СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья

Медведева Ирина Олеговна

Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Актуальность внедрения в практику работы сетевой формы реализации образовательных программ обусловлено статьей 15 ФЗ «Об образовании» в РФ.

Сетевая форма реализации образовательных программ - новое для российской образовательной системы явление. Поэтому многие образовательные организации приняли новшество в сетевой форме реализации как руководство к действию.

Ресурсы каждого учреждения, их качественные характеристики в значительной степени определяют конечный результат образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕТЕВАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕСУРСОВ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Медведева И.О.

Современная деятельность образовательных учреждений, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Актуальность внедрения в практику работы сетевой формы реализации образовательных программ обусловлено статьей 15 ФЗ «Об образовании» в РФ.

Сетевая форма реализации образовательных программ - новое для российской образовательной системы явление. Поэтому многие образовательные организации приняли новшество в сетевой форме реализации как руководство к действию.

Ресурсы каждого учреждения, их качественные характеристики в значительной степени определяют конечный результат образовательной деятельности.

К таким ресурсам, обеспечивающим успех образовательного учреждения в конкурентной борьбе, относится следующее:

  • качество подготовки специалистов образовательного учреждения;
  • широкий профиль специалистов — это количество, разнообразие уровня программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов;
  • применение информационных технологий в учреждении;
  • высокий уровень научно-методического, материально-технического, кадрового, финансового обеспечения процесса оказания образовательных услуг;
  • развитая социально-культурная база образовательного учреждения;
  • высокое качество образовательных услуг.

Но, не в каждой образовательной организации ресурсы реализации основной образовательной программы ДО отвечают современным требованиям. Это объясняется разными причинами. Нехваткой финансирования, системой подготовки кадров. Учреждение не может одновременно работать универсально во всех направлениях. А если есть такой уникальный опыт, то он нарабатывается не один год.

Поэтому перед руководителями из-за ограниченности ресурсов встает задача поиска дополнительных ресурсов для обеспечения устойчивости и конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.

Сетевая форма реализации образовательной программы – это современная инновационная технология, которая позволяет не только оптимизировать свои ресурсы, но и использовать ресурсы других образовательных организаций для динамичного развития всех организаций-партнеров

Интеграция условий образовательных учреждений, некая централизация ресурсов, по сетевой модели приносит свои плоды. И значимость данной темы для развития системы образования велика.

В ходе сетевого взаимодействия формируется образовательная среда, в которой каждое образовательное учреждение может взаимодействовать с любым учреждением дополнительного образования, учреждениями культуры и иными организациями по вопросам совместной работы. Это может быть и обмен идеями, и создание нового интеллектуального продукта, и другие разные формы для детей и взрослых.

 Руководитель сам принимает решение о том нужна ли ему такая форма или не нужна сетевого взаимодействия.

Привлекательность организации сетевой формы реализации образовательных программ заключается в следующем:

  • повышается конкурентоспособность каждого учреждения;
  • учреждениям не нужно тратить дополнительные средства для создания ресурсов в своем учреждении;
  • учреждение приобретает соответствующую академическую привлекательность, т.е. высококвалифицированный кадровый состав, наличие современной материально-технической базы, интересные перспективные направления работы в образовательном процессе;
  • дошкольное учреждение получает качественное образование и реализацию вариативной части     ООП ДО с привлечением специалистов учреждений дополнительного образования, культуры и иных организаций.

Важно отметить, Сетевая форма предполагает взаимодействие в рамках обеспечения образовательного процесса нескольких, в том числе, разно профильных организаций. Они могут быть абсолютно любые: медицинские, физкультурно-спортивные и другие иные на договорных началах.

Приведем примеры социально-значимых проектов, акций, мероприятий, которые были реализованы, либо реализуются, в нашем ДОУ совместно с социальными партнерами.

 Проект «Здоровый образ жизни»        

Питание в нашем мире требует особого подхода, перехваты по дороге вредной пищи (хот-дог, гамбургер) являются нормами жизни, и доля тучного населения с различными отклонениями в здоровье возрастает ежегодно. Современные люди малоподвижны, но при этом употребляют много пищи, подвержены вредным привычкам.

Наш проект в области поддержания здоровья и активного образа жизни имеет целью разрешить несколько задач:

  • сформировать у дошколят и членов их семей бережное отношение к здоровью;
  • обучить профилактике, сохранению и укреплению здоровья.

Здесь на помощь педагогам ДОУ приходят социальные партнеры: ТОГБУЗ № 2, Центр краеведения и туризма, МБУ Центр патриотического воспитания им. генерала армии Н.Е. Рогожкина. Проводимые в рамках акции совместные мероприятия: «День здоровья», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», «Джунгли зовут», «Яблочко» и др. подарили немало радостных минут как детям, так и взрослым.

Социальный проект «Социальная помощь пожилым людям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации».     

