Музыкальные пальчиковые игры как средство развития детей дошкольного возраста
методическая разработка

Островская Марина Ивановна

Представление опыта работы по развитию дошкольников в ходе использования музыкальных пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostrovskaya_m.i._muz._palchikovye_igry.docx25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Одинцовская средняя общеобразовательная школа №12
дошкольное отделение - детский сад №18


 

Представление опыта работы
 
«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»


 
 
                                                             


Составила: Островская Марина Ивановна

музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории

г. Одинцово

2021г.

«Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

2слайд

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сегодня все мамы и папы без исключения знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша.

Для того, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, с раннего возраста необходимо развивать его руки: пальцы и кисти.

Актуальность использования пальчиковых игр в музыкальном воспитании дошкольников вызвана тем, что они играют очень важную роль в общем развитии ребёнка. Упражнения на развитие мелкой моторики укрепляют мелкие мышцы кисти руки, что, в свою очередь, помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем в письме, помогают детям отдохнуть, расслабиться на занятии. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память, речь, интонационную выразительность.

3слайд

Использование пальчиковых игр в музыкальном воспитании способствует развитию не только музыкальности ребенка, его пальцев, речи, но и одновременно формирует многие личные качества - пространственно-образное мышление, чувственное восприятие, творческую фантазию и логику, способствует развитию внимания и памяти, повышает общий уровень организации ребенка.

Напряжённый мыслительный процесс происходит тогда, когда ребёнок пытается ассоциировать движения рук с определённой потешкой. Пальчиковые игры учат детей читать стихи выразительно и эмоционально. Дети развивают творческое мышление, интонационную и эмоциональную выразительность. Развивается интерес к театральной деятельности, чувство ритма, формируется понятие о звуковысотности, об интонационной выразительности, развивается воображение. На каждом занятии можно вспоминать и выполнять уже знакомые упражнения.

4слайд

Музыкальное сопровождение пальчиковых игр развивает музыкальные способности ребёнка: слух, вокальные данные, музыкальную память, позволяет познакомить детей с элементарной теорией музыки и создаёт ребёнку благоприятную атмосферу для занятия.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. В ходе пальчиковых упражнений, музыка оказывает влияние на повышение качества выполнения движения: улучшаются выразительность, ритмичность движений, их четкость, координация, плавность, слитность, переключаемость.

5слайд

Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением  могут проводиться на занятиях, праздниках, в повседневной жизни детского сада и дома. Пальчиковые музыкальные игры используются в  режимных моментах: именно они дают возможность воспитателям играть с  малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику.  Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры  формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и  ребёнком.

Встречая утром малыша,  который капризничает, используем музыкальную пальчиковую  игру «Дружба»  (объясняем, что в группе дружат не только мальчики и девочки, но и  твои пальчики)

6слайд

Методика разучивания музыкальных пальчиковых игр

- Перед игрой с детьми я обсуждаю её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения.

- Стимулирую подпевание детей, "не замечая", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряю успех.

- Выполняю  упражнение вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.

- Никогда не принуждаю. Пытаюсь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их, например, изменив задание или поменяв игру.

- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяю их новыми.

- При разучивании и исполнении игр обращаю внимание на то, чтобы движения детьми выполнялись соответственно тексту и музыкальным фразам.

7слайд

Принципы постепенности и систематичности при разучивании пальчиковых музыкальных игр являются приоритетными.

Пальчиковые игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей. Материал осваивается детьми постепенно на музыкальных занятиях и закрепляется в группе. Это даёт прекрасный эффект в развитии детей и не нуждается в каких-то дополнительных рекомендациях.

Итак, немного творчества, фантазии, любви, желание сделать жизнь детей ярче и прекраснее, и из маленьких ручек появится долгожданное солнышко после проливных дождей; бабочка, улитка, радуга и еще много новых чудных открытий!

8слайд

В музыкальные пальчиковые игры можно и нужно играть с детьми  уже с самого раннего возраста, постепенно усложняя речевой и двигательный материал игр. Персонажи и образы многих пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, мальчик с пальчик и обезьянки, дерево и птица, солнышко и дождик, нравятся малышам с полутора-двух лет, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения.

 

Все мы хорошо знаем  песню  Т. Попатенко «Птичка», которую дети ясельной группы подпевают и делают первые пальчиковые движения. Давайте вместе вспомним…

9слайд

В своей работе  использую  дидактический материал из сборника Е. А. Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры». Начинаем с самого простого, музыкальная пальчиковая игра «Солнышко» для детей второй младшей группы.

