КОНСУЛЬТАЦИЯ «ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Самсонова Юлия Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ»

 

Современные исследования показывают, что игры пока еще в недостаточной степени используются в процессе воспитания и обучения дошкольника. Дело обстоит так, что в образовательном пространстве игра всё больше вытесняется занятиями. Дошкольников  только учат, и часто забывают о том, что игра является специфически детской деятельностью. Примером может послужить высказывание Л.С. Выготского, который считал игру «девятым валом» в развитии ребёнка (так как в игре он становится на голову выше себя). Вторит ему и А.Н.Леонтьев, указывая о том, что игра потому ведущая, что в ней  развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ
«ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ И СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ»

Современные исследования показывают, что игры пока еще в недостаточной степени используются в процессе воспитания и обучения дошкольника. Дело обстоит так, что в образовательном пространстве игра всё больше вытесняется занятиями. Дошкольников  только учат, и часто забывают о том, что игра является специфически детской деятельностью. Примером может послужить высказывание Л.С. Выготского, который считал игру «девятым валом» в развитии ребёнка (так как в игре он становится на голову выше себя). Вторит ему и А.Н.Леонтьев, указывая о том, что игра потому ведущая, что в ней  развиваются новые психические прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения у младшего школьника стимула к учёбе. Известная истина о том, что если нет игры у дошкольника – нет интереса к учёбе у школьника - на практике часто игнорируется. Это может быть объяснено тем, что хочется быстрее «выучить», показать родителям, что ребёнок уже «всё знает» и к школе готов. Порой ситуация может приводить к тому, что некоторые родители выступают против игр в дошкольном учреждении, считая их нерациональным подходом или  тратой времени.

С учетом произошедшей трансформации общества и как следствием его мировоззрением во взглядах людей, все чаще можно услышать мнения о том, что:

-  следует отказаться от игры в пользу учёбы;

- самой игре следует учить, так как игра в большинстве случаев сводится к игровым приёмам, «обыгрыванию» учебного материала.

Конечно, знания дошкольнику нужны, и было бы ошибкой противопоставлять игру процессу получения жизненного опыта и знаний. Но дело в том, что именно игра выполняет в этом процессе наиважнейшую роль. Даже не проводя исторического экскурса следует указать, что человеческая цивилизация выработала многие виды игр. Каждый из которых имеет своё значение для развитие психики и социальной адаптации ребёнка, а в своей совокупности они обеспечивают всестороннее развитие личности, создают предпосылки для её дальнейшего формирования в иных, неигровых формах деятельности. В игре развивается то, что будет нужно ребёнку и в его взрослой жизни. Приобретение социального опыта, представленного в богатейшем и разнообразнейшем содержании игр, даёт ребёнку возможность для более полной ориентировки в мире. Игра не является способом получения новых знаний, она служит для перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обогащения опыта ребёнка.

Итак, знание и игра не противоречат, а дополняют друг друга. Кроме того укажем, что современные требования к игре постоянно возрастают. Вот лишь некоторые из этих требований:

развивать самостоятельность в создании игровой среды, в организации всех видов игр и соблюдении правил и норм поведения в игре;

 - развивать инициативу, организаторские и творческие способности;

- воспитывать умение договариваться с партнерами по игре, совместно продумывать игровые действия; воспитывать чувство коллективизма.

 У многих практических работников нет чёткого представления о многообразии детских игр и, как следствие, понимания их сущности. Существуют различные классификации детских игр. Рассмотрим одну из них. (Приложение 1) Предлагаемая классификация игр выдвигает в качестве основы классификации категорию «инициативы», исходящей  от субъектов игры. Соответственно выделяется три класса игр.

Первый класс – Игры, возникающие по инициативе самих детей. К ним относятся самодеятельные игры экспериментирования с природными объектами и явлениями, животными, людьми, игрушками и другими предметами и самодеятельные сюжетные игры.

Второй класс – Игры, возникающие по инициативе взрослого (обучающие и досуговые игры). Они приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно, что способствует обогащению самодеятельных игр.

Третий класс – Традиционные или народные игры, возникшие в глубине этноса.

Все классы игр исторически связаны друг с другом. Наиболее древними являются игры – экспериментирования и примитивные символические сюжетные игры. За ними следуют архаические народные игры, на основе которых складывались обучающие и досуговые игры.

Ведущими в дошкольном возрасте являются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Игры других классов в основном обслуживают процессы обучения и воспитания.

Наблюдения за современными детьми показывают, что в их деятельности всё реже появляются игры, возникающие по инициативе ребёнка. Дети не умеют придумывать игру, не умеют развивать инициативу в игре, подчиняться правилам и самостоятельно контролировать подчинение правилам других участников игры. Это происходит потому, что исчезают сообщества детей, включающие в себя разные возраста (дворовые компании, многодетные семьи и т.д.). В таких сообществах умение играть передавалось от более старших детей к младшим.  В наше время ребёнок растёт среди взрослых. А взрослым просто некогда с ним играть. Поэтому у детей теряется навык игровой деятельности. Задача воспитателя заключается в томчтобы научить ребёнка самостоятельно придумывать игру, развивать игровой сюжет, следить за соблюдением игровых правил.

Опираясь на рассмотренную классификацию, можно заметить, что каждый подвид игры развивается у ребёнка в определённом возрасте.

Младший дошкольный возраст – режиссёрская игра (игра  -манипуляция предметами)

Средний дошкольный возраст – ролевая игра (игра - диалог)

Старший дошкольный возраст – игра с правилами, режиссёрская игра  (игра – фантазия, сюжетосложение)

Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе. Для детей младшего возраста необходимо личное игровое оснащение (мебель, ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры и игрушки), дающие опыт разнообразного использования объекта.

В группах среднего дошкольного возраста основными атрибутами игр должны стать помимо игрушек, предметы – заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль словесно, без опоры на реальный предмет.

В старшем дошкольном возрасте нужно организовать такое ролевое пространство для ролевых игр, ведущее место в котором занимают  опорные сигнальные игрушки и предметы (необходимости в большом количестве атрибутов нет).

Ребёнок старшего дошкольного возраста проявляет свои игровые умения, самостоятельно сочиняя игру, моделируя для неё среду, изменяя её в ходе развития сюжета, свободно двигаясь от роли к роли, соблюдая правила игры. На шестом году жизни у детей развивается интерес к режиссёрским играм. Опорой для них служат уже не только образные мелкие игрушки (зайчики, лодочки, куколки и т.д.), но и разнообразные предметы (кусочек меха, ткань, брусок, шарик…), а также умение детей рисовать, фантазировать (игра – рисование, игра - фантазия).

Чтобы все эти умения успешно формировались у детей, необходимо создавать условия.

  • Формировать основания для детской игры: проводить беседы, диалоги с детьми, читать художественную литературу, проводить целевые прогулки и экскурсии, использовать технические средства обучения, проводить наблюдения за играми других детей, использовать музыкальный репертуар, составлять альбомы, книги по теме игры и т.д.
  • Содействовать становлению игрового опыта ребёнка: знакомить с атрибутами, предметами – заместителями и способами их использования, организовывать игровое пространство, отражать типичные черты роли, использовать игры – имитации, режиссёрские, конструктивные и подвижные игры, ручной труд, изодеятельность (самостоятельное изготовление атрибутов)
  • Развивать коммуникативные умения: проводить  этические беседы, театрализованные игры, игры инсценировки, викторины «Угадай, расскажи, докажи»  и др.

 Учитывая вышеизложенное хочется обратить внимание на особое значение в жизни ребенка сюжетно-ролевых (с \ р) и театрализованных  игр.

 Сюжетно-ролевые игры предназначены:

 1. Побуждать детей более широко и творчески использовать в играх знания об окружающей жизни, впечатления о произведениях литературы, мультфильмах. Использовать игры для формирования разнообразных интересов и способностей детей.

2. Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.

3. Предоставлять детям возможность реализовать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей в соответствии с их желаниями.

4. Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. Формировать отношения, основанные на сотрудничестве и взаимопомощи. Воспитывать доброжелательность, готовность выручить товарища; умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре, справедливо решать споры.

5. Продолжать учить выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, конструкторы, строительный материал. детей самостоятельно создавать недостающие для игры предметы, детали (овощи и фрукты, угощения, билеты для игры в театр, деньги для игры в магазин и др.).

Особенность этих игр состоит в том, что со временем детей уже не удовлетворяют  игры, изображающие деятельность взрослых, их начинают увлекать  игры , навеянные литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Такие  игры  являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре. Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. И сюжетно-ролевая игра, и театрализованная игра  развиваются параллельно, но в средней группе приоритет остается за  сюжетно-ролевой игрой, а в подготовительной группе дети стремятся уже выразить себя более эмоционально.

Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие  театрализованная   игра .

Оба вида  игры  развиваются параллельно, но с\р  игра  достигает своего пика у детей 5-6 лет, а  театрализованная  у детей 6-7 лет.

Исследователи отмечают близость с\р  и   театрализованной   игры . В с\р  игре  дети отражают впечатления, полученные из жизни, а в  театрализованной   игре  из готового источника (литературно-художественного). В с\р  игре  инициатива детей направлена на создание сюжета, а в  театрализованной  на выразительность разыгрываемых ролей. Деятельность детей в с\р игре  является ориентировочной  и не может быть представлена для показа зрителю, а в  театрализованной игре действие может быть показано зрителю: детям, родителям.

 Театрализованные игры предназначены:

 1. Развивать самостоятельность в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю; распределять между собой обязанности и роли.

2. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчетливость произношения; учить использовать средства выразительности драматизации (поза, жесты, мимика, голос, движения).

 Исходя из указанных требований, отметим и их характерные особенности - литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях  ребенок, исполняя роль в качестве "артиста", самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре "артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист  и  режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских  игр  определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной  и  объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток)  и  т.д.

Общим всех для  театрализованных   игр  является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой "рубежный" вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчеством (А.Н. Леонтьев). Театрализованную игру (особенно  игру-драматизацию ) характеризует перенос акцента с процесса  игры  на ее результат, интересный не только участникам, но  и  зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие  театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Итак, система работы по развитию  театрализованной  деятельности делится на три этапа:

• художественное восприятие литературных  и  фольклорных произведений;

• освоение специальных умений для становления основных ("актер", "режиссер")  и  дополнительных позиций ("сценарист", "оформитель", "костюмер");

• самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой  театрализованной  деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом  и  проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная  и  пр.).

Значит, театрализованная  деятельность интегративна, причем активность  и  творчество проявляются в трех аспектах.

Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.

Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.

В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровожцения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей  театрализованной  деятельности по отношению к ней чаще используется термин "театрально-игровая деятельность", что также вызывает определенные трудности в педагогической работе, поскольку содержит ряд противоречий: между свободой ребенка в  игре   и  обязательной содержательной основой театрализации; между импровизационностью  игры   и  этапностью подготовки театрализации; между акцентом в  игре  на сам процесс, а в театрализации - на ее результат. Эти противоречия снимаются при условии организации театрально-игровой деятельности как самоценной свободной  и  творческой деятельности дошкольника.

Театрализованно-игровая  деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

• как разновидность художественной деятельности, где интегрируется со следующими видами деятельности; литературная, музыкальная  и  изобразительная;

• как творческая  сюжетная   игра , бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка. Так достигается сочетание косвенного руководства ею с предоставлением ребенку возможности свободного самовыражения  и  бытование театрализованой  игры  в самостоятельной детской деятельности.

 

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

 

В процесс театрализованной  игры расширяются  и  углубляются знания детей об окружающем мире;

Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;

Происходит развитие различных анализаторов;

Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.

Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.

Развивается эмоционально-волевая сфера;

 коррекция поведения;

Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;

Участие в театрализованных  играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.

 

В заключение всего можно сказать, что каждый педагог должен стремиться к самораскрытию воспитанников в игре, к ориентации на его индивидуальные особенности, так как это является основой высокого качества реализации стандарта дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация Театрализованные игры

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений(сказки,рассказы,инсценировки).Особенность театрализованных игр - они имеют готовый сюжет,а значит деятельность р...

Обучение детей второго года жизни сюжетной игре и детей третьего года жизни сюжетно-ролевой игре. (рекомендации родителям)

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. с самого раннего во...

Консультация "Театрализованные игры как технология коррекции отклонения в развитии дошкольников"

Системы работы с дошкольниками по использованию театрализованных игр и игровых упражнений, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических проц...

Консультация "Театрализованная игра"

Театрализованная игра очень эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысленияим нравственногоподтекста литературного или фольклорного произведения. Участия в игре-драматизации дает р...