Проблема развития у детей познавательной активности
статья

Латыпова Эльвира Рафаиловна

В статье раскрывается проблема развития у детей познавательной активности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_razvitiya_u_detey_poznavatelnoy_aktivnosti.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

В современном обществе активно идет процесс  качественного  обновления образования. Это связано с переориентацией образования на активную позицию ребенка в процессе познания, что связано с развитием его познавательной активности. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основой образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования в целевых ориентирах представлены такие особенности личности, как активность, овладение основными культурными способами деятельности, самостоятельность [1]. Целью дошкольного образования становится развитие познавательной активности ребенка. Это обусловливает необходимость анализа исследований сущности и специфики данного процесса.

Исследователи, раскрывая познавательную активность, рассматривают ее с различных позиций:

как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова);

– как проявление интересов и мотивов (Н.Г Морозова, Г.И. Щукина);

– как интеллектуальную деятельность (В.К. Буряк, Г.Ц. Молонов, Т.И. Шамова);

– как творческую активность (Я.А. Пономарев, О.К Тихомиров);

– как самостоятельную, инициативную деятельность, обращенную на познание окружающего мира (М.И. Лисина, А.М. Матюшкин);

– как интегрированное качество личности (В.В. Зайко, З.В. Чехлова, В.В. Щетинина).

Н.В. Дерябина определяет познавательную активность, как интегративное качество личности – «обеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов» [3].

В.В. Щетинина учитывая ценность интеграции как объективного психолого-педагогического феномена в развитии личности дошкольника, познавательную активность представляет «как проявление интеграции (объединении) имеющихся и приобретаемых ребенком качеств в единую, целостную систему, охватывающую все сферы личности ребенка, и характеризующуюся обобщенным психологическим образованием, имеющим новые характеристики и иную (субъектную) позицию ребенка в деятельности» [4].

Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволило нам выявить различное количество компонентов в структуре познавательной активности.

Опираясь на мнения ученых А.М. Матюшкина и Г.И. Щукиной можно определить структуру познавательной активности:

– волевой (волевые стремления, направленные на достижение обдуманно поставленной цели, который связан с прохождением внешних и внутренних трудностей);

– эмоциональный (черта эмоциональной поддержки индивидуального навыка познания);

– мотивационный (ряд всевозможных интересов, установок, мотивов, результатов, потребностей);

– содержательно процессуальный (готовность применять умения, навыки, объем знаний);

– компонент социальной направленности (социальная установка познавательной активности).

И.А. Боброва в своем научном исследовании акцентирует необходимость выделения рефлексивно-оценочного компонента в структуре познавательной активности. Данный компонент познавательной активности по мнению автора включает «рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся, умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний» [2].

Современный исследователь В.В. Щетинина выделяет информационный компонент познавательной активности. Целью данного компонента является освоение базовых знаний с дальнейшим их применением в ходе деятельности ребенка.

Опираясь на исследования ряда ученых (Д.Б. Богоявлинской, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной) мы можем классифицировать уровни познавательной активности по следующим критериям.

По отношению к деятельности различают уровни: 1) потенциальная активность (раскрывает личность с позиции стремления к деятельности, готовности); 2) реализованная активность, (раскрывает личность через качество деятельности, осуществляемой в этой конкретной ситуации, главные показатели: эффективность, интенсивность, умение действовать самостоятельно, творчество).

По характеру деятельности различают уровни:

– репродуктивно-подражательная активность (раскрывается через желание запомнить и повторить готовые знания, овладеть умением их употребления по образцу);

– поисково-исполнительская активность (раскрывается готовностью к определению смысла различных процессов и явлений, выявлению связей между ними, умением применять эти знания во вновь открывшихся условиях);

– творческая активность (раскрывается в поиске инициативы в определении целей задач, в умении применять полученные знания в новых условиях)

По длительности и устойчивости различают уровни: 1) ситуативная активность (определяется эпизодичностью, кратковременностью); 2) интегральная активность (определяется общее преоблодающее отношение к деятельности.

Все перечисленные уровни сформированности познавательной активности рассмотрены со стороны качественного измерения. С учетом подхода педагогической диагностики определяют три уровня сформированности познавательной активности: высокий, средний, низкий.

Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы, что при раскрытии познавательной активности авторы опираются на деятельностный и личностные подходы. Ученые  выявляют мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный, информационный компоненты в структуре познавательной активности и классифицируют уровни познавательной активности по различным критериям.

Список используемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya. (дата обращения 10.11.2018)

2. Боброва, И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] : дис. канд. пед. наук / И.А. Боброва. – СПб., 2008. – 142 с.

3. Дерябина, Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов в воспитательно-образовательном процессе технического вуза [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.В. Дерябина. – Кемерово, 2005. – 193 с.

5. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4 (22). – С. 441-444.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования

Доклад к педагогическому совету на тему " Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования" В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается ...

«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»

Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опы...

Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"

Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"...

Развитие у детей познавательной активности.

Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, ...

Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование

Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...

Содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции

В статье раскрывается содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции...