«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка

Якурина Марина Владиславовна
«Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектная деятельность педагога в ДОУ  в соответствии с ФГОС ДО»

Якурина  Марина Владиславовна

  Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением   в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным

 )На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования   прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка   После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

На сегодняшний день работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира 

Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

  Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий — проектов.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

  Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

  ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ В ДОО?

- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей; помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее; способствуют развитию творческих способностей детей;

- способствуют умению наблюдать и слушать; способствуют развитию навыков обобщать и анализировать; способствуют развитию мышления; помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;  развивают воображение; развивают внимание, память, речь.

Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности

Учёт интересов ребёнка. Деятельность без принуждения. Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания. Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы. Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества. Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом. Совместное с педагогом достижение цели.

 В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта
.

  ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

ТВОРЧЕСКАЯ В ходе творческой проектной деятельности создается новый

творческий продукт.

НОРМАТИВНАЯ В ходе нормативной проектной деятельности дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском коллективе, что позволяет развивать позитивную социализацию детей

  В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:

* исследовательско-творческие - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.);

* ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы;

* информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п.;

* творческие – как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки, дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр., например «Театральная неделя».

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Другими признаками классификации являются:

  По составу участников:  индивидуальные, групповые, подгрупповые.

По срокам реализации: краткосрочный - несколько занятий, 1-2 недели; средней продолжительности - 1-3 месяца; долгосрочный - до 1 года.

Этапы реализации проекта

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

Поисковый

1. Формулирует проблему (цель).При постановке цели определяется  продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу

  1. Вхождение в проблему.
  2. Вживание в игровую ситуацию.
  3. Принятие задачи.
  4. Дополнение задач проекта.

2 этап

Аналитический

Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.

5.Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение ролей/обязанностей.

3 этап

Практический

7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

4 этап

Презентационный

9. Подготовка к презентации.

10.Презентация.

9. Продукт деятельности готовят к презентации.
10. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

 ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА

1.

Название проекта

2.

Проблемное поле проекта

3.

Цель

4.

Задачи

5.

Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)

6.

Описание продукта, полученного в результате проекта

7.

По срокам реализации

8.

Состав участников

9.

Интеграция образовательных областей

10.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

11.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

12.

Организационные формы работы над проектом

13.

Форма проведения презентации

14.

Проектная карта

 

Советы  воспитателю по работе над проектом 

  • Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.
  • Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
  • Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
  • Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
  • При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
  • Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
  • Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
  • В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
  • Развивать творческое воображение и фантазию детей.
  • Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
  • Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
  • Заключительный этап проекта   тщательно готовить и проводить его   презентацию всеми участниками.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод. Использование метода проекта, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в ДО в соответствии с ФГОС

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков...

Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО (из опыта работы)

Проектная деятельность в ДОУ из опыта моей работы....

Проектная деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного ...

Конференция "Проектная деятельность педагога ДОО в соответствии с ФГОС ДО"

quot;Проектная деятельность педагога ДОО в соответствии с ФГОС ДО"...

Конференция "Проектная деятельность педагога ДОО в соответствии с ФГОС ДО"

quot;Проектная деятельность педагога ДОО в соответствии с ФГОС ДО"...