Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания
методическая разработка

Метелкина Наталья Николаевна

Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

   Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания

Выступление на педсовете

               Воспитатель:  

                                           

                                   Метелкина Наталья Николаевна

                                                                             

 г. Лесосибирск  2019г.

                                               «Бедное дитя, если оно выросло, не сорвав полевого цветка,

                                                не помявши на воле зеленой травы! Никогда оно не разовьется

                                        той полнотой и свежестью, к которой способна душа человеческая».

                      К.Д. Ушинский.

Природа постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь. Малыш начинает знакомиться с нею еще до того, как произнесет первые слова, сделает первые самостоятельные шаги, откроет первую книгу.

В связи с этим перед педагогом стоит задача: ввести ребенка в мир природы, сформировать у него реалистические знания о ее объектах и явлениях, учить наблюдать, замечать, размышлять и рассуждать, т.е. активно общаться с природой, овладевая новыми знаниями, навыками и умениями.

В методической литературе мы находим практические советы, как знакомить дошкольников с природой. Как организовывать наблюдения на прогулках, подробно описано в книге « Детям о природе» автора М.В. Лучича. Важные вопросы затронуты в книге « Родной край» Жуковской Р.Г. В ней предлагается методика ознакомления детей с родным краем, с событиями и явлениями общественной жизни. Ценный материал, интереснейшие занятия, игры содержатся в новых, современных книгах, направленных на экологическое воспитание: «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» и « Экологические праздники для детей» Л.П. Молодовой. Настольными книгами в работе воспитателя можно назвать книги « Игровые экологические занятия с детьми» Т.М. Бондаренко и «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич. Их содержание построено на принципах развивающего обучения и направлено на развитие личности ребенка в целом. Интересны рекомендации из учебного пособия П. Маневцовой «Мир природы и ребенок», из программы Н. Рыжовой «Наш дом – природа.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Почему шмель такой пушистый и что он делает на цветке? Вопросам нет конца.

Экологическая культура  дошкольников – это осознанно правильное  отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. Словесный метод связан, прежде всего, с чтением художественной литературы и включает в себя: само чтение литературного текста, вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о  прочитанном. Дети слушают литературные произведения, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем создают к ним иллюстрации. Такие  разные формы деятельности позволяют ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой. Для воспитания у детей ценностного отношения к природе, эстетического и эмоционального отклика на ее объекты в системе экологической работы с детьми необходимо использовать детскую природоведческую книгу. Детская природоведческая книга - это книга о природе, которая  является для детей источником научно-достоверных знаний.

   Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания.

Первая младшая группа

Вторая младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

1 предварительная подготовка (рассматривание иллюстраций, объектов в живой природе)

+

+

 -знакомство с новым произведением 2-3 раза в месяц

 -рассматривание реальных картинок,

+

-поместить новую книгу в уголок

-самостоятельный просмотр иллюстраций к произведению (дети рассматривают предметы, о которых упоминается в тексте, пробуют определить, что это за книга, о чем она)

-ориентируясь на название произведения угадать, как она начинается, чем заканчивается,

-называть жанр

-использование ТСО,

-вспомнить и назвать портрет автора, назвать знакомые произведения,

+

-подборка книг писателя (с произведением которого будут знакомить)

-рассматривают, вспоминают, обмениваются мнениями по поводу иллюстраций,

-называют художников иллюстраторов,

2 пересказ текста воспитателем наизусть (выразительно,1-2 раза, рассказы природоведческого характера даются в сокращенном виде)

-чтение текста (можно без наглядных пособий),

- чтение отрывков наиболее ценных в информативном и языковом отношении,   педагог обязательно называет  жанр произведения

-произведение читается педагогом полностью, после анализа, выбор детьми отрывков для повторного чтения (не читая все произведение)

-чтение нескольких произведений разных авторов на одну тематику (сравнение взглядов разных писателей и своего видения этого события),

 -текст можно читать не называя его.

 

-можно планировать 2 программных произведения по тематике,

- начинать нод с повторения пройденного материала (если знакомство со сказкой, то какие сказки вам читали или рассказывали)

-предшествует вводная беседа (краткий пересказ эпизода из произведения), как бы поступили дети в аналогичной ситуации, после чего читается произведение.

3 беседа

(вопросы на выявление эмоционального отношения к содержанию и его героям)

 -беседа (задаются вопросы проблемного характера, не более 3-4 вопросов)

беседа после чтения (формулирование своего отношения к произведению)

- отвечать на вопросы которые направляют мысль ребенка на поиски информации, оценивать поступки героев, выделять их качества(трудолюбивый, добрый …),

- упражнения по выразительному пересказу диалогов,

-беседа по содержанию после чтения (не более 5-6 вопросов)

 можем ли мы наблюдать это в нашем городе?

-вопросы, побуждающие припомнить факты, сопоставить их (активизирует  мыслительную и речевую  деятельность)

-придумывание названия  сказки, рассказа (помогает выявить как дети поняли прочитанное, облегчает ориентироваться в тексте)

-словесные зарисовки (чтобы дети нарисовали к этому произведению?)

-беседа усложняется,   ребенок свободно воспроизводит и запоминает последовательность событий, самостоятельно выделяет художественные средства,

-вопросы, требующие от детей анализа отдельных фактов, событий, отношение к произведению в целом , к поступкам героев,

-если произведение природоведческого характера, то необходимо  провести беседу о крае, красной книге,

- педагог следит за речевым дыханием, дикцией, интонационной выразительностью.

4 инсценированные произведения (использование разнообразных наглядных материалов)

 Игры – драматизации (отдельные эпизоды — игры-имитации, двигательные импровизации)

-литературные развлечения,      участие в постановках мини-спектаклей

 -моделирование,

-театрализованные игры,

-игры- драматизации,  настольный, кукольный театр, инсценировки с игрушками, вечера досуга.

Показ, инсценировки перед младшими группами.

Литература:

  1.  Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников. // Дошкольное воспитание – 2003. – № 7.
  2. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на- Дону: Изд-во «Феникс».
  3. Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников). / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: «Детство - пресс», 2000.
  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  5. Вересов Н.Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников.  // Дошкольное воспитание – 2003. – № 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Содержание методов и приемов ознакомления детей с живописью"

Материал о методах и приемах, которые помогут развить у детей интерес к живописи, желание ее внимательно рассматривать,эмоционально отклиаться на настроение картины, ее красоту,  получать радость...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

Система методов и приемов по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с потешками

методическая разработка по использованию потешек в работе с детьми  младшего дошкольного возраста...

"Значение детской природоведческой книги. Методы и приемы по ознакомлению с произведениями природоведческого содержания". Выступление на педсовете

Значение детской природоведческой книгиГлавная задача экологического образования в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоря...

Памятка для родителей "Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой."

Памятка для родителей "Методы и приемы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой."...

Произведения художественной литературы природоведческого содержания как средство экологического воспитания дошкольников Воспитатель: Донецкова О.А.

Природоведческая литература для детей появилась поздно. В конце XVIII века  журнал Н.И.Новикова «Детское чтение для сердца и разума» первым стал публиковать очерки о природных явления...