Проблема развития у детей познавательной активности
статья
В статье раскрывается проблема развития у детей познавательной активности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В современном обществе активно идет процесс качественного обновления образования. Это связано с переориентацией образования на активную позицию ребенка в процессе познания, что связано с развитием его познавательной активности. В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования к результатам освоения основой образовательной программы на этапе завершения дошкольного образования в целевых ориентирах представлены такие особенности личности, как активность, овладение основными культурными способами деятельности, самостоятельность [1]. Целью дошкольного образования становится развитие познавательной активности ребенка. Это обусловливает необходимость анализа исследований сущности и специфики данного процесса.
Исследователи, раскрывая познавательную активность, рассматривают ее с различных позиций:
– как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова);
– как проявление интересов и мотивов (Н.Г Морозова, Г.И. Щукина);
– как интеллектуальную деятельность (В.К. Буряк, Г.Ц. Молонов, Т.И. Шамова);
– как творческую активность (Я.А. Пономарев, О.К Тихомиров);
– как самостоятельную, инициативную деятельность, обращенную на познание окружающего мира (М.И. Лисина, А.М. Матюшкин);
– как интегрированное качество личности (В.В. Зайко, З.В. Чехлова, В.В. Щетинина).
Н.В. Дерябина определяет познавательную активность, как интегративное качество личности – «обеспечивающее готовность к самостоятельной деятельности по приобретению новой информации, выделению научных проблем и поиску путей их решения; умение применять приобретенные знания для решения новых проблем и выполнять познавательные действия, направленные на достижение проектных результатов» [3].
В.В. Щетинина учитывая ценность интеграции как объективного психолого-педагогического феномена в развитии личности дошкольника, познавательную активность представляет «как проявление интеграции (объединении) имеющихся и приобретаемых ребенком качеств в единую, целостную систему, охватывающую все сферы личности ребенка, и характеризующуюся обобщенным психологическим образованием, имеющим новые характеристики и иную (субъектную) позицию ребенка в деятельности» [4].
Дальнейший анализ психолого-педагогической литературы позволило нам выявить различное количество компонентов в структуре познавательной активности.
Опираясь на мнения ученых А.М. Матюшкина и Г.И. Щукиной можно определить структуру познавательной активности:
– волевой (волевые стремления, направленные на достижение обдуманно поставленной цели, который связан с прохождением внешних и внутренних трудностей);
– эмоциональный (черта эмоциональной поддержки индивидуального навыка познания);
– мотивационный (ряд всевозможных интересов, установок, мотивов, результатов, потребностей);
– содержательно процессуальный (готовность применять умения, навыки, объем знаний);
– компонент социальной направленности (социальная установка познавательной активности).
И.А. Боброва в своем научном исследовании акцентирует необходимость выделения рефлексивно-оценочного компонента в структуре познавательной активности. Данный компонент познавательной активности по мнению автора включает «рефлексию, самоконтроль и самооценку обучающихся, умение адекватно контролировать, анализировать и оценивать способы и результаты своей деятельности, что является необходимым условием саморегуляции процесса усвоения знаний» [2].
Современный исследователь В.В. Щетинина выделяет информационный компонент познавательной активности. Целью данного компонента является освоение базовых знаний с дальнейшим их применением в ходе деятельности ребенка.
Опираясь на исследования ряда ученых (Д.Б. Богоявлинской, А.М. Матюшкина, Г.И. Щукиной) мы можем классифицировать уровни познавательной активности по следующим критериям.
По отношению к деятельности различают уровни: 1) потенциальная активность (раскрывает личность с позиции стремления к деятельности, готовности); 2) реализованная активность, (раскрывает личность через качество деятельности, осуществляемой в этой конкретной ситуации, главные показатели: эффективность, интенсивность, умение действовать самостоятельно, творчество).
По характеру деятельности различают уровни:
– репродуктивно-подражательная активность (раскрывается через желание запомнить и повторить готовые знания, овладеть умением их употребления по образцу);
– поисково-исполнительская активность (раскрывается готовностью к определению смысла различных процессов и явлений, выявлению связей между ними, умением применять эти знания во вновь открывшихся условиях);
– творческая активность (раскрывается в поиске инициативы в определении целей задач, в умении применять полученные знания в новых условиях)
По длительности и устойчивости различают уровни: 1) ситуативная активность (определяется эпизодичностью, кратковременностью); 2) интегральная активность (определяется общее преоблодающее отношение к деятельности.
Все перечисленные уровни сформированности познавательной активности рассмотрены со стороны качественного измерения. С учетом подхода педагогической диагностики определяют три уровня сформированности познавательной активности: высокий, средний, низкий.
Анализируя психолого-педагогическую литературу можно сделать выводы, что при раскрытии познавательной активности авторы опираются на деятельностный и личностные подходы. Ученые выявляют мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий, рефлексивный, информационный компоненты в структуре познавательной активности и классифицируют уровни познавательной активности по различным критериям.
Список используемой литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/10/03/fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-poslednyaya-redaktsiya. (дата обращения 10.11.2018)
2. Боброва, И.А. Развитие познавательной активности студентов в образовательном процессе педагогического вуза [Текст] : дис. канд. пед. наук / И.А. Боброва. – СПб., 2008. – 142 с.
3. Дерябина, Н.В. Педагогические условия формирования познавательной активности студентов в воспитательно-образовательном процессе технического вуза [Текст]: дис. канд. пед. наук / Н.В. Дерябина. – Кемерово, 2005. – 193 с.
5. Щетинина, В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников [Текст] / В.В. Щетинина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2012. – № 4 (22). – С. 441-444.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/12/picture-632655-1431453098.jpg)
Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования
Доклад к педагогическому совету на тему " Развитие у детей познавательной активности, любознательности посредством детского экпирементирования" В дошкольном детстве ребенок постоянно развивается ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/11/picture-930822-1497175971.jpg)
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование»
Для воспитания у дошкольников интереса к математике необходимо использовать такие эффективные методы и приемы как, проблемные ситуации, игры с занимательным материалом, моделирование, элементарные опы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/14/picture-1137047-1555225998.jpg)
Конспект открытого образовательного события по развитию у детей познавательной активности через экспериментирование "Шоу фокусников"
Открытое образовательное событие по развитию у детей познавательной активности через эксперементирование "Шоу фокусников"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/17/picture-141002-1521291704.jpg)
Развитие у детей познавательной активности.
Экспериментирование – метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Потребность ребёнка познавать каждый день заключается в тех новых впечатлениях, которые он может получать, ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/08/picture-1308510-1612780137.jpg)
«Развитие у детей познавательной активности через детское экспериментирование» в старшей группе на тему: «Шоу фокусников»
Шоу фокусников...
Диагностика интегративных качеств личности по развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через детское экспериментирование
Детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самосто...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/06/picture-1352086-1633535681.jpg)
Содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции
В статье раскрывается содержание работы по развитию у детей познавательной активности посредством педагогической интеграции...