Моделирование сказок
план-конспект занятия (старшая группа)

занятие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моделирование сказок с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера


Метод моделирования позволяет останавливать внимание ребенка на логике изложения, характерных признаках персонажей, образности и меткости народного языка. Моделирование сказок представляет собой символическое обозначение героев сказки.

Русская народная сказка «Курочка ряба»

1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Курочка ряба». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.

- С каких слов начинается сказка(Жили – были дед да баба и была у них Курочка ряба).

Дед был такой: прямоугольный, большой, синий.

Баба: прямоугольная, большая, красная.

Курочка ряба: квадратная, большая, желтая (дети выкладывают блоки слева на право, воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

- Что было дальше? (Снесла Курочка яичко, да не простое, а золотое).

- А яичко было такое: круглое, маленькое, желтое.

- Что стали делать дед с бабой? (Дед бил-бил – не разбил, баба била-била – не разбила)

Дети: «Бежала мимо мышка, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».

- А мышка была такой: треугольная, маленькая, синяя.

Дети«Дед плачет, баба плачет, а Курочка кудахчет…»

2.- А сейчас давайте вспомним всех героев нашей сказки.

Воспитатель показывает один из блоков детям.

- … кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).

Также с остальными блоками.

3. – А сейчас я проверю, как вы всех героев запомнили.

Вызывается ребенок, ему закрываются повязкой глаза, вкладывается в руки блок. Задача ребенка назвать правильно все три свойства этого блока и вспомнить героя сказки.

Также угадываем остальных героев.

       G:\2019год\IMG_3987.JPG

4. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.

- А сейчас мы с помощью палочек попробуем построить вот такую красивую Курочку рябу.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве Курочки рябы.

- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?

- Молодцы, очень красивые Курочки у вас получились.

Палочки Кюйзенера«На золотом крыльце …» лист 15 (Птичий двор).

Русская народная сказка «Пых»

1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Пых». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.

Воспитатель:

- С каких слов начинается сказка(Жили-были дед, бабка, да внучка Аленушка).

- А дед был такой: квадратный, большой, синий, (можно ввести четвертое свойство - «толстый»).

Бабка: квадратная, большая, красная, толстая.

Аленушка: треугольная,большая, желтая, толстая.

- И был у них огород. Давайте вспомни, что росло у них на огороде.

(Следующие блоки дети выкладывают во второй ряд)

Капуста: квадратная, маленькая, синяя, тонкая.

Свекла: круглая, маленькая, красная, тонкая.

Морковь: треугольная, маленькая, красная, тонкая.

Репка: круглая, маленькая, желтая, тонкая.

- Что же произошло дальше?

Захотелось дедушке однажды репки. Пошел он в огород. Наклонился к репке,а под кустом кто-то«Пых, пых». Испугался дед – и бежать. Испугалась и бабка. Поглядела на деда с бабкой Аленушка, пожалела их и пошла в огород. Не испугалась Аленушка, наклонилась и увидела колючего колобка.

- А колобок этот был таким: треугольный, большой, синий, тонкий.

(Потянула Аленушка репку и вытащила сладкую-пресладкую).

Все блоки дети выкладывают слева на право и образуют первый ряд. Воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

2. – Давайте вспомним главных героев сказки. Посмотрите на блоки первого ряда.

-, это кто? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и описывает все четыре свойства блока).

- Что общего между этими блоками(они все большие и толстые)

- А теперь давайте еще раз вспомним, что растет в огороде у деда с бабкой. Посмотрите на блоки второго ряда.

-, что это? Опиши этот блок?

- Что общего между этими блоками(они все маленькие и тонкие)

3. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.

А теперь отгадайте загадку:

Под кустами, под елками

Лежит клубок с иголками. (Еж)

- Так что же это был за колючий колобок, которого увидела Аленушка? (еж)

- Что ежик любит есть больше всего? (яблоки и грибы)

- Сейчас мы с вами построим с помощью палочек вот такое красивое красно-желтое яблоко.

- А яблоко это овощ или фрукт?

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве яблока.

- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?

- Молодцы, очень красивые яблочки у вас получились.