Познакомив детей с игрой, обсудив название «Солнышко», раскрыв образное содержание текста, приступила к разучиванию. Сначала разучила с детьми слова, затем движения, указанные в музыкальной пальчиковой игре. После того, как дети усвоили текст, движения, соединила с музыкой. Дети, вошли в образ, улыбались, как солнышко.

10слайд

В старших группах использую более усложненные, разнохарактерные музыкальные пальчиковые игры. Например, «Домик», «Улитка», «Черепаха». В игре «Цветок», обсудив содержание, выяснили, какие движения могут быть использованы для нежного, красивого цветка. Отдельно разучили слова в ритме песни, добавили движения, соответствующие тексту. При целостном исполнении музыкальной пальчиковой игры, для активизации каждого ребенка, предложила представить, какие цветы хотят видеть ребята в своих ладошках. Все движения были плавными, как в вальсе. Музыкальное сопровождение помогло детям прочувствовать плавность движений. Музыкальная пальчиковая игра «Солнечный зайчик», которую мы также разучили в старшей группе, отличалась по характеру от предыдущей. Игра была подвижной, веселой, и движения у детей соответствовали подвижному музыкальному сопровождению.

11слайд

В своей работе также использую нетрадиционные музыкальные пальчиковые игры.

К нетрадиционным пальчиковым играм относятся:

  1. самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, воздушными шарами и т.д.;
  2.  игры с пальчиками с использованием разнообразного   материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

«Котенок кусается» (прищепки бельевые).

 Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После первого  двустишия – смена рук.

2, 3, 4, 5 – кусается сильно котенок-глупыш,

5, 4, 3, 2 – он думает: это не палец, а мышь (смена рук).

2, 3, 4, 5 – но я же играю с тобою, малыш,

5, 4, 3, 2 – а будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!».

12слайд

«В зоопарке» (решетка для раковины, подставка под горячее).

 Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно – то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно:

- В зоопарке мы ходили, к каждой клетке проходили

-И смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят.

13слайд

Игра "Шишечка".

 1. Мы катаем шишечку, между двух ладошек.  Вот какие шишечки  есть у наших крошек!  (катаем шишку между ладонями)

 2. Превратилась в ежика, колется иголкой,  левой нашей рученьке  очень, очень колко!  (берем шишку в правую руку и осторожно колем левую ладошку)  

3. Пощекочем шишечкой правую ладошку,  как приятно шишечкой щекотать немножко!  (берем шишку в левую руку и щекочем ладошку правой руки)

 4. Обхватили шишечку, вот и барабанчик!  Превратился в палочку наш веселый пальчик!  (обхватили шишку правой рукой, носиком вниз, широкой стороной вверх, стучим указательным  пальцем левой руки)  

  5. Выросли сестрёночки на опушке летом.  Это наши шишечки, елочки с секретом!  (немного раскачиваем рукой )

 6. Поливает дождичек, капает по веткам,  Вырастайте, елочки, все на радость деткам!  (пальчики быстро дотрагиваются до отдельных «лепестков» шишки)  

 7. Вот устала шишечка и легла в кроватку,  спи спокойно, шишечка, в колыбельке сладко!

  (Положить шишку в ладошку, накрыть другой ладошкой и качать)

14слайд

Вывод:

Музыкальные пальчиковые игры в процессе занятий помогают создать общую благоприятную атмосферу, вызвать эмоциональный отклик у детей, развивают их музыкальные способности, творческое  воображение, фантазию.

Литература:

Поддубная Е.А. «Музыкальные пальчиковые игры», «Феникс», 2013.

«Музыкальный руководитель» №3, 2017.

«Музыкальный руководитель» №7, 2017.


                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-дидактические игры -как средство развития детей дошкольного возраста.

Содержание данной статьи может быть использовано в работе музыкального руководителя....

Презентация "Пальчиковая игра как средство развития детей раннего возраста"

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Презентация: "Пальчиковая игра, как средство развития детей раннего возраста".

Цель мастер-класса:Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр для развития детей раннего возраста. Обогатить педагогический опыт коллег в проведении пальчиковых игр с детьми раннег...

Пальчиковые игры эффективное средство развития детей раннего возраста

Игры пальчиковые развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творчество способности  фантазии....

Рекомендации для родителей "Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"

Рекомендации для родителей"Пальчиковые игры - эффективное средство развития детей раннего возраста"...

Доклад по МО:" Пальчиковая гимнастика, как средство развития детей дошкольного возраста"

Научить детей произносить слова потешек,стихов,скороговорок сочитая их движению пальцев.Развивать память,гибкость пальцев и кистью рук.Воспитывать усидчивость у детей....

Пальчиковые игры как средство развития детей дошкольного возраста.

quot;Движение руки всегда тесно связаны с речью и способствует её развитию", - утверждал  В.М. Бехтерев....