Конспект занятия по математике традиционного вида в подготовительной к школе группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Лутовинова Виктория Геннадьевна

Конспект занятия по математике традиционного вида в подготовительной к школе группе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_podgotovit.docx45.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по математике традиционного вида в подготовительной к школе группе.

 

Лутовинова Виктория Геннадьевна

Воспитатель ГБДОУ №104

Невского района Санкт-Петербурга

Тема: «Геометрические фигуры»

Цель: Ознакомление детей с геометрическими фигурами. 

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с геометрическими фигурами: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция;

Закрепить знание о последовательности дней недели; 

Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание.

Развивающие:

Развивать логическое мышление у детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей усидчивость.

Словарная работа: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник, трапеция.

Средства: Тематические иллюстрации и схемы, конверт со стихами от Вороны Каркуши, тетрадь в клетку, простой карандаш, наборное полотно с кармашками, цифрами от 0 до 10, знаками +,-,=.

Формы организации: фронтальная

Способы: сюрпризный момент, загадки, вопросы к детям, работа в тетради, поисковая деятельность, развернутая положительная оценка.

 

Ход  занятия.

Воспитатель: Ребята,  прихожу я сегодня на работу, а под дверью лежит вот этот конверт. Не знаете, кто его принес?  Не видели?

Дети: отвечают отрицательно, рассматривают конверт, узнают Ворону Каркушу  на конверте.

Воспитатель: Ой, и правда, от Вороны Каркуши письмо. Что она нам в этот раз прислала? Так я и знала! Опять какие-то загадки. Слушайте внимательно:

Треугольный треугольник

Угловатый своевольник,

Он похож на крышу дома,

И на шапочку у гнома.

А еще похож на стрелку,

И на ушки рыжей белки.

Угловатый очень с виду,

Он похож на пирамиду.

- Ребята давайте найдем у нас в группе предметы треугольной формы.

Дети ищут предметы треугольной формы и называют их.

- Слушайте дальше:

Как окно, прямоугольник,

Аккуратный, словно школьник.

Он похож на дверь, на книжки,

И на ранец у мальчишки.

На автобус, на тетрадку,

На большую шоколадку,

На корыто поросенка,

И на фантик у ребенка.

Дети ищут предметы прямоугольной формы и называют их.

-Круглый круг похож на мячик,

Он по небу солнцем скачет.

Круглый, словно диск луны,

Как бабулины блины.

Как тарелка, как венок,

Как веселый колобок,

Как колеса, как колечки,

Как пирог из теплой печки!

Дети ищут предметы круглой формы и называют их.

-С высоты кружок упал,

Он теперь не круг-овал!

Он овальный, как жучок,

Он похож на кабачок,

На глаза и на картошку,

А еще похож на ложку,

На орех и на яйцо,

На овальное лицо!

Дети ищут предметы овальной формы.

-Если влезть с пилой повыше,

Отпилить у дома крышу,

То хозяев мы обидим,

Но трапецию увидим!

А потом мы все починим,

И из шкафа юбку вынем,

Мы увидим: юбка тоже

На трапецию похожа!

Дети ищут предметы трапециевидной формы в окружающей обстановке.

Воспитатель: Молодцы ребята, вот сколько предметов похожих на треугольник, прямоугольник, круг, овал и трапецию вы нашли у нас в группе.

Ребята, а как называются эти фигуры все вместе?

Дети: Это геометрические фигуры.

Воспитатель: Верно, молодцы. Давайте их теперь нарисуем в тетради.

Дети рисуют геометрические фигуры в тетради в клетку по образцу.

Физкультминутка:

А теперь мы с вами, дети,

Полетаем на ракете,

На носочки поднимитесь,

И до солнца потянитесь!(руки вверх, потянуться, ноги вместе)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на двух ногах, руки на поясе)

Приземлились мы опять! (присесть, обхватить колени руками)

Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Мы немножко отдохнули и пора продолжить наше занятие. Ребята, какой сегодня день недели?

Дети: Сегодня среда.

Воспитатель: А какой день был вчера?

Дети :Вчера был вторник.

Воспитатель: А какой день будет завтра?

Дети: Завтра будет четверг.

Воспитатель: Назовите все дни недели по порядку.

Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье. Воспитатель спрашивает трех-четырех ребят.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все правильно. А теперь давайте придумаем и решим задачу на сложение. Кто нам подскажет, из каких частей состоит задача?

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Воспитатель: Правильно, давайте составим задачу про воробьев.

Дети: На ветке сидели три воробья, к ним прилетели еще два - это условие задачи. Вопрос: сколько стало воробьев?

Воспитатель: А как решить эту задачу?

Дети: Надо к трем прибавить два. Ответ-5, пять воробьев сидят на ветке.

Дети набирают решение задачи на наборном полотне.

Аналогично составляется и решается задача на вычитание.

Воспитатель: Ребята, что нового мы с вами сегодня узнали из письма нашей старой знакомой Вороны Каркуши?

Дети: Мы познакомились с геометрическими фигурами.

Воспитатель: Чем еще интересным мы занимались сегодня?

Дети: Мы составляли и решали задачи, угадывали дни недели, рисовали геометрические фигуры, «летали на ракете».

Воспитатель: - Вы сегодня очень хорошо вели себя, были внимательны, правильно отвечали на вопросы и  выполняли задания.

Конспект занятия по математике нетрадиционного вида в подготовительной к школе группе.

Цели: Обобщение и закрепление счета в пределах 10 и обратно, уменьшение и увеличение числа на 1 и 2, знание геометрических фигур.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знания порядкового счета в пределах 10 (прямой и обратный чет).

Упражнять в решении примеров на увеличение и уменьшение числа на 1 и

на 2.

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве.

Закреплять знания геометрических фигур, умение составлять изображение из данных фигур.

Упражнять в составление числа из двух  меньших.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, память, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость у детей.

Предварительная работа: решение логических задач, решение простых арифметических задач.

Средства: перчаточные куклы: еж, заяц, мышка, медведь, волк, лиса;

листы квадратной формы  и раздаточный материал – набор геометрических  фигур на каждого ребенка.

Форма организации: фронтальная

Способы: сюрпризный момент, загадки, вопросы, положительная оценка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, а сказочное. Вы любите сказки? А так как страна Сказок и страна Математика – это близкие подруги, то предлагаю вам сегодня русскую народную сказку «Колобок» превратить в сказку математическую. Хотите посмотреть, что из этого получится?  Тогда вспомним начало сказки:

«Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: - Испеки мне, старуха, колобок. Старуха наскребла муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его  в масле и положила на окно остудиться».А что было дальше?

Дети: Колобок соскочил с подоконника и покатился по дорожке.

Воспитатель: Катится, Колобок, катится и вдруг видит, навстречу ему идет – Ёжик.

Ёжик: Колобок, Колобок, я тебя съем, если ты мне не поможешь решить задачу!!!!

Воспитатель: Давайте поможем Колобку решить задачи, иначе  Ёжик может съесть его.

Задания от Ёжика.

1.Три яблока из сада Ёжик притащил,

Самое румяное Белке подарил.

С радостью подарок получила Белка.

Сосчитайте яблоки у Ежа в тарелке.   (2)

2.Две мышки проникли в квартиру,

Решили попробовать сыру.

Тут следом явились подружки –

Три сереньких мышки-норушки.

А ну, сосчитай, сколько мышей

Съели оставленный сыр?      (5)

3.Вот 5 зайчат по дорожке идут.

За ними в вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой?    (7)

Воспитатель: Отпустил Ёжик  Колобка. Покатился Колобок дальше. Докатился до полянки, на которой встретил Зайку.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, Зайчик, ты мне лучше вопросы трудные задай.

Вопросы от Зайца.

    - Посчитайте от 5 до 10, от 2 до 7, от 4 до 8, от 9 до 6, от  7  до 3;

- Какое число следует за числом 6, 9, 3;

- Назовите число предшествующее числу  2, 8, 4;

- Какое число больше числа 3 на 1, 6 на 1;

- Какое число меньше числа 10 на 1, 2 на 1;

- Какое число находится между числами 4 и 5, 7 и 9;

Воспитатель: Отпустил Заяц  Колобка и покатился Колобок дальше. Докатился Колобок до горки, а горка оказалась норкой. Кто в норке живет? Правильно – Мышка.

Мышь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, лучше поиграй со мной!

Физкультминутка «Колобок».

Колобок, Колобок,                                   (дети на корточках идут по кругу)

Колобок – румяный бок.

По дорожке покатился                             (бегут на носочках друг за другом)

И назад не воротился.

Встретил Мишку, Волка, Зайку -            (изображают медведя, волка, зайца)

Всем сыграл на балалайке.                      (показывают игру на балалайке)

У Лисы спел на носу -                              (танцуют присядку)

Больше нет его в лесу.                              (разводят руки в стороны)  

  

Воспитатель: Колобок поблагодарил Мышку и покатился дальше. Катится Колобок, катится, видит – опушка. А за домиком Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня Мишка, лучше ты мне задачки загадай.

Задачи от медведя:

- Сколько орехов в пустом стакане?  (0)

- Если съесть 1 сливу, что останется? (косточка)

- У кого больше лап: у утки или утенка? (поровну)

- Сколько хвостов у четырех котов? (4)

Воспитатель: Покатился Колобок дальше. Видит  елку, а за елкой…. Волк.

Волк: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня,  лучше в игру мою поиграй « Продолжай – не зевай».

3 – это 2 + …                              

4 – это 2 + …

5 – это 4 + …

6 – это 3 + …

7 – это 5 + …

8 – это 7 + …

Воспитатель: Снова покатился Колобок дальше. Катится Колобок дальше и видит стройную  березку, а за березкой прячется… Лиса.  

Лиса: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок: Не ешь меня, задай лучше мне наисложнейшее задание.

Лиса: Хорошо. Был у меня любимый платочек, но дождик смыл с него весь узор. Укрась мой платочек  новым красивым  узором и я тебя отпущу.  Но у меня есть одни штучки, которые я не знаю как называются и для чего они нужны, вот и из них и сделай.

Воспитатель: Ребятки давайте возьмем наши листочки, которые похожи на платочки и украсим их для лисы.

Задание от Лисы.

В левый  верхний угол  положи прямоугольник.

В правый нижний угол положи квадрат.

В правый верхний угол положи  круг.

В левый нижний угол  положи треугольник.

А в центре положи шестиугольник.

А как одним словом назвать фигуры из которых мы сложили узор для Лисы?

Воспитатель:  Поблагодарила Лиса Колобка, отпустила, и покатился Колобок дальше навстречу новым приключениям.

Вот и сказке нашей конец. Получилась у нас математическая сказка?

Понравилась вам  наша сказка?

И Колобку понравилась сегодняшняя прогулка по лесу и  он решил вас отблагодарить за помощь, которую вы ему оказывали. (Угощение от Колобка).

Конспект интегрированного занятия по математике

в подготовительной к школе группе

Тема: «Путешествие в космос»

Цель: Закрепление навыков сравнения и счета в пределах 10, решении задач и ориентировки в пространстве.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года;

- Закреплять название планет Солнечной системы;

- Формировать умение сравнивать числа в пределах 10, считать в прямом и обратном порядке от 1 до 10;

- Закреплять название геометрических фигур;

- Продолжать упражнять в решении задач путём сложения и вычитания однозначных чисел;

- Совершенствовать умение ориентироваться по карте в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;

- Способствовать развитию логического мышления, внимания, внимательности.

Развивающие:

    - Развивать смекалку, зрительную память, воображение.

Воспитательные:

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия, штриховка листов для ромашек.

Средства:

Демонстрационный материал:

- Письмо от Незнайки,

- Карта солнечной системы,

- Картинка «человечек из геометрических фигур»;

Раздаточный материал:

- Простые карандаши (по 1 на каждого ребёнка);

- Тетради в клетку,

- Альбомный лист (заштрихованный),

- Ластики.

Форма организации: фронтальная.

Способы: письмо детям от Незнайки, вопросы к детям, решение задач в стихах, графический диктант, положительная оценка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, увидела на столе вот этот конверт. Заглянула в него и нашла бумажки и на них что то нарисовано. Но для того, чтобы узнать чье это изображение нужно собрать картинку. Картинка разрезана на 12 частей. Дети самостоятельно собирают картинку и догадываются, что письмо от Незнайки.

Воспитатель: Правильно. Его написал нам Незнайка. Вот оно. Хотите узнать, что в нём написано?

Дети: Да!

Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Я отправился в путешествие на Луну на космическом корабле, но корабль мой захватили инопланетяне. Отпустят меня они только тогда, когда я помогу им ответить на их вопросы. Ребята, я не знаю ответы! Пожалуйста, помогите! В качестве подсказки я оставляю вам карту».

Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Незнайке?

Дети: Да!

Воспитатель: Ребята, давайте с вами посмотрим на карту, что же за подсказку нам оставил Незнайка? Что изображено на карте?

Дети: Планеты солнечной системы.

Воспитатель: Вы согласны отправляться в космическое путешествие?

Дети: Да

Воспитатель: Ребята, а на чем можно полететь в космос?

Дети. На космическом корабле или на ракете.

Воспитатель: Правильно мы с вами отправимся в путешествие на ракете. Занимайте свои места (дети садятся на стулья). Пристегнули ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск!

Воспитатель: Смотрим на карту, где изображена цифра 1. Приближаемся к первой планете. Она является центром всех планет. Как становится жарко! Давайте посмотрим по карте, что же это за планета?

Дети: Солнце.

Воспитатель: Правильно, Солнце самая ближайшая к Земле звезда.

Давайте с вами остановимся и посмотрим, какое задание нам необходимо выполнить?

Задание №1 «Подумай и ответь»

 - Какое число нужно прибавить к 10, чтобы получилось 12?

 - Какое число меньше 11 на 1?

 - Назовите соседей числа 9; 7; 5

 - Какое число идет за числом 6; 4; 3

 - Какое число стоит перед 2; 8; 9

 - Сколько месяцев в году?

 - Какое сейчас время года?

 - Сколько весенних месяцев? Назовите их.

 - Сколько дней недели?

 - Какой день недели сегодня?

 - Какой день недели будет завтра?

 - Какой был вчера?

 - Про какие дни мы говорим выходные дни?

 - Про какие дни недели мы говорим рабочие?

Воспитатель: Молодцы справились с заданием. Смотрим на карту, куда нам лететь дальше? Какая следующая за Солнцем планета?

Дети: Меркурий

Воспитатель: Правильно. Меркурий самая маленькая планета.

А вот и второе задание.

Задание №2 «Решите задачи в стихах»

  1. Пять ворон на крышу сели,

Две еще к ним прилетели,

Отвечайте быстро, смело:

Сколько всех их прилетело? (7)

2. Яблоки в саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их? (8)

3. На березе две синички

Продавали рукавички.

Прилетело еще пять,

Сколько будет продавать? (7)

4. Пять мышат в траве шуршат,

Три забрались под ушат.

Два мышонка спят под елкой.

Сосчитать мышей недолго? (10)

5. На крыльце сидит щенок,

Греет свой пушистый бок.

Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

6. Пять лисят песок копают.

Три на солнце отдыхают.

Два купаются в золе

Сколько всех, скажите мне. (10)

7. Шесть веселых медвежат

За малиною спешат.

Но один малыш устал,

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?  (5)

Воспитатель: И с этим заданием вы справились. Летим дальше. Какой следующий объект изображен на карте?

Дети: Венера

Воспитатель: Мы попали на планету цифр.

Воспитатель: Смотрим что же здесь за задание?

Задание № 3 «Найди соседей»

Числа потеряли своих соседей. Поможем им? Например, в доме под № 6 должны жить числа 5 и 1, 4 и 2, потому что вместе они составляют число 6. (состав чисел 9 и 10)

Воспитатель: Молодцы, отправляемся дальше в путь. Смотрим карту, следующая планета изображена красным цветом. На ней есть живые микроорганизмы. Какая это планета?

Дети: Марс

Воспитатель: Правильно эта планета Марс. На этой планете мы немного отдохнем и укрепим свой организм. А что укрепляет организм?

Дети: Гимнастика.

Воспитатель: Давайте проведём небольшую гимнастику

Физкультминутка:

Чтоб ракетой управлять,

Нужно сильным, смелым стать.

Руки в стороны – к плечам,

Дружно мы покажем вам.

На пояс обе руки ставим

И наклоны выполняем.

Руки за голову – и вот

Наклоняемся вперед.

Приседаем и встаем

И ничуть не устаем.

И опять шагаем,

Руки поднимаем.

Воспитатель: Смотрим на карту. Следующая планета самая большая планета Солнечной системы. Она выглядит полосатой с красным пятном в центре. Как называется эта планета?

Дети: Юпитер

Воспитатель: Смотрим задание.

Задание № 4 «Графический диктант»

Для выполнения этого задания нам необходимо сесть за столы. Чтобы не сбиться в полете с пути космонавт должен уметь хорошо ориентироваться.

Подвиньте к себе тетради, возьмите карандаши и слушайте внимательно.

Поставьте карандаш на красную точку, 1 клетку вправо и 1 клетку вниз поставьте еще одну точку. От этой (второй) точки 4 клетки вниз, теперь от этой точки 1 клетку вправо и 1 клетку вниз и поставьте 4 точку.

От 4 точки 1 клетка вниз (ставим 5 точку). Теперь от 5 точки 1 клетка влево и 1 клетка вверх (ставим 6 точку). От 6 точки 2 клетки влево (7 точка).

От 7 точки 1 клетка вниз и 1 клетка влево (ставим 8 точку) .

От восьмой точки 1 клетка вверх (ставим 9 точку) .

От 9 точки 1 клетка вверх и 1 клетка вправо (ставим 10 точку) .

От 10 точки 4 клетки вверх и ставим еще одну точку.

Теперь соединяем точки.

Воспитатель: Ребята, что у нас получилось?

Дети: Ракета.

Воспитатель: правильно на ракете мы отправимся дальше.

Воспитатель: Ребята смотрим, какой следующий пункт нашего путешествия. Что это за планета желтоватого цвета, вокруг которой есть кольцо.

Дети: Сатурн

Задание № 5 «Счет парами по 2 до 10»

Воспитатель: Молодцы. Ребята, летим дальше.

Следующая планета изображена зеленоватым цветом. Какая это планета?

Дети: Уран

Воспитатель. Мы прилетели на Уран. Смотрим, какое задание нам нужно выполнить.

Задание № 6 «Инопланетянин»

Воспитатель: Посмотрите здесь изображение необычного человека. Почему он необычный. Из чего же он состоит?

Дети: Из геометрических фигур.

Воспитатель: Давайте назовем их.

Дети: Круги, прямоугольники, квадраты, треугольники, трапеция, многоугольник.

Воспитатель: А теперь сосчитайте и покажите на числовом веере:

1. Сколько КРУГОВ понадобилось для изображения мальчика? (6)

2. Сколько ПРЯМОУГОЛЬНИКОВ (4)

3. Сколько КВАДРАТОВ (3)

4. Сколько ТРЕУГОЛЬНИКОВ (7)

5. Сколько ТРАПЕЦИЙ? (1)

7. Сколько МНОГОУГОЛЬНИКОВ? (2)

Воспитатель: Летим дальше.

Следующая планета выглядит как голубоватый диск.

Какая это планета?

Дети: Нептун

Воспитатель: На этой планете мы немного отдохнем.

Релаксация под космическую музыку «Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки легкие-легкие, ваши ножки легкие, все ваше тело становиться легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

Дети: Да

Воспитатель: Тогда летим дальше. Посмотрите самая дальняя планета солнечной системы, имеет красноватый цвет. Это…

Дети: Плутон

Воспитатель: Смотрим, какое задание на этой планете?

Задание № 7 «Опознавательный знак»

Ребята Незнайка пишет, что инопланетяне остались довольны нашими ответами и отпустили Незнайку домой в Цветочный город. Но у Незнайки нет карты и он не сможет из космоса увидеть свой город. Давайте подадим Незнайке опознавательный знак.

Но прежде чем мы приступим к выполнению задания, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам на время стать художниками и создать картину «Цветочный город»? Вы когда-нибудь рисовали ластиками? Хотите, я вам расскажу, как это можно сделать? Мы вчера приготовили листы бумаги, заштриховали их. Намечаем на этом фоне овальные середины, например, ромашек более темным фоном. Уголком ластика «рисуем» (потрем) лепестки ромашек. Не забывайте чистить ластик о деревянные дощечки. Пририсуем к ромашкам стебли. Тонкими штрихами наметим на лепестках прожилки.

Воспитатель: Предлагаю объединить наши рисунки в поле из ромашек (дети на ватмане раскладывают свои рисунки, рассматривают). Получился Цветочный город». Я думаю, Незнайка обязательно заметит, где ему приземлиться.

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, а теперь нам нужно лететь домой на какую планету?

Дети: Земля

Воспитатель: Правильно, это Земля. Землю называют голубой планетой, так как из космоса она похожа на голубой шар.

Воспитатель: Ракетам приготовиться к посадке на Землю! Всем пристегнуть ремни! Запустить двигатели! Включить контакты! Посадка совершена! Отстегнуть ремни! Открыть люки! Здравствуй, Земля!

Воспитатель. Ребята наше путешествие закончено. Я благодарю вас за приятное путешествие.

Входит Незнайка. Ребята, большое спасибо вам, что вы спасли меня. Я вам очень благодарен. И у меня для вас есть сюрприз.

Дарит детям книгу о космосе и угощает сладкими призами.

Конспект открытого интегрированного занятия по математике

в подготовительной к школе группе

Тема: «Цветик - семицветик».

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Закреплять знания детей о последовательности дней недели;

2. Формировать навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги в клетку;

3. Формировать умение выделять условие и вопрос задачи, упражнять в решении задач путем сложения и вычитания однозначных чисел;

4. Совершенствовать знания о составе числа 7;

5. Закреплять название геометрических фигур;

6. Упражнять в ориентировке во времени.

Развивающие задачи:

1. Развивать смекалку, зрительную память, воображение;

2. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;

3. Способствовать развитию логического мышления, внимания.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать усидчивость, умение слушать.

2.Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Словарная работа:

Предварительная работа: Выучить «волшебные слова» из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Средства:

- раздаточный материал: геометрические фигуры, карандаши простые, тетрадь в клетку, счетные палочки.

- демонстрационный материал: цветик - семицветик, макет часов,

таблица с составом числа 7.

Форма организации: фронтальная

Способы: напоминания, указания, вопросы, загадки, поощрения,

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть красивый цветок, но чтобы он рос и развивался ему нужно много света, тепла. Но этот цветок не простой, а волшебный, и его не нужно поливать. Питаться он будет вашими знаниями по математике. Посмотрите внимательно на лепестки цветочка, они молоденькие бледненькие, мы добавим в них красок. Лепестки все разноцветные. Каждый лепесток хранит в себе занимательные задачки. И мы

с вами обязательно разгадаем тайну волшебных лепестков.

Слушайте внимательно первую задачу:

Мама послала Женю в магазин за баранками. Девочка купила 7 баранок: две баранки для папы с тмином, две баранки для мамы с маком, две баранки с сахаром для себя и одну розовую для братика. По дороге к ней сзади пристала собака, и пока Женя «ворон считала», съела у нее все баранки для папы и мамы. Сколько баранок в связке осталось у девочки и для кого?

Дети: Осталось три баранки – две для нее с сахаром и одна розовая для братика.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Смотрите, как засверкал наш желтый лепесток.

Слушайте вторую задачу.

Дидактическое упражнение «Собери вазу»

Перед вами геометрические фигуры (овал, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), постарайтесь при помощи своей смекалки и фантазии составить из них различные виды ваз.

Дети составляют из геометрических фигур вазы.

Воспитатель: Молодцы справились, посмотрите, как засиял второй красный лепесток.

Следующее задание будет такое «Не зевай, быстро на вопросы отвечай».

Но для начала отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний.

Воспитатель: Правильно -это дни недели.

- Какой сегодня день недели?

- Сколько всего дней в недели?

- Какой день идет после четверга?

- Какой день идет перед средой?

- Как называется пятый день недели?

- Про какие дни недели мы говорим «рабочие дни»?

- Как называются «выходные» дни недели?

Воспитатель: Молодцы, теперь сияет синий лепесток. Какой он по счету?

А теперь ребята представьте, что мы на Северном полюсе и чтобы согреться мы проведем с вами физкультминутку.

Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали.

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Воспитатель: Посмотрите, как отогрелся зеленый лепесток!!!

Ребята отгадайте загадку:

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу:

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы).

Сейчас мы с вами установим на них время с помощью стрелок:

- Когда мы встаем по утрам (7:00)

- Во сколько мы идем на зарядку (8:00)

- Во сколько мы обедаем (12:20)

- Во сколько ложимся спать вечером (21:00)

Воспитатель: Ребята поглядите, оранжевый лепесток стал ярким, значит, мы выполнили задание верно.

Воспитатель: Чтобы расцветить фиолетовый лепесток нам придется выполнить задание на своих листочках.

Найдите на листе красную точку и поставьте карандаш на эту точку. Начинаем: 4 клетки - вправо, 2 клетки -вверх,4 клетки-вправо, 5 клеток-вниз, 4 клетки-влево, 2 клетки - вверх, 4клетки- влево, 1клетка -вниз, 1 клетка- влево, 1клетка- вниз, 1 клетка - влево, 3 клетки - вверх.

Получился ключ.

Воспитатель: Наш цветочек стал еще краше.

Пальчиковая гимнастика:

Карандаш в руке катаю

Между пальчиков кручу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель: Остался последний голубой лепесток. Какой он по счету?

Скажите ребята, сколько всего лепестков в нашем волшебном цветке?

Ребята, нам нужно заполнить все этажи в домике возможными вариантами

состава числа.

Я нашел в дупле у белки

6 лесных орешков мелких,

Да еще 1 лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель: Сколько орешков у белки?

Дети: Всего 7 (6 и еще 1)

Воспитатель:

Пять синиц на ветку сели

К ним две галки прилетели

Сосчитайте быстро детки

Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки)

Воспитатель:

Группа малышей-утят

Плавать и нырять хотят

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Сосчитать я не могу!

Дети: Всего семь (4уплыли и 3 нырнули)

Воспитатель:

Три книжки у Павлушки,

Четыре- у Андрюшки,

Сколько книжек у детей?

Ну-ка сосчитай скорей.

Дети: Всего 7 (3 у Павлушки и 4 у Андрюшки)

Воспитатель:

Два щенка-баловника,

Бегают, резвятся

К шалунишкам пять друзей

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей

Сколько же всего друзей?

Дети: Всего 7 (2 и еще 5)

Воспитатель:

В лесную школу на урок

Бежит, торопится сурок.

А в классе том уже сидят

6 пушистеньких зайчат.

Я прошу вас отвечать,

Сколько зверей учиться хотят?

Дети: Всего 7 (1 сурок и 6 зайчат)

Воспитатель: Молодцы! Повторим состав числа7.

Дети: 7-это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3; 3 и 4; 2 и 5; 1 и 6.

Воспитатель: Взгляните, мы совершили чудо! Все лепестки засверкали всеми цветами радуги.

Рефлексия:

Ребята давайте вспомним, какие задачи мы сегодня решили, чтобы превратить наш росток в чудесный цветок.

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы хорошо сегодня поработали! Этот цветок останется в нашей группе и первое желание загадаю я, а вы вместе со мной произносите волшебные слова:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли-

Быть по-моему вели.

Я хочу, чтобы дети нашей группы были самыми умными, добрыми, дружными. А также чтобы, пойдя в школу, получали бы только хорошие оценки. А вы знаете, какая самая лучшая оценка в школе? Конечно 5! У меня есть цифра 5 и цифра 4. Я предлагаю вам оценить себя. Подумайте, как вы сегодня позанимались, со всеми ли заданиями справились и поставьте себе оценку.

Воспитатель: Молодцы, ребята, все поступили честно. Мне очень понравилось, как вы сегодня занимались! Вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам все удалось.

Конспект дидактической игры в подготовительной к школе группе.

Дидактическая игра «12 месяцев»

Дидактическая задача: Закрепить понятие о месяцах года.

Средства: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.

Игровые действия: Играющие дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Игровые правила: Брать по одной карточке, назвать свой «месяц» и встать на место «месяца».

Ход игры: 

Воспитатель раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие дети выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев». Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы:

- Пятый месяц, как тебя зовут?

- Как зовут второй месяц?

Затем задания усложняются:

- Январь, придумай загадку о своем месяце.

- Октябрь вспомни пословицу о своем времени года.

- Март, ты какой по счету в году?

- Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года.

- Апрель, в каких сказках встречается твое время года?

Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

Дидактическая игра: «В какой корзине больше мячей».

Дидактическая задача: Формировать умение сравнивать числа и определять, какое из двух смежных чисел больше или меньше другого.

Игровая задача: Определить сколько мячей в корзинах, определить в какой больше или меньше мячей и насколько.

Средства: 2 сетки, в одной из них 6 больших мячей, в другой 7 маленьких; наборное полотно, 8 больших и 8 маленьких кругов.

Игровые правила: брать мячи из корзины по одному.

Игровые действия: Воспитатель показывает детям две корзины с мячами и предлагает им угадать, сколько мячей в каждой корзине. Выслушав ответы детей, предлагает проверить. Давайте, заменим мячи кружками. Маленькие мячи-маленькие кружочки, а большие мячи - большие кружочки. Выкладываю кружки на карточку.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Как определить, сколько мячей в каждой корзине?

- Сколько надо взять больших кружков?

- Сколько надо взять маленьких кружочков?

- Объясни, на сколько больших кружков больше маленьких, или на сколько маленьких кружков меньше больших.

- Как сделать, чтобы кружков стало поровну?

Сначала я посчитаю большие мячи: один, два, три, четыре, пять, шесть, всего 6 мячей. Маленьких мячей - один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, всего 7 мячей. На карточку я выкладываю 6 больших кружков и 7 маленьких кружков. Больших кружков на 1меньше чем маленьких, а маленьких кружков на 1 больше чем больших. Что бы сделать кружков поровну, нужно добавить 1 большой кружок или убрать 1 маленький кружок.

Дидактическая игра: «Как расположены фигуры»

Дидактическая задача: Развивать умения детей располагать геометрические фигуры на плоскости.

Игровая задача: Разместить геометрические  фигуры у себя на листе так же как на представленном образце.

Средства:

- 2 таблицы, на которых посередине нарисована 1 фигура и вокруг нее (вверху, внизу, справа, слева) по одной фигуре,

- лист бумаги,

- конверт с моделями геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

Игровые действия: Дети внимательно смотрят на образец, на котором расположены геометрические фигуры. Затем по памяти выкладывают геометрические  фигуры у себя на листе. И рассказывают где, какая фигура находится. Затем сравнивают с образцом.

В середине образца расположен квадрат, сверху от него расположен треугольник, снизу от квадрата расположен овал, справа – круг, слева – прямоугольник.

План прогулки с математическим содержанием в подготовительной к школе группе.

Цель: Закрепление представлений о свойствах и признаках предметов;

Задачи:

Образовательные:

Закрепить навыки порядкового счёта, умение ориентироваться в пространстве;

Продолжать развивать умение составлять и решать задачи и примеры;

Совершенствовать умение использовать в качестве счётного материала различные предметы.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, речь, внимание.

Воспитательные:

Воспитывать у детей самостоятельность, усидчивость.

Предварительная работа. На вечерней прогулке дети разливают в формочки для песка подкрашенную воду.

Средства: лопаты для снега, рулетка, мишура, формочки для снега.

Способы: вопросы детям, загадки, упражнения, наблюдения, указания, контроль, индивидуальная работа, поощрения.

Ход:

Дети выходят на участок.

Наблюдения:

- Ребята скажите, какое сейчас время года?

- Почему вы так решили?

- Как изменилась природа зимой?

- Что происходит в это время с животными и растениями?

- Как люди защищаются от холода? 

- Зима превращает воду в ...?, тепло в ...?,росу в ...?дождь в ...?

Ребята послушайте загадку:

Кладёт зима на ветки

Из серебра монетки.

Любоваться ими можно,

А истратить невозможно.

Что это?

(Снежинки.)

- Представьте, что вы превратились в снежинки и давайте с вами разомнемся:

Физкультминутка:

Мы, снежинки - белые пушинки,      (Поднимают и опускают руки.) 

На облаке сидели,

По сторонам глядели.                    (Поворачивают голову вправо-влево.)

С вьюгой подружились,

Быстро закружились.                          (Кружатся.)

С ветром играли,

Быстро летали.                                     (Бегут по кругу.)

С ветром простились,

На ветки садились.                              (Останавливаются, садятся на корточки.)

На ветках покачались,

В сугробе оказались. (В полуприсяд подходят друг к другу, образуя сугроб.)

Ты слепи из нас комок,

В цель пускай летит снежок.       (Встают, имитируют бросок снежка.)

