Организация проектной деятельности
статья

Статья об организации проектной деятельности в ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоят вопросы: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?», ведь резко изменился социальный заказ: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – креативная личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением, нужны пытливые люди с неутомимой жаждой познаний и открытий.

Реализация программы в нашем детском саду осуществляется по макторемам, которые мы разработали совместно с коллегами, родителями, детьми.  Макротемы разбиваются на 8 игротем.  Каждый воспитатель выбирает себе игротему.

Основной формой реализации образовательной деятельности являются игровые путешествия. Почему мы выбрали игровые путешествия? Мы отказались от обучения в пользу образования в игре  в которой как нигде проявляется индивидуальные способности.

Потому что только игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Каждый воспитатель проводит свое игровое путешествие, на которых побывают все группы большого круга 8 гр.(слайд ) всего в саду 11гр. 8 гр большой круг а 3гр малый круг и носит  он гостевой характер.

Рассмотрим на конкретном примере. (Слайд) с макротемой. Игровое путешествие имеет структуру интегрированного занятия по длительности 40 минут. В предверии праздника 23 февраля по своей игротеме я проводила игровое путешествие в форме квеста. В начале квеста я исподволь задавала вопросы, тем самым усиливала интерес ребёнка, одним из вопросов был «Что же подарить сыну, который служит военным в десантной дивизии?». Потом создала проблемную ситуацию, такую как звонок на телефон о помощи о возвращении украденной карты военных учений. Правильно созданная проблемная ситуация, способствовала тому, что дети сами формулировали задачи, сами находят её решения. Дети решили все стать военными и добыть эту карту. У нас в руках оказалась карта-схема, где спрятали карту Путем деления детей (по цвету волос, цвету одежды ит.д) выбрали себе военные  профессии , значки этих войск, атрибуты, которые помогут им вернуть карту то-есть  происходит свободный выбор детей перемещения, места, чтобы взять тот или иной материал. В квесте задействованы все образовательные области. Задания на развитие речи: кроссворды, ребусы, пазлы. Математика-шли по болоту, прыгая с кочки на кочку. Схема передвижения влево, вправо, вверх, вниз.

Заданий было много, по кол-ву детей каждый делал выбор заданий, как  индивидуально так и в команде. Во время игры дети вжились в профессии военных, таких как снайпер, сапёр, разведчики, связисты, мед.сестра, тыл, прожив в игре, узнав, чем же занимаются в каждой из профессий. Смена деятельности не давала детям скучать. Позиция ненавязчивая воспитателя, как равноценного партнёра в игре, оставили неравнодушных детей. Они с честью выполнили все задания и достали карту. Игровые путешествия плавно переходят в образовательные центры, куда дети сделали выбор утром на утреннем круге. Просмотрев приглашения, макротема проходит красной нитью через все виды деятельности. Дети разных возрастов продолжают в образовательных центрах (Планшетик, Хочу все знать, Юный редактор, Волшебная песочница, и т. д) получать разную информацию.

  Я являюсь руководителем кружка «Хочу все знать». Наблюдая за детьми   увидела что детям трудно задавать вопросы, они затрудняются в установлении причинно-следственных связей между явлениями окружающего мира, в их систематизации. Не могут озвучить и сделать вывод.

 Не устраивали  уже  формы работы с детьми такие как:  квест-игра,  сказки и т.д.

 Я стала искать и пробовать разные методы и технологии, которые будут способствовать развитию любознательности и познавательной мотивации, развитию воображения и творческой активности. Стала работать с «исследовательским фартуком» (методика Сандры Каплан адаптирована Н.Б. Шумаковой с учетом культурных особенностей наших детей). На специальном плакате (доске, индивидуальной карточке, фартуке с карманами) выписаны слова, которые являются ключевыми и стимулируют возникновение вопросов: что? кто? где? когда? какой? как? почему? зачем?

Такая работа способствует развитию у ребенка следующих умений: 1) определять терминологию; 2) выделять ключевые слова; 3) ставить исследовательские вопросы; 4) классифицировать информацию;5) анализировать;6) составлять письменный и устный отчет.

Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. Метод проектной деятельности не является принципиально новым.

Чтобы ребенок воспринимал действительно нужные ему знания, изучаемая проблема должна быть взята из реальной жизни и быть значимой, прежде всего, для ребенка, а ее решение должно требовать от него познавательной активности и умения использовать имеющиеся знания для получения новых. Так что же такое проектная деятельность? Проектная деятельность — это самостоятельная и совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, имеющая социально значимый результат. «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» — вот основной тезис современного понимания метода проектов т.

 Проект — это пять «П»: Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности. Задачи развития: Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; Развитие познавательных способностей; Развитие творческого воображения; Развитие творческого мышления; Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Классификация проектов, используемых в работе ДОУ. В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов: исследовательское-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна; ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»). здоровье», «Питание и здоровье». По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности (в течение одного или нескольких месяцев), долгосрочные (на учебный год).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект Организация проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организатора осваивают нов...

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ

Методические рекомендации составлены в помощь воспитателям ДОУ для организации проектной деятельности. Материал содержит план работы воспитателя по подготовке проекта, основные этапы работы над проект...

Семенар - практикум "Организация проектной деятельности в условиях детского сада. Типы проектной деятельности"

В условиях Федерального образовательного стандарта к образованию предъявляются принципиально новые требования. Главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего...

Организация проектной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «С луком дружат все спортсмены, любят взрослые и дети».

Данный проект – это организация работы по ознакомлению с ценностью и строением лука, пониманию его пользы для здоровья человека. Эта работа осуществлялась через поисково-исследовательскую деятел...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...