Обобщённый опыт на тему "Сюжетная игра в раннем возрасте"
статья (младшая группа)

Парфенова Екатерина Владимировна

В данном опыте хорошо раскрыты приёмы руководства игрой,взаимодействие с семьями воспитанников, организация РППС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методический материал29.3 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 31 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВИЧУГА

   ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

Парфеновой Екатерины Владимировны

                                           

Тема:

«Сюжетная игра в раннем возрасте»

                                                     

                                                                2021г.

                                                 

                                                            Оглавление

Введение

Проблема развития сюжетной игры в исследованиях педагогов и психологов

Педагогические принципы руководства сюжетной игрой

Организация предметно-пространственной среды для   сюжетных игр

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам организации и проведения сюжетных игр

Результаты работы

Заключение

Список литературы

                                                     

                                                          Введение

Актуальность темы.

 

Раннее детство – особый период физиологического и психического становления ребенка. В этот период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма ребенка.

Игровая деятельность является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, а сюжетно-ролевая игра занимает в ней важное место. Сюжетно- ролевые игры – основной вид творческих игр детей дошкольного возраста, в них преимущественно играют дети, и эти игры оказывают большое влияние на них.

Особенности периода раннего детства определяют задачи и средства воспитания детей. Они находятся в ряду общих задач воспитания подрастающего поколения и включают физическое, умственное, нравственное и эстетическое воспитание. Известно, что сюжетная  игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетной игре.

    Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. Одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется.

Задачи педагога – направить изложение на усложнение сюжета, где могут появляться новые герои или один и то же герой, но в разных обстоятельствах. Чтобы дети не повторяли один и тот же сюжет, педагог предлагает на выбор схемы, на которых изображены или люди, или животные, птицы, растения и т.д.; или один герой, действующий в разных обстоятельствах.

Актуальность нашей работы заключается в том, что существуют некоторые проблемы организации педагогических условий развития сюжетной игры у детей раннего возраста, неумение детей самостоятельно играть. Поэтому целью нашей работы мы считаем развитие сюжетной игры  с учётом индивидуализации и психологических особенностей детей раннего возраста.

Основными задачами работы по данной проблеме является следующие:

- изучить литературу по проблемам игровой деятельности у детей раннего возраста;

- умение педагогически правильно руководить сюжетной игрой, развивать у детей самостоятельность;

- разработать картотеку сюжетных игр, учитывая индивидуальные особенности детей;

- организовать взаимодействие с родителями воспитанников по вопросам организации сюжетной игры в семье.

Для реализации поставленных задач, мы обратились к отечественным и зарубежным психологам и философам, которые разработали методы и приёмы руководства сюжетной игрой. Исследования учёных легли в основу нашей работы по данному направлению.

Проблема развития сюжетной игры

в исследованиях педагогов и психологов

     

Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы, в это время возникают личностные механизмы поведения, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно всё это происходит в сюжетной игре.

     Элементы современных педагогических технологий творческих сюжетно-ролевых игр были заложены крупными педагогами отечественной дошкольной педагогики А.П. Усовой, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой. В исследованиях отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, Бондаренко А.К., Матусик А.И. и др. полно и подробно рассмотрены педагогические и психологические основы игровой деятельности. В этой связи особое значение приобретает изучение становления игровой деятельности, которое происходит в младшем дошкольном возрасте.

 Данные авторы признавали необходимость руководства сюжетными играми со стороны взрослого. Они раскрыли три направления руководства:

- приемы, направленные на формирование игры;

- приемы, связанные с формированием инициативы и творчества;

- приемы, направленные на формирование взаимоотношений.

Вышеназванные авторы выделяют следующие этапы руководства игрой:

- подготовительный (обогащение впечатлениями на занятиях, экскурсиях, целевых прогулках, создание предметно-пространственной среды);

- основной этап (начало, ход, конец игры, воспитатель использует прямые и косвенные приемы);

- участие в игре (совет, напоминание и т.д.).

   Среди авторов современных педагогических технологий игровой деятельности также выделяются: Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова, Н.Ф. Тарловская, Е.О. Смирнова, Л. Лидак и т.д.

     Для этих авторов характерна следующая позиция: игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут.

     Известный русский ученый и психолог К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов, к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности.
     Выдающий исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаний со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Особую роль в формировании нравственной личности ребенка играет сюжетная игра.

           Таким образом, учёные считают, что сюжетная игра, как неотъемлемый вид деятельности дошкольника, имеет важнейшее значение в формировании нравственной личности ребёнка, оказывает огромное влияние на психологическое, физическое и умственное развитие ребенка дошкольника. Следовательно, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.

       Проанализировав литературу по данному вопросу, мы ещё раз убедились, для того чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении и правильно применить их на собственной практике.

     

 Педагогические принципы руководства сюжетной игрой

   

Сюжетной называется игра, в которой ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. В сюжетной игре малыш создает воображаемые ситуации и действует в них, переносит свойства одних предметов на другие. Сюжетная игра — это особый вид предметной деятельности, когда дети по-новому осознают мир предметов и человеческих отношений. В сюжетной игре они стремятся вступить в действенные связи не только с доступными им вещами, но и с теми, которыми владеет взрослый,— стараясь быть похожими на него.

Приёмы руководства сюжетной игрой:

Косвенные приёмы - без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры)

Прямые приёмы - непосредственное включение педагога в игру.

При руководстве сюжетной игрой мы ставили для себя следующие задачи:

- развивать игру как деятельность (расширение тематики игр,
углубление их содержания)

- использовать игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.

    К педагогическим условиям  развития игровой деятельности детей 3-го года жизни  можно отнести:

-  использование  различных  приемов и  форм комплексного руководства игрой;

- создания разнообразной, многофункциональной  игровой среды;

- обогащение игрового опыта детей через наблюдения, показы, совместные игры;

- включение в педагогический процесс проблемных ситуаций (простых и сложных) и словесных инструкций;

- педагогическое просвещение родителей по организации игровой деятельности детей в домашних условиях.

   Начиная работу по формированию сюжетной игры, мы исходили не только из возрастных особенностей детей, но и учитывали общий уровень развития ребенка, имеющийся у него опыт жизни в детском саду, а также игровой опыт, приобретенный в семье. Формирование сюжетной игры осуществлялось на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации  условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом. Мы решили провести диагностику по наблюдениям, которые мы видели в процессе игры, опираясь на три уровня сформированности игровых действий у детей 1 младшей группы.

Высокий уровень: игровые действия разнообразны, согласовывает свои действия с действиями партнера по игре, свои действия сопровождает речью, использует в игре предметы-заместители, чередуя их с образными игрушками, является инициатором выбора игрушек.

Средний уровень: игровые действия разнообразны, но не всегда согласуются с действиями партнера по игре. Предметы-заместители использует редко. Является инициатором выбора игрушек.

Низкий уровень: игровые действия однообразны, предметами-заместителями не пользуется, но является инициатором выбора игрушек.

Проведя диагностику, мы убедились в том, что у детей наблюдается низкий уровень  сформированности  азов  сюжетной игры  80%, средний 20%.

       Учитывая то, что в игре у детей  развивается инициатива, настойчивость в достижении цели, умение преодолевать трудности, формируется  личность дошкольника, его морально – волевые качества,  реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и многое другое, мы решили уделить больше внимания на работу по организации игровых умений у детей.

   Прежде всего, для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста,  мы  развертывали  совместную игру с детьми, изменяли  характер участия в ней ребенка в такой последовательности:

 1) привлекали  детей к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировали его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнера-взрослого;

2) привлекали  детей к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

 3) ориентировали  детей  на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировали  словесное обозначение игровых действий.

   Первоначально мы решали задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого развертывали  сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. Это легче всего сделать, приписав им какие-либо близкие и понятные детям желания. Делать это нужно примерно следующим образом. Мы усаживали за детский столик куклу (мишку, зайца размером не менее 50 см), ставили на стол игрушечную тарелку, кладет ложку (соответствующих кукле размеров). Обращаясь к детям, говорили: «Вы играете, и я поиграю с куколкой. Я сейчас ее покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!» Берет ложку и несколько раз (5-6) подносит ее ко рту куклы. При этом разговаривали  с куклой: «Ешь, открывай рот! Вот какая хорошая, ест кашу!»

Важно в этот период обеспечить малышам возможность развернуть игровые действия с куклой (мишкой, зайцем) самостоятельно. Для этого нужно посадить несколько игрушечных персонажей за столы (в удобном для детей месте), поставить перед ними тарелки, положить ложки (игрушечные, больших размеров, даже настоящие чайные) или подготовить пару игрушечных кроваток и стульчиков и т.п. При организации сюжетной игры  воспитатель должен играть вместе с детьми. Как в совместной игре с детьми, так и при создании условий для их самостоятельной деятельности, совершенно недопустимы со стороны взрослого принуждение, навязывание тем, игровых ролей, формы игры (индивидуальной или совместной). У детей не должно возникать чувство, что в детском саду «надо играть, как велят, а не как хочешь».

На данном этапе игровые предметы, используемые воспитателем в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в нее.

По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками  мы перешли  к игре, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, связанные друг с другом: «варим» кашу на игрушечной плите, а затем «кормим» ею кукол; «кормим» кукол, а затем укладываем их спать; «купаем» куклу, а затем «укладываем» ее спать; «стираем» кукольное белье в игрушечном тазике, а затем «гладит» его утюгом и т. д.

После того как дети научились развертывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнера-взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи — формированию игрового действия с предметом-заместителем.

При введении в игру предметов-заместителей  мы не только осуществляли игровые действия с ними (подносить ложку-палочку ко рту куклы, намыливать мишку мылом-кубиком), но и словесно обозначали  условный предмет («Это у нас мыло», «Это как будто ложка» и т.п.), смысл производимого с ним действия («Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло» и т. п.), делали это неоднократно в ходе игры, чтобы для ребенка полнее выступала условность игрового предмета и действия. Овладение ребенком действиями с предметами-заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствуют о том, что ребенок усвоил азы сюжетной игры.

На первых порах для того чтобы дети могли развертывать игровые действия самостоятельно, воспитателю следует сохранять предметно-игровую среду, а в последующие дни специально ее организовывать, подбирая те же игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми, или аналогичные им по смыслу.

После того как у детей сформировались первоначальные  представления о сюжетной игре, как в неё играть, какие использовать заместители большое место мы стали отводить играм, отражающим труд взрослых ( «Детский сад»; «Больница»; «Парикмахерская»; «Магазин» и т.д.) (см. приложение №1). Для того, чтобы подготовить детей к этим играм формируем у них представления об этих профессиях: читаем художественную литературу, беседуем, ходим на экскурсии в медицинский кабинет, на кухню, наблюдаем за трудовой деятельностью дворника. Так же разработали картотеку сюжетных игр (см. приложение №2).

Таким образом, организация условий для совместных предметных действий  дала  результат, изменилась эмоциональная атмосфера в группе: исчезли слезы и крик, реже становились ссоры из-за игрового предмета, дети легко вступали в контакт по собственной инициативе.

Организация РППС  для сюжетных игр

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, насыщенна разнообразными предметами и игровыми материалами.  Развивающая среда в детском саду необходима для полноценного и всестороннего развития ребёнка.

В нашей группе мы руководствовались принципом, всё для детей и их развития, большое внимание уделяем уголкам для сюжетных игр. На столике расставлена  игрушечная посуда; обустроены  уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек, коляски, кроватки, ванночки . В определённом месте размещены машинки и строительный материал, хранятся наборы игрушек и атрибутов  для игры в «Больницу», «Парикмахерскую», «Магазин» и т.д. Пособия и атрибуты стараемся постоянно обновлять, большинство  сделано своими руками , это (ростомер, весы, сшили медицинский халат, косынку, сумку, из картонной коробки сделали машину скорой помощи. Для игры в магазин сделали кассу. Изготовили ширму для сюжетных игр) (см. приложение №4)

Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам организации и проведения сюжетных игр

  Родители в основном положительно относятся к играм детей, но предпочитают играть с детьми в развивающие, спортивные игры, не уделяют значительного внимания обогащению сюжетных игр. Поэтому мы решили довести до их сведения информацию о том, как важно детям научится играть в сюжетные игры, раскрыть роль семьи по данному направлению, познакомить с методическими рекомендациями, а так же сформировать у них практические умения.

С этой целью для повышения у родителей осведомлённости в данном вопросе, мы проводим беседы, размещаем  консультации в уголке для родителей (см. приложение №3). Родители заинтересовались нашей работой, стали активными участниками в изготовлении атрибутов для сюжетных игр.

Результаты работы

Проведя диагностику по наблюдениям за сюжетной игрой в естественных условиях в конце года, результаты были значительно выше, чем в начале года. Высокий уровень сформированности оказался у 50% детей, средний у 40%, низкий у 10%. Проделанная работа дала неплохие результаты. У большинства детей группы содержание игры разнообразно, дети играют как в бытовые, так и в игры, отражающие общественные отношения, сюжеты игр устойчивы.  Проведенное наблюдение показало, что произошли  изменения. Например, игра очень часто стала возникать по инициативе детей, они сами стали предлагать различные сюжеты, которые в дальнейшем могли развернуть. Но все же остались и некоторые проблемы в игровой деятельности детей. Например, не все дети научились и не у всех есть желание подчиняться игровым правилам, дети продолжают ссориться и не могут разрешить возникший конфликт, что не мало важно в игре. Длительность сюжетно-ролевых игр осталась прежней, которая составляет от 5 до 20 минут. Так же в процессе проделанной работы удалось пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

Заключение

В результате проделанной работы мы сделали вывод, что необходимо создавать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями в процессе игры. Планомерно обогащать жизненный опыт детей, своевременно обогащать игровую среду, активизировать общение детей и взрослого, применять новые способы решения игровых задач.

Список литературы

Руководство сюжетными играми детей в дошкольных учреждениях./Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1986.

Калиниченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников: Методическое пособие С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – Москва: AkademiA, 2000.

Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е изд. – М.: Айрис Пресс, 2007.

Руководство сюжетными играми детей в дошкольном учреждении : Из опыта работы. Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2004. -174 с.

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/ Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева.-М.: Просвещение, 2000.

Солнцева О. Играем в сюжетные игры.//Дошкольное воспитание — 2005 №4.

Павлова Л.Н. Раннее детство: Предметно-развивающая среда и воспитание. Методическое пособие для педагогов групп раннего возраста. Серия: Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве //

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: Гном и Д", 1997.

Т.Н. Доронова, О.А.Кабанова, Е.В.Соловьева. Сюжетная игра в дошкольном детстве: Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по адаптации детей раннего возраста

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ПЕДАГОГА Адаптация детей раннего возраста в детском саду Куковина Светлана Викторовна – воспитатель МБДОУ «Серковский детский сад», Городецкий р-н, Нижегородская обл....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

опыт работы"Развитие речи детей раннего возраста через наблюдения в природе

методы и приемы, которые используются в моей работе с детьми раннего возраста, для развития речи малышей....

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Опыт работы " Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры"...

опыт работы "Сенсорное развитие детей раннего возраста по средствам дидактической игры "

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлени...

Опыт работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»

Из опыта работы: «Экологическое воспитание детей раннего возраста через наблюдение и дидактическую игру»...

Опыт работы: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе и ...