Филимоновская игрушка
учебно-методический материал

Железнякова Лидия Борисовна

Филимоновские свистульки

Цель: Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствам народного ДПИ. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Филимоновские игрушки родились в селе Филимоново Одоевского района Тульской области. Деревня находится неподалеку от залежей хорошей глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит, что жил В этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). В основном игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7—8 лет девочки начинали Лепить ''свистушки'''. Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Затем игрушки продавали на ярмарках и базарах в ближайших уездных городах и в Туле. В настоящее время изготовлением глиняной игрушки в деревне Филимоново занимается Мастерская керамических игрушек. Фигурки лепят вручную, затем несколько раз сушат в натопленном помещении, обжигают в электрической Муфельной печи в течение 12 часов при большой температуре (до 800 °с) и расписывают без предварительной побелки (местная глина после обжига приобретает ярко-белый цвет). Расписывают игрушки не кисточкой, а гусиным пером, используя анилиновые краски, разведенные на яйце. Старейшие мастерицы, сохраняя традиции промысла, темы и сюжеты игрушек, вносят свои дополнения и изменения. Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Филимоновские игрушки смешные, причудливые и в то же время простые по исполнению и очень выразительные. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны – барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях, животные - коровы, бараны, лошадки, медведи; птицы — куры, петухи и др. В отличие от дымковских, все филимоновские игрушки — свистульки, даже 6арыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц, которых они держат. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. ИЗ нее мастерицы вытягивают всю фигурку сразу, при этом способе лепки игрушки получаются грациозными, пластичными. Застывая, глина ''садится'', и тогда приходится снова ''подтягивать', приглаживать изделия, отчего их форма еще больше вытягивается и удлиняется. И так происходит несколько раз, пока игрушка совсем не 'замрет'. После обжига игрушку начинают расписывать. Сначала наводят желтые полоски и пятна, потом обводят их красным ''перышком'', потом зеленым, синим, иногда фиолетовым. Кроме того, мастерицы ''играют' цветом. Ложится синий мазок на желтый — получается зеленый, красный на желтый дает, как здесь говорят, ''жарный'' (оранжевый).

Роспись строится по традиционной схеме: бегут по форме цветные полоски, чередуются со звучными локальными пятнами. Бывают и более сложные узоры, особенно на юбках барынь. ветвистая 'елочка', Яркая ''ягодка'', лучистая ''звездочка', или ''солнышко',  сверкают, сплетаются в радостные узорные соцветия. Круг обозначает в росписи солнце, треугольник — землю, елочки и ростки — символы растительности и жизни. Все эти узоры напоминают связях человека с природой. Несмотря на то, что орнамент и колорит росписи очень просты, игрушки после росписи Выглядят Яркими и праздничными, выразительными и добродушными. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Налепов в филимоновской игрушке мало, особенно в сравнении с дымковской, где налепы играют не меньшую роль, чем роспись. Филимоновские мастера оформляют налепами лишь глаза животных, чем достигают особой выразительности образа. Филимоновские игрушки трудно спутать с какими-либо другими. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, Вытянутые шеи с маленькими головками. Например, У барынь высокие колоколообразные юбки, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше; Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавны игрушки, изображающие длинноногих вытянутых солдат в характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны. Некоторые игрушки удивляют фантазией мастера, например, чудище с головой оленя. в руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отличаются игрушки — животные. У баранов, коров и коней маленькие головы на вытянутых шеях, короткие ноги придают всем фигурам особую устойчивость. Все эти игрушки очень веселые, а если их много — это праздник. Когда смотришь на собранные вместе филимоновские игрушки, невольно радуешься. (см. коллекцию)

Дидактические игры

Разрезные картинки


Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций филимоновских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок. (см. коллекцию)

Дидактическая игра «Трафареты


Цель: Развивать умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской росписи. Ознакомление с техникой исполнения филимоновских узоров.

Методическое сопровождение: плоскостные силуэты филимоновских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.

Филимоновская роспись

Цель: Закрепить знания детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.

Количество играющих 4 - 5 человек.

Заплатки
 

Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.

Методическое сопровождение: картинки филимоновских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки), недостающие элементы картинок.

 

презентация https://disk.yandex.ru/i/nZgf9tKiYFdECQ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon illyustratsii_1.pdf741.65 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление дошкольников с русской глиняной игрушкой на примере филимоновской игрушки

В работе раскрыта теоретическая часть для работы с детьми по ознакомлению их с филимоновской игрушкой....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная совместная деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

"Филимоновские мастера" (роспись филимоновской игрушки)

Сформировать знания детей об особенностях росписи игрушки, ёё колорите,основных элементах узора....

«Дымковская игрушка. Сравнение с филимоновской игрушкой» Интегрированная непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с использованием ИКТ и игровых технологий

Цель:Развивать творческие способности детей на основе ознакомления с русскими народными игрушками. Интеграция образовательных областей:Речевое развитие. Познавательное развитие. Художественно-эст...

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка» в старшей группе общеразвивающей направленности №13 «Лучик»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»Вид проекта: творчески – информационныйПродолжительность: краткосрочныйУчастники проекта: дети ...

Проект "Народная игрушка.Филимоновская игрушка""

воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки....

Проект «Промыслы России. Народная игрушка» «Филимоновская игрушка»

Проект «Промыслы России. Народная игрушка»«Филимоновская игрушка»...