурно-оздоровительный центр «Здоровье».

     Основное назначение физкультурно-оздоровительного центра: развитие двигательной активности дошкольников, закрепление основных видов движений, формирование навыков здорового образа жизни.

     Является одним из самых любимых мест в группе. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребности в двигательной активности. Занимает большое пространство. Большой популярностью у детей пользуются шведская стенка и сухой бассейн. Так же имеются: массажные коврики и дорожки, мячи, обручи, скакалки, кольцеброс, кегли, детская баскетбольная корзина, шнуры длинные и короткие, мешочки с песком, ленты разных цветов, флажки, атрибуты для проведения подвижных игр и утренней и дыхательной гимнастики.

Центр «Науки» (экспериментирования и природный).

     Центр науки в группах детского сада подразумевает создание условий, в которых дети смогут наблюдать и исследовать объекты окружающего мира. Дети – прирожденные исследователи, активно собирающие информацию об окружающем мире. Они пытаются понять мир через наблюдения, экспериментирования с предметами. Наша задача – создать условия, в которых ребенок будет непосредственным участником исследования.

     Центр науки – очень важен в группе, так как он помогает детям обрести новые знания. Здесь дети могут экспериментировать, пробуя, повторяя свои действия в поисках результата, проводя долгосрочные наблюдения за растениями.

     Данный центр находится в приемной, что позволяет занять для него большое пространство и освободить место в группе для других видов деятельности.    Содержит: календарь природы и погоды, комнатные растения, паспорт растений, инструменты по уходу за растениями (палочки для рыхления, пульверизатор, губки, лейки), схемы по уходу за растениями. Природный и бросовый материал: шишки сосновые и еловые, камешки, песок, перья, ореховая скорлупа, семена, ракушки, листья. Имеется материал для проведения элементарных опытов (нитки, лупа, центр воды и песка, трубочки, пипетки, медицинские маски, фартуки и нарукавники, картотека опытов). Так же имеется художественная и научная литература, энциклопедии,  дидактические игры. В группе имеется световой стол для рисования песком.

     Весной, для наблюдения детьми, размещается «Огород на окне». Здесь дети наблюдают за ростом лука, гороха, рассады цветов и овощей, овса, пшеницы и т.д. Учатся ухаживать за ними, ставят опыты.

Центр «Строительная мастерская».

     Задачи данного центра: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми, самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Центр содержит: напольный и настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы, лего, схемы и модели для всех видов конструкторов; транспортные игрушки; схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолеты и др.).

Центр «Игротека».

     По мнению специалистов, игра, является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Существует множество причин помимо удовольствия, по которым игровую деятельность нужно считать положительной для ребенка. Активная игровая позиция дошкольника выполняет важные функции в его развитии:

- дает возможность удовлетворить свои основные потребности, погрузившись в воображаемую ситуацию, стать "как взрослый". Взять на себя роль  продавца, врача, повара, моряка, летчика и т.д.

- служит в будущем базой для развития самых разных навыков в общении.

-Учит общению со сверстниками, дает возможность взаимодействовать как внутри разных ролей, так и просто обсудить "несерьезные" детские дела.

- помогает реализовать естественную потребность ребенка в движении: лететь на самолете, плыть на корабле и пр.

- способствует развитию психических познавательных процессов дошкольника: внимания, мышления, воображения, речи и т.д. (в этом кроется успех дальнейшего формирования интеллектуального и личностного потенциала ребенка).

- служит фундаментом для успешного перехода к новому виду деятельности — учебе.

     В центре имеются: атрибуты для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Салон красоты»); транспорт разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, фигурки животных и людей, куклы, наборы посуды, мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр, ширма для моделирования игрового пространства, предметы - заместители; дидактические игры, настольно – печатные игры. Логико-математические игры, схемы и планы, разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания, счётные палочки. Центр «Игротека» расположен вблизи центра «Строительная мастерская» с целью возможности использовать постройки в игре.

Центр «Безопасности».

     Этот центр служит для решения задачи создать такую предметно-развивающую среду группы, которая способствовала бы активному освоению детьми ключевых знаний о правилах дорожного движения, пожарной безопасности, о службах спасения.

     Данный центр содержит: макет проезжей части и модели транспортных средств, дорожные знаки, светофор, дидактические, настольные игры по ПДД, пожарной безопасности, раскраски, литературу о правилах дорожного движения, маршрутные листы движения детей от дома до детского сада.

Центр «Туристско-краеведческий».

     Располагается в рабочей зоне и используется как место для индивидуальных и подгрупповых самостоятельных игр, и занятий с материалами различного вида.

     Содержание центра: Государственная символика России, Красноярского края, города Боготола, глобус, детская и научная литература, картонные куклы в национальных костюмах России, географические карты. Тематические папки о городах: Боготоле, Красноярске, Москве. Папки о профессиях и жизни разных народов земли. Дидактические игры: «Моя семья», «Найди пару», «Собери пазл» и т.д.

Центр «Книжный».

     Прививать любовь к книге в дошкольном возрасте важно для дальнейшего формирования личности ребенка. Его наличие необходимо в каждой возрастной группе, а содержание и размещение зависит от возраста и роста детей. Цель создания этого центра – привить детям навыки культуры общения и обращения с книгой, бережного отношения к ней.  

     В данном центре ребенок по своему желанию может самостоятельно выбрать книгу и спокойно познакомиться с ней, внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.

     Данный центр содержит в себе: детскую художественную литературу; иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, портреты детских поэтов и писателей с краткой биографией, детские журналы, раскраски по теме сказок. Центр оснащен магнитофоном с аудиотекой. Дети прослушивают сказки в записи.  

Центр «Музыки и театра»

     Данный центр способствует формированию интереса к музыке и театру, развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей, знакомит с музыкальными инструментами.  Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах, инсценируют сказки, используя для этого различные виды театра: настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, вязаный, кукольный, Би-ба-бо. Особой популярностью у детей моей группы пользуется театр на фланелеграфе. Имеется ширма для показа кукольного настольного театра. Дети инсценируют знакомые художественные произведения, часто дополняя их, а так же придумывают свои. Прослушивают на магнитофоне детские песенки, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы.

     Здесь размещены музыкальные игрушки: ксилофон, гитара, погремушки, бубен, барабаны, дудочки, шумовые инструменты магазинные и изготовленные своими руками,  иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, композиторов с краткой биографией.  

Центр «Творческая мастерская»

     В этом центре размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных и растений, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, салфетки, пластилин, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, трафареты, кусочки ткани, ножницы с тупым концом, пособия для нетрадиционного рисования.) Центр дополнен «Стеной творчества», куда выставляют работы, созданные самостоятельно и с родителями дома.  Работы доступны для просмотра, являются украшением группы.

Центр «Экономики»

     Ребенок очень рано включается в экономическую жизнь семьи, сталкивается с деньгами, рекламой, ходит с родителями в магазин, участвует в процессах купли-продажи, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском, часто искаженном уровне.

Усвоение экономических знаний на ступени дошкольного возраста -  это, прежде всего, один из путей совершенствования нравственного и трудового воспитания.

     В этом центре находится: парциальная программа для детей старшего дошкольного возраста «Тропинка в экономику», парциальная программа «Азбука финансов» (обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста), «Сказки для малышей об экономике», образцы монет и бумажных купюр, пластиковые и дисконтные карты разных банков и магазинов, макет банкомата, дидактические игры и экономические ребусы, дерево экономических поня

Уголок «Уединения».

     Для формирования психологической стабильности, для ребенка важно в группе иметь личное пространство, место уединения. Благодаря этой зоне у ребенка появляется возможность уединиться, расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, сбросить излишки напряжения, восстановить силы, пополнить запас энергии, почувствовать себя защищенным, что очень важно для детей с нарушениями речи. Уголок уединения распологжен в спальне. Это место, где ребенок может поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Уголок уединения в детском саду необходим для снятия переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту.

Речевой центр «Говоруша».

     Этот центр направлен на развитие речевого аппарата, автоматизации, поставленных логопедом звуков, развитие мелкой моторики.

В центре имеются зеркала для каждого ребенка, индивидуальные логопедические сундучки. В них имеются: ребристые карандаши, зубные щетки, грецкие орехи, массажеры для рук, шнуровки, сосновые шишки, шарики су-джоку, пуговицы, бусинки  и нитки, прищепки, дудочки или свистки, воздушные шарики. Есть дыхательные тренажеры, изготовленные своими руками. ( Пластиковые бутылки, наполненные шариками из пенопласта. В крышку вставлена трубочка для коктейля. ) Так же имеются дидактические пособия и иргы.

В приемной расположен информационный центр для родителей.                      

          Для каждого воспитателя  контакт с родителями воспитанника очень важен. А хорошо оформленный родительский уголок дает отличную возможность контактировать с родителями. С помощью выставленной информации в родительском уголке, мамы и папы могут видеть успехи своих детей, узнать больше о том, какие занятия с ними проводятся, о других событиях в садике, а также прочитать правильные советы о, том, как лучше воспитывать детей.

Содержание уголка для родителей: доска объявлений, режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и советы для родителей, консультации психолога, логопеда, рекомендации родителям по изучению материала недели, лэпбуки, а также выставочный стенд с работами детей.

В нашей группе все элементы среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Пространственные возможности помещений группы спальни и приемной используются рационально, обеспечивается эмоциональное благополучие детей, возможность самовыражения, благодаря свободному доступу детей к игровым материалам и оборудованию. При создании предметно-пространственной среды мною были учтены все принципы ее построения: полифункциональность, трансформируемость, вариативность, насыщенность, доступность, безопасность.

Предметно-пространственная среда меняется с учетом принципа тематического планирования и в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей воспитанников, что обеспечивает принцип трансформируемости пространства.

Возможность разнообразного использования различных составляющих - детской мебели, мягких модулей, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, обеспечивает принцип полифункциональности материалов.

Оборудование, игрушки, пособия изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей, соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования, дизайн мебели предусматривает отсутствие острых углов.

Одним из требований к развивающей среде является доступность. Все игровые материалы, пособия в группе находятся в свободном доступе для детей. В группе есть свой порядок и правила пользования тем или иным материалом, пособием, что помогает детям правильно и рационально это использовать.

При организации, развивающей предметно - пространственной среды многие пособия и игровые материалы, такие как атрибуты к сюжетно-ролевым, театрализованным, подвижным играм, музыкальные инструменты, спортивное оборудование изготавливаю своими руками, привлекая родителей воспитанников, что отражает их индивидуальный стиль в организации игрового пространства, наполняемости центров развития.

Наполнение центров развития варьирую в зависимости от смены сезонов, темы недели, запросов детей. Подбираю разнообразные материалы, способствующие реализации детских идей в разных видах деятельности, материал разного уровня сложности, добавляя различные вспомогательные пособия для поддержки самостоятельных действий: схемы, модели, дидактические игры. Это стимулирует мыслительную и речевую деятельность, развивает потребности и способности детей в различных видах познавательной, продуктивной и игровой деятельности.

Вывод:

Таким образом, при организации, развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО и основной образовательной программой дошкольного образования, в группе осуществляется творческий подход, позволяющий использовать формы, методы и приемы развития воспитанников в разнообразных видах детской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно- пространственной среды в группе....

Карта анализа РППС для проведения смотра-конкурса "Готовность к новому учебному году"; группы старшего дошкольного возраста

Карта анализаДля проведения смотра-конкурса «Готовность к новому учебному году»Группы старшего дошкольного возраста Группа №________________________________Ф.И.О. воспитателей ___________________...

Анализ РППС 2017г.

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...

Анализ РППС

Анализ РППС в подготовительной группе....

Анализ РППС Подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды подготовительной группы по разделу "Развитие игровой деятельности"...

Анализ РППС средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности"

Анализ развивающей предметно-пространственной среды средней группы по разделу "Развитие игровой деятельности", выводы, рекомендации...

Анализ РППС

Анализ развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС....