Экологическое воспитание в коррекции поведения дошкольников
статья (старшая группа)

Григорьева Алина Владимировна

в статье раскрываются возможности использования природных материалов в коррекционной работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание в коррекции поведения дошкольников

Григорьева А. В., Петухова О. Ф.

МБДОУ «Детский сад №130» г. Чебоксары

dou130@bk.ru

Аннотация: в статье раскрываются возможности использования природных материалов в коррекционной работе с детьми.

Ключевые слова: коррекционная работа, природные материалы, эмоциональное напряжение, экологические сказки.

Особая роль в воспитании детей принадлежит природе. Изучение окружающей природы изначально осуществляется чувственным путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, на прогулке дети учатся различать окраску листвы, слышать шум  ветра, шорохи опадающих листьев и т.д. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте, явлении, а, следовательно, тем богаче становятся его представления. На основе таких представлений возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. При помощи взрослого у детей формируются навыки бережного обращения с природой. Таким образом, плавно происходит формирование экологической культуры дошкольников.

В работе педагога-психолога особая роль отводится использованию природных экологичных материалов в коррекционной работе с детьми.

Для снятия эмоционального напряжения детей используется техника создания «Живых картин». Эта техника доступна детям со среднего возраста. Для создания такой картины нужен лист бумаги или картона, на который можно нарисовать рамку. Так же, понадобятся любые природные материалы (веточки, листья, травинки, цветы, мох, камушки, ракушки, песок, шишки, желуди, семена, скорлупки орехов, перышки, кора деревьев и т.д.). Детям дается инструкция, расположить все, что им хочется, так, как они пожелают. Важно не давать готовых образцов картин. Ребенок сам выкладывает свой неповторимый сюжет. В процессе выполнения гармонизируется психическое состояние, улучшается настроение, снимается эмоциональное напряжение, развивается фантазия и воображение. Особенно воспитанникам нравится выкладывать придуманные ими узоры используя перья и ракушки. С трепетом, с замиранием сердца они раскладывают на своих «холстах» фантастических животных и птиц.

Положительные результаты в работе с коррекцией детской агрессивности и тревожности дает использование авторского приема «Экологические сказки». Ведь не секрет, что сказки любят и дети, и взрослые. Погружение в сказочный мир часто бывает очень полезным и терапевтичным. Суть экологической сказки заключается в том, что для нее необходимо создать сказочного героя из природных материалов (например: гном из шишки, черепаха из скорлупки грецкого ореха, еж из желудя и т.д.) Тут возможности фантазии неограниченны. Это может быть как существующий персонаж, так и вымышленный, придуманный ребенком. Необходимо лишь предоставить для создания все необходимые природные материалы (веточки, листья, травинки, цветы, мох, камушки, ракушки, песок, шишки, желуди, семена, скорлупки орехов, перышки, кора деревьев и т.д.) и пластилин для скрепления деталей между собой. Создание героя уже является очень полезным и развивающим занятием. После того, как персонаж готов сочиняется своя неповторимая оригинальная сказка об этом герое. В сказке может быть спрятан страх или тревожащая ребенка ситуация, которую можно проработать. Эта работа может вестись как индивидуально с ребенком, для решения его проблемной ситуации, так и в группах. Групповая работа хорошо подходит для коррекции детской агрессивности, тревожности. В групповой работе сначала детьми создаются их сказочные персонажи, а потом придумывается общая сказка. Взрослый мягко направляет детей, ненавязчиво корректирует сюжет. Особая  роль в применении «Экологической сказки» выделяется музыкальному сопровождению. Важно чтобы это были звуки природы- пение птиц, шум дождя, моря, звуки животных. Так же важно в каждой сказке обращать внимание детей к бережному обращению с природой и животными. Экологическое воспитание  в первую очередь это воспитание духовности, нравственности, интеллекта. Природа производит огромное влияние на ребенка, учит радоваться и удивляться, одаряет его звуками и запахами. Взрослым важно научить ребенка видеть окружающую красоту природы. Дать понятие о роли человека, от которого зависит будущее нашей планеты. Данная работа ведется с детьми подготовительных групп. Ребятами были придуманы сказки «Рыбка, потерявшая свой цвет», «Приключения попугая в лесу» и т.д.

Одним из действенных и простых способов для снятия психологической нагрузки дошкольников является прием "Рисование на песке». Песок – это удивительный природный сенсорный материал. При работе с песком активизируется внимание. Но в тоже время создаются условия для релаксации. Песочная арт-терапия – интересное, необычное, «живое» занятие для детей любого возраста. Поглаживание песка ладонью, кончиками пальцев, носит успокаивающий эффект, расслабляет, способствует снятию напряжения. При регулярных занятиях дети повышают свою самооценку, растет уверенность в себе, дети учатся принимать себя такими, какие они есть. Особую роль в деятельности играет музыкальное сопровождение. Такие композиции как: звуки природы, пение птиц, классическая музыка, «Маленькая ночная серенада», «Волшебная флейта» В.А.Моцарта, «Оркестровая сюита» И.С.Баха, «К Элизе», «Ода к радости» Л.В.Бетховена, «Щелкунчик» («Чай», «Китайский танец», «Вальс цветов», «Танец Феи», «Драже»  П.И.Чайковского помогают воспитанникам углубиться в процесс, успокоиться, снять эмоциональное напряжение.

Работая с песком под музыку, в затемненном помещении, задействуются одновременно зрительный, слуховой и кинестетический каналы, что позволяет полноценно погрузиться в работу. Кроме того, рисование песком помогает развить мелкую моторику, что особенно полезно для детей (потому что через стимуляцию пальцев рук развивается мозг). А если рисовать двумя руками симметрично, это  способствует гармоничному развитию двух полушарий головного мозга. Такие задания достаточно сложны для детей, но систематическая работа плодотворно влияет на развитие детей и их успехи. Рисование песком позволяет научиться осознавать себя и выражать собственные чувства. Усилить ощущение собственной личностной ценности. Развить чувство внутреннего контроля. Проработать внутренние и межличностные конфликты, сложные ситуации, принять решение.

Опыт показывает, что возможности использования природных материалов в коррекционной работе с детьми могут быть широко применены в образовательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей / Э. Залкинд// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 1. - С. 110-114.

2.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте. / С.Н. Николаева. -  М., Новая школа, 2005. 148с.

3. Ясвин, В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясин. — Москва: «Смысл», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии коррекции поведения дошкольников.

Когда  мы говорим об игровых технологиях коррекции поведения детей, имеем в виду системную работу включающую диагностику и комплекс игр, направленную на решение этой проблемы.Поведение дете...

Консультация для воспитателей в виде презентации "Как скорректировать поведение ребенка. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников"

Сегодняшние воспитанники детского сада заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Многие из них уже серьезно занимаются музыкой, танцами, я...

Игры для коррекции поведения дошкольников

Игры для коррекции поведения дошкольников 1. Игры с правилами (игры - соревнования).«Воробьиные драки»Дети, присев на корточки и положив руки на колени, изображают воробышков. В такой позе,...

Игровые технологии в коррекции поведении дошкольников

Данный материал ознакомит педагогов с типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном. Что позволит выстроить алгоритм организации коррекционно...

Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2017-2018 уч.г.

В отчете по инновационной деятельности "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена деятельность творческой группы на начальном этапе....

Отчет по инновационной технологии "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" 2018-2019 уч.г.

В отчете "Игровые технологии коррекции поведения дошкольников" представлена работа творческой группы на промежуточном этапе....

Игра- как коррекция поведения дошкольников.

Игры и упражнения для коррекции поведения у дошкольников....