Трудовая деятельность:

- Ай да снежинки! Всё вокруг белым покрывалом накрыли, дорожки замели. Как же мы на игровую площадку доберёмся? 

- Правильно. Надо дорожки расчистить. Поручим это мальчикам. Сколько у нас в группе мальчиков, давайте сосчитаем, столько нам понадобится лопат.

Мальчики выстраиваются в шеренгу, рассчитываются по порядку, затем берут лопаты, и друг за другом проходят по дорожке, расчищая её.

-А вы, девочки, узнайте длину дорожки, которую расчистили мальчики, измеряя её шагами.

Девочки друг за другом проходят по дорожке, считая шаги.

- Удивительно! Все девочки шли по одной дорожке, все считали шаги правильно. Почему же количество шагов у них получилось разное? 

- Верно. Девочки делали разные шаги: одни большие, другие маленькие.

Дети на глаз сравнивают длину шага двух-трёх девочек по отпечаткам на снегу. Дети делают вывод: чем меньше шаги, тем большее количество их получится при измерении длины дорожки.

- Как же можно точно узнать длину дорожки? 

Воспитатель вместе с детьми измеряет длину дорожки рулеткой.

Самостоятельная работа:

- Смотрите, кто встречает нас на площадке! Это наш друг снеговик! Но куда исчезла его снежная подружка? Кто сорвал украшения с его ледяного домика? Снеговик говорит, что это проделки северного ветра. Ночью он долго кружил на участке, раскидывал игрушки и бросался снегом. Давайте поможем снеговику. Какие комья надо скатать, чтобы сложить из них снежную бабу?

Дети рассказывают о последовательности лепки снежной бабы, решают, кто какую часть фигуры будет скатывать, и приступают к работе.

Воспитатель по ходу работы побуждает детей стараться придавать снежным комьям правильную круглую форму и сравнивать их размеры. Затем дети складывают из комьев снежную бабу и украшают её мишурой.

- Ай да красавица! Ребята, скажите, одинаковыми ли получились снеговик и его подружка?

- Чем они похожи?

- Чем различаются?

Придумайте им имена. Молодцы! Вы сделали для снеговика Кнопа подружку Снежку. Вспомнили, что снеговики состоят из круглых снежных комьев разной величины.

Индивидуальная работа:

- Алеша, подойди ко мне, пожалуйста. Назовите мне объекты или предметы, которые находятся слева от здания детского сада, справа, перед детским садом и за ним. Например: «Слева от детского сада растёт дерево. Это береза. Она ниже здания».Молодец!

Самостоятельная работа:

- Ребята давайте посмотрим, во что превратилась вода, которую мы вчера налили в формочки.

- Вспомните, герой какой сказки играл с льдинками?

- Что он делал?

А мы с вами поиграем с льдинками в математические игры:

- рассортируйте льдинки по цвету и форме;

- выложите из льдинок  геометрические фигуры;

- составьте множества, на основе которых придумайте и решите задачи на сложение и вычитание в пределах 10.

- Для чего ещё можно использовать разноцветные льдинки? 

- Какие постройки на нашем участке можно украсить разноцветными льдинками?

Подвижная игра: «День – ночь»

Сейчас мы с вами поиграем в игру «День – ночь». Все помнят правила? А в конце игры мы сосчитаем, сколько зверей поймала сова, и сколько зверей осталось на свободе. И определим где зверей больше у совы или на свободе.

.

Воспитатель. Молодцы! Вы были сегодня внимательны: ничего не перепутали, всё сделали правильно. На таком красивом участке и играть приятно.

Литература

1. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М., 2013.

2.Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., 1985.

3.Новикова В.П. Математика в детском саду. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. – М., 2008.

4.Новикова В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст. – М., 2000.

5.Помораева И. А., Позина В. А.Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. – М., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по рисованию "Город Снеговиков" в подготовительной к школе группе

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе "Город Снеговиков". Это коллективная работа, занятие проходит на "ура". Необходима предварительная работа, подготовка к занятию минимальная....

Конспект занятия по автоматизации звука Л для подготовительной к школе группы "Экскурсия в школу"

Тема: «Экскурсия в школу» Цель: Автоматизация звука  «Л» Задачи:Закрепление правильного произношения звука л в слогах, словах, фразах.Развитие речевого дыхания.Развитие артикуляци...

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности.

Конспект занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе. На тему : Школа. Школьные принадлежности....

Конспект занятия по математике «Звездный час» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по математике «Звездный час» в подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по математике «Весенние задачки» для подготовительной к школе группы.

Конспект НОД по математике «Весенние задачки» для подготовительной к школе группы.Воспитатель: Сокур Е.Н.Цель: Формирование вычислительных навыковЗадачи: Познавательное развитие:Совершенст...

«Путешествие в страну математики»» / конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной к школе группе /

laquo;Путешествие в страну математики»» / конспект занятия по математическому развитию для детей подготовительной к школе группе /...