Палочки Кюйзенера«На золотом крыльце …» лист 5.

Русская народная сказка «Кот и петух»

                   C:\Users\user\Desktop\дети декабрь\IMG_20201221_164244.jpg

1. Воспитатель вместе с детьми вспоминает русскую народную сказку «Кот и петух». Перед каждым ребенком лежит коробка с блоками Дьенеша.

Воспитатель:

- С каких слов начинается сказка(Жили-были кот да петух).

- Кот был таким: квадратный, большой, синий, толстый.

Петух: круглый, большой, желтый, тонкий.

- Как они жили? (Кот уходил на охоту, а петушок оставался один дома. Петух дома уборку наведет, потом сядет на жердочку песни поет и кота ждет).

- Бежала мимо лиса.А лиса была такой: треугольная, большая, красная, толстая.

- Подошла лиса к окошку и песенку запела. Давайте вспомним ее песенку.

- Что произошло дальше? (Петушок выглянул в окошко, а лиса схватила его и понесла в лес. Котик был неподалеку и спас петушка, а потом опять ушел на охоту. А лиса снова у окошка петушка, песенку свою поет. И во второй раз она унесла петушка, но котик спас его. Но и в третий раз лиса обманом украла петушка. Купил тогда котик гусли и пошел к лисьему дому, запел свою песенку).

- Давайте вспомним песенку кота.

- Но лиса была занята и послала посмотреть своего лисенка, кто это поет.

- А лисенок был такой же формы как мама, только маленький, такого же цвета как мама, и тонкий. Посмотрите внимательно на лису. Какой же её лисёнок? (треугольный, маленький, красный, тонкий).

Все блоки дети выкладывают слева на право и образуют первый ряд. Воспитатель выполняет те же действия, что и дети).

- Что же было дальше? (Кот схватил лисенка и посадил в короб. Потом лиса послала петушка. Петушок вышел на крылечко, а там кот его ждет. С тех пор кот и петух живут вместе, а лиса к ним и не показывается).

2.- А сейчас давайте вспомним всех героев нашей сказки.

Воспитатель показывает один из блоков детям.

- … кто это? Опиши этот блок? (ребенок называет героя сказки и, глядя на блок, определяет все три свойства).

Также с остальными блоками.

Здесь по желанию воспитателя можно ввести часть, связанную с отгадыванием сказочных героев с закрытыми глазами.

3. Дети собирают блоки в коробки, воспитатель забирает их и выдает коробки с палочками Кюйзенера.

- Давайте еще раз вспомним песенку, которую пела лиса петушку.

- Сейчас мы с вами построим из палочек вот такого большого красивого сказочного петушка.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец, помогает детям, нуждающимся в помощи при строительстве петушка.

- Какую сказку мы сегодня с вами вспоминали?

- Каких героев сказки вы запомнили?

- У вас получились очень красивые петушки.

Дети собирают палочки в коробку.

Палочки Кюйзенера«На золотом крыльце …»  (Птичий двор).

                                                C:\Users\user\Desktop\папка к аттестации\дети январь\IMG_20210112_080823.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по МОДЕЛИРОВАНИЮ СКАЗОК

В этой консультации я попыталась донести, как можно работать со сказкой нетрадиционно.  Рассказала, как с помощью сказки развивать мышление и связную речь ребёнка, а так же память....

«Моделирование сказок как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста с ослабленным зрением».

Теоретически и экспериментально доказано, что расстройства речи детей с ослабленным зрением являются сложным дефектом, в котором прослеживаются взаимодействия речевой и зрительной недостаточности. Реч...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

«Метод моделирования сказок как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.Задачи:1)  Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некото...

Моделирование сказок

Открытое мероприятие...

«Метод моделирования сказок как средство развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

К числу важнейших задач коррекционной  работы с дошкольниками, имеющими ЗПР, относится формирование у них связной речи. Значительные трудности в овладении навыками связной речи у детей с ЗПР...

Моделирование сказок

Моделирование сказок – это один из методов, который позволяет удержать в памяти детей короткие эпизоды сказки. Однако это не самое главное… детство напол­нено сказками и основное заключ...