Цель проекта – оказание посильной помощи вышеуказанной категории граждан.  Основные задачи: увеличение заинтересованности и информирование общественности о проблеме; организация работы с фондами, некоммерческими организациями, волонтерским движением; сбор средств; организация качественного и доступного консультирования семей в вопросах обучения и воспитания.

Особо значимой в рамках данного проекта стала акция «Фестиваль варенья», которая проводится в нашем учреждении уже второй год. Наши воспитанники совместно с родителями, дедушками, бабушками готовили вкусные подарки (красиво украшенные баночки с вареньем), а потом продавали их на аукционе. И вкусное варенье, и вырученные средства были направлены ветеранам ВОВ, труженикам тыла, а также семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Ассоциация развития социальных инициатив «Наш город» - многолетний партнер нашего детского сада в реализации этого проекта.  

Проект «Семья»

Данный реализуемый проект имеет конечной целью стремление к сохранению ценности семейного института как такового, к более осознанному воспитательному процессу подрастающего поколения, к осознанию важности установления тесных и глубоких привязанностей между родителями и детьми, между супругами, и в целом между поколениями, провозглашение непоколебимости семейных уз, развитие нравственности детей и родителей, соблюдения традиций и устоев государства.

Каждое мероприятие в ДОУ, каждое общение педагога с родителем, каждое занятие, либо режимный момент в детском саду работают над решением задач, поставленных в этом проекте. И здесь на первый план выходят самые значимые наши социальные партнеры - это родители наших воспитанников.  Умение педагога выстроить взаимоотношение с семьей, использование нетрадиционных форм общения, индивидуальный подход к каждому, умение педагогически грамотно решать поставленные задачи и разрешать конфликтные ситуации – вот залог успешной реализации проекта, и, как следствие, успешной социализации дошкольника в современном мире.

На базе нашего учреждения в рамках сотрудничества с ЧОУ ДПО «Национальный институт защиты детства» проходит внедрение модели профилактической работы с семьями, направленной на снижение распространенности насилия, которая позволяет закрепить полученные знания «родительской уверенности» на практике в поддерживающем, профессиональном пространстве.

Проект «Медиаобразование в детском саду»

Цель проекта - создание информационно-игрового, детско-родительского и партнерского (педагог-ребенок) пространства, как средства повышения качества образовательного процесса.

Данный проект только запущен, реализация его планируется совместно с представителями средств массовой информации, учреждений культуры. На сегодняшний день создана Детской телестудии «Олененок» ТВ», где ребята узнают:

  • азы журналистики;
  • что такое интервью и почему этот жанр один из самых сложных;
  • попробуют себя в весьма интересном процессе озвучивания мультфильмов;
  • будут решать творческие задания;
  • снимать мини-сюжеты и многое другое.

Такое направление воспитательной работы позволяет формировать у детей нравственные – качества, социально – коммуникативную компетентность в непринужденной форме - игровой журналистской деятельности.

Таким образом, можно смело сделать вывод, что современная дошкольная организация не может сегодня успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне сетевого взаимодействия. Несомненно, то, что где бы не располагались детские сады, в его ближайшем окружении всегда найдутся объекты, способные стать социальными партнерами.

Литература:

  1. Березина Т.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и семьи: проблемы и пути их решения / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.
  2. Деркунская В.А. Социальные акции и волонтерское движение дошкольников в детском саду: методическое пособие / В. А. Деркунская, С. С. Агабекян, Н. А. Воронина; ред. В. А. Деркунская. — М.: Центр педагогического образования,2018. -240с.
  3. Рыбак Е.В. Реальность и перспективы развития социального партнерства в современном детском саду / Детский сад: теория и практика. 2013, №10.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организационно - методическое сопровождение реализации образовательной программы МДОУ «Сказка» как необходимое условие повышения качества образования»

Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Сказка» д.Сухоноска  «Организационно - методическое   сопровождение реализации   образовательной прог...

Вариативные формы, методы и средства взаимодействия с воспитанниками в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования

   В соответствии с п. 2.11.2 ФГОС ДО     Содержательный раздел должен включать описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной п...

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации образовательной программы дошкольного образования"

Семинар-практикум "Организация разных видов культурных практик в образовательной деятельности с учетом реализации  образовательной программы дошкольного образования"...

Положение об организации сетевых форм реализации образовательных программ ДОО

Положение об организации сетевых форм реализации образовательных программ регулирует организацию и осуществление сетевой формы реализации образовательных программ ДОО, обеспечивающей возможность ...

Методическая разработка по теме: «Применение современных образовательных технологий в рамках реализации образовательных программ дополнительного дошкольного образования»

Танец - это самый древний и богатый вид искусства: интересный, многогранный, яркий, заряжающий положительной энергией и дарящий положительные эмоции.        Хор...

Образовательная экскурсия как форма реализации образовательной программы ДОО

Благодаря правильно построенной образовательно - развивающей среды в детском саду у детей появляется интересная возможность посещать экскурсии не выходя из стен детского сада. Экскурсии развивают у де...