История педагогической профессии
статья

Деревянко Светлана

          Оглавление:

 

Введение                                                                                             2

 Глава 1 Причины возникновения педагогической профессии     3

 Глава 2 Этапы становления педагогической профессии               4

 2. 1.   Допрофессиональный этап.                                                    4

 2.2.    Условно-профессиональный этап                                          7

 2.3.     Собственно профессиональный этап                                   10

2.4.       Современный период                                                            12                 

 Заключение                                                                                         15

Список использованных источников                                                16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                               Введение

Профессия педагог является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой  педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Возникла педагогическая профессия еще в древности, а ее становление происходит и по сей день. Профессия педагога сегодня относится к одной из самых распространенных. Эту профессию отличают высокое развитие степени образованности, ответственности и великодушия.

 Роль педагога трудно переоценить во все времена. Каждый помнит одного или нескольких учителей, которые произвели яркое впечатление в детстве или юношестве. Оказали помощь, повлияли на жизненный выбор или просто дали совет. К сожалению, ошибки педагогов запоминаются подопечными еще сильнее.

В том, какие секреты таит в себе педагогическая профессия и почему влияние педагогического труда столь велико, стоит разобраться подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Причины возникновения педагогической профессии .

Педагогика развивается вместе с человечеством. Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека. Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие. Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению. С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам.

 Первая известная школа в привычном понимании появилась  в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (в переводе означает «умеющий убеждать»).

 Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни.  В годы юности Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  истины, он  обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний. Сам Пифагор был очень старательным и усердным учеником. Высокая степень образованности ученого по сравнению с безграмотными жителями Греции призывала его поделиться бесценными знаниями с молодым подрастающим поколением.

Позднее школы распространились по всей Греции и занятия проводились не на свежем воздухе, как раньше, а в специально отведенном для бесед помещении.

            Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности. Педагогическая деятельность — это, безусловно, труд. Но профессионального уровня эта деятельность достигла не сразу. После появления школы Пифагора стало понятно, что вести образовательные и воспитательные беседы с детьми может далеко не каждый взрослый, а только тот, кто обладает специальными знаниями и опытом, и в силу особенностей своих личностных качеств может передать их другим. Таким образом, появились первые признаки необходимости педагогической деятельности на профессиональном уровне.

 Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

            Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке.

В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

2. Этапы становления педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на  4 этапа:

Первый этап – допрофессиональный;

Второй этап – условно-профессиональный;

Третий этап – собственно профессиональный;

Четвертый этап – современный.

2. 1.   Допрофессиональный этап.

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества. На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим.

Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию. В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми. Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников. В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, знакомили с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный х

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Оглавление:

Введение                                                                                             2

 Глава 1 Причины возникновения педагогической профессии     3

 Глава 2 Этапы становления педагогической профессии               4

 2. 1.   Допрофессиональный этап.                                                    4

 2.2.    Условно-профессиональный этап                                          7

 2.3.     Собственно профессиональный этап                                   10

2.4.       Современный период                                                            12                  

 Заключение                                                                                         15

Список использованных источников                                                16

                                                               Введение

Профессия педагог является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой  педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Возникла педагогическая профессия еще в древности, а ее становление происходит и по сей день. Профессия педагога сегодня относится к одной из самых распространенных. Эту профессию отличают высокое развитие степени образованности, ответственности и великодушия.

 Роль педагога трудно переоценить во все времена. Каждый помнит одного или нескольких учителей, которые произвели яркое впечатление в детстве или юношестве. Оказали помощь, повлияли на жизненный выбор или просто дали совет. К сожалению, ошибки педагогов запоминаются подопечными еще сильнее.

В том, какие секреты таит в себе педагогическая профессия и почему влияние педагогического труда столь велико, стоит разобраться подробнее.

1.  Причины возникновения педагогической профессии .

Педагогика развивается вместе с человечеством. Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека. Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие. Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению. С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам.

 Первая известная школа в привычном понимании появилась  в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (в переводе означает «умеющий убеждать»).

 Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни.  В годы юности Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  истины, он  обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний. Сам Пифагор был очень старательным и усердным учеником. Высокая степень образованности ученого по сравнению с безграмотными жителями Греции призывала его поделиться бесценными знаниями с молодым подрастающим поколением.

Позднее школы распространились по всей Греции и занятия проводились не на свежем воздухе, как раньше, а в специально отведенном для бесед помещении.

            Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности. Педагогическая деятельность — это, безусловно, труд. Но профессионального уровня эта деятельность достигла не сразу. После появления школы Пифагора стало понятно, что вести образовательные и воспитательные беседы с детьми может далеко не каждый взрослый, а только тот, кто обладает специальными знаниями и опытом, и в силу особенностей своих личностных качеств может передать их другим. Таким образом, появились первые признаки необходимости педагогической деятельности на профессиональном уровне.

 Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

            Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке.

В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

2. Этапы становления педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на  4 этапа:

Первый этап – допрофессиональный;

Второй этап – условно-профессиональный;

Третий этап – собственно профессиональный;

Четвертый этап – современный.

2. 1.   Допрофессиональный этап.

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества. На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим.

Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию. В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми. Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников. В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, знакомили с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными.       Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

2.2.   Условно-профессиональный этап.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания. Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности. Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей.   Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.

Грамматические школы возникли в 1-й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность. Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные. Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.

В этот период появляются частная собственность, классы. Расслоение и неравенство в обществе. Рабовладельцы господствуют в экономической и политической жизни. Жестокое отношение к рабам. Главные виды занятия рабов земледелие и животноводство. Воспитание носит классовый характер. Содержание воспитания обогащается, расширяется. Это не только подготовка детей под руководством старших в процессе труда и охоты. Дети, главным образом рабовладельцев, получили возможность усваивать обычаи, религиозные верования, предания, элементы грамотности. В новых условиях получили развитие первобытные обряды – инициации, посвящения, своеобразные испытания молодежи для перехода в более взрослую жизнь, переход на новый более высокий уровень подготовки. Инициациям, суровым «испытаниям на взрослость» предшествовала долгая и трудоемкая морально-психологическая и физическая подготовка.

Цель воспитания – завоевать новые земли и новых рабов, сохранить и приумножить свое имущество.

Дети рабовладельцев обучаются в военно-гимнастических школах. Специальная система воспитания ярко описана древнегреческими историками.В Спарте господствовало военно-патриотическое воспитание. Цель – подготовить юношей аристократов к военному делу, выносливых, дисциплинированных. Они были призваны держать в подчинении и страхе рабов – илотов.

Мальчиков с 7 лет готовили в военных лагерях, в отрядах. Вели кочевую жизнь в постоянных походах, состязаниях, тренировках. Добивались развития у них силы, мужества, выносливости тяжелыми физическими упражнениями. Создавали специально суровые бытовые условия жизни (спали на тростнике на земле, носили условную одежду). Юношей обучали музыке, танцам, пению. Занятия носили военную направленность. Приучали кратко и четко выражать свои мысли, чтобы во время сражения быстро отдавать команды. Такая краткая речь получила название лаконичной (от названия греческого полуострова Лаокония). В лагерях детей почти не кормили, они добывали пищу, совершая набеги на поселения рабов-земледельцев и ремесленников. Строго наказывали детей не за воровство, а за то, что делали это неумело, их ловили. Ежегодно проводились соревнования, испытания или инициации на выносливость, способность молча переносить физическую боль – показательные порки кнутом, розгами. Выдерживали испытания те, кто не издавал стонов во время истязаний.

Девочек и девушек приобщали к военному делу. Они не хуже мужчин владели холодным оружием и могли защитить свой дом от внешней агрессии и подавить восстание рабов, когда мужчины уходили на войну. В Спарте существовал культ здоровья и физической силы. Две спартанки при встрече приветствовали друг друга: «Ты хорошо выглядишь и одолеешь быка». Спартанки считались лучшими кормилицами, их приглашали в богатые семьи в соседние государства.

Дети рабов воспитывались дома и наследовали ремесло своего отца. Школ они не посещали. Их уделом был физический труд, заниматься которым рабовладельцам было зазорно. Рабы полностью обслуживали своих знатных хозяев.

Если в Спарте воспитание носило военно-патриотический характер, то в Афинах оно имело черты всестороннего воспитания. В Спарте идеалом воспитания был умелый воин, преданный своей стране, в Афинах – это гармонично, всесторонне развитый человек, получивший не только военное, физическое и патриотическое, но и умственное, эстетическое, нравственное воспитание.

Афинских мальчиков кроме военного дела обучали ораторскому искусству. Дети богатой знати посещали частные платные школы. С ними занимались гимнастикой, проходили занятия по освоению хороших манер поведения в обществе. Здесь дети обучались грамоте, счету, риторике, музыке, поэзии, участвовали в философских и политических беседах, которые проводили видные военачальники, политики и философы. В школах осуществлялось элементарное всестороннее воспитание детей того времени (элементы физического, нравственного и гражданского, эстетического, умственного воспитания получали мальчики и юноши).

В Афинах складывалась система школ.

Мусические школы для детей от 7 до 15 лет (изучали чтение, письмо, счет, музыку, пение).

Палестра или школа гимнастики (дети посещали эту школу параллельно с мусической).

Гимнасий – школа для знатных юношей 16-18 лет. Проводили занятия по гимнастике, участвовали в беседах с военачальниками, философами.

Эфебия – школа военной и физической подготовки для юношей от 18 до 20 лет. Они проходили своеобразную военную службу главным образом на границе страны.

Девочки воспитывались дома, их обучали грамоте, хорошим манерам, приобщали к домашнему рукоделию, выводили в свет в театр, на праздники и т.п.

В Риме содержание воспитания мальчиков заимствовало элементы и характер и черты как спартанского, так и отчасти афинского воспитания. Т.е военно-патриотическая подготовка соединялась с некоторыми чертами всестороннего воспитания.

В древневосточных государствах впервые появились школы, дети осваивали первые системы письменности, им несколько тысячелений (шумерское, египетское, китайское, руническое-славянское и др.).

Пик культурного развития в эпоху рабовладения был достигнут, по мнению исследователей, в древней Греции и Риме. Это время первоначального расцвета наук - энциклопедической философии, литературы, воспитания.

Возникают первые известные в истории философские школы во главе с выдающимися философами-энциклопедистами. Среди них наибольшую славу и известность получили школы Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.), обратившего внимание на необходимость природосообразности воспитания молодежи; Сократа (ок. 469 г. до н. э., — 399 г. до н. э.), подчеркивающего значение индуктивного метода образования детей; Платона (ок. 427-347 до н.э.), пропагандировавшего общественное воспитание; Аристотеля (384 - 322 до н.э.), воспевавшего роль и значение гармоничного, всестороннего воспитания молодежи.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня. При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно. Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые. Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему. В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

2.3.  Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что привело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обусловлены целями и ценностями капиталистического общества и варьируются в зависимости от национальных особенностей культуры, темпов общественного развития, развития науки и в том числе педагогики.

В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит преодоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на характер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выступления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенденции в области образования. Однако прогресс в этой области утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельности несли четкую печать социально-классовой ограниченности.

Глобальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, ставят перед ним все более сложные задачи, требующие адекватного реагирования. В условиях, когда резко возрастают требования к профессиональному мастерству специалиста-педагога, когда важен возможно более высокий уровень развития его личностных качеств, в первую очередь, нравственных и интеллектуальных, необходимо столь же ускоренно двигаться к овладению педагогической технологией, соответствующей постоянно растущим требованиям постиндустриального общества с его быстро развивающимися информационными и социальными технологиями. Так, в начале XX в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Появилась социальная педагогика, что, в свою очередь, обусловило появление такой профессии как социальный педагог.

В 20-30-е гг. XX в. получили распространение идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США. Учителя, приверженцы этого направления, осуществляли педагогическую деятельность не в традиционных классных комнатах, а на площадках, в залах для занятий без перегородок. Введено гибкое расписание без традиционных уроков и звонков, основным методом обучения становится метод «открывания», а обстановка на занятиях приближается к семейным условиям. В 60-е гг. XX в. «общинное воспитание» рассматривается как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель воспринимается в качестве «агента социальных изменений». Для этого периода развития профессионально-педагогической деятельности характерен активный поиск альтернативных традиционной школе форм обучения и воспитания. Ярким примером тому может служить деятельность педагогов Вальдорфской школы, вся деятельность которой строилась на принципе самоуправления. При отсутствии в штате такой школы должности директора учи- теля, не являющиеся государственными служащими, осуществляли свою деятельность в достаточно свободной обстановке, не испытывая давления со стороны государства. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в целевых установках профессиональных педагогов. Определяющее значение приобретает распространение естественнонаучных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации.

Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приобретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам коммунизма, способного быть квалифицированным и исполнительным тружеником.

В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание педагогической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

2.4.  Современный период.

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность педагога по общественным функциям, личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, учёного. Профессия эта отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребёнка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы учитель изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания.

Педагог прежде всего должен быть профессионалом. Профессионализм - это не просто высокий уровень знаний и умений человека в конкретной деятельности, но и системная организация сознания человека. Неотъемлемым компонентом профессионализма является творчество, которое проявляется в поиске и нахождении нового.

Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого педагога, который способен в условиях массовой школы обеспечить высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Особенность труда педагога состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причём не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Педагогическая профессия является и очень сложной профессией, так как требует большого напряжения физических, эмоциональных и нравственных сил; предъявляются высокие требования со стороны общества, родителей и детей.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Профессия педагога в современном обществе обязывает обладать определённым набором личных и морально-деловых качеств, которые способствуют формированию безупречной деловой репутации педагога. Важнейшими для педагога являются: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность по отношению к детям; педагогическая требовательность.

                                                                   

                                                          Заключение:

Педагогика развивается вместе с человечеством. Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека. Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие. Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению.

Таким образом, 1-й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов. Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически- деятельностный. При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.

В период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период.

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства М., 1999.
  3. Джуринский, А. Н. История педагогики. / А. Н Дружинский – М.: ВЛАДОС,1999
  4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики., 1999.
  5. Дошкольная педагогика /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.. – М., 2012
  6. Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
  7. История педагогики в России: Хрестоматия. М., 2002.
  8. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. В. Лыков, Л.В. Волобуева. – М., 1999.
  9. История дошкольной педагогики / Сост. Ю. Г. Брынзарей. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997.
  10. История дошкольной педагогики /Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989.
  11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.- М.,2000.
  12. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика/ С. А Козлова., Т. А Куликова – М.: Издательский центр «Академия» ,2000.
  13. Семинарские, практические, лабораторные занятия по дошкольной педагогике.//Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк.-М.,2000.
  14. Хрестоматия по истории по истории школы и педагогики в России. М., 1996



Предварительный просмотр:

          Оглавление:

Введение                                                                                             2

 Глава 1 Причины возникновения педагогической профессии     3

 Глава 2 Этапы становления педагогической профессии               4

 2. 1.   Допрофессиональный этап.                                                    4

 2.2.    Условно-профессиональный этап                                          7

 2.3.     Собственно профессиональный этап                                   10

2.4.       Современный период                                                            12                  

 Заключение                                                                                         15

Список использованных источников                                                16

                                                               Введение

Профессия педагог является одной из древнейших. Именно благодаря специально организованной педагогической деятельности овладевают всеми другими профессиями.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Появилось оно вместе с первыми людьми. Детей воспитывали без всякой  педагогики, даже не подозревая о ее существовании.

Возникла педагогическая профессия еще в древности, а ее становление происходит и по сей день. Профессия педагога сегодня относится к одной из самых распространенных. Эту профессию отличают высокое развитие степени образованности, ответственности и великодушия.

 Роль педагога трудно переоценить во все времена. Каждый помнит одного или нескольких учителей, которые произвели яркое впечатление в детстве или юношестве. Оказали помощь, повлияли на жизненный выбор или просто дали совет. К сожалению, ошибки педагогов запоминаются подопечными еще сильнее.

В том, какие секреты таит в себе педагогическая профессия и почему влияние педагогического труда столь велико, стоит разобраться подробнее.

1.  Причины возникновения педагогической профессии .

Педагогика развивается вместе с человечеством. Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека. Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие. Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению. С развитием цивилизации развивалась и древняя педагогика, которая вышла за пределы дома. Обучать стало проще, если собирать сразу всех детей селения и доверять проведение бесед на различные темы старейшинам.

 Первая известная школа в привычном понимании появилась  в древней Греции. Ее создателем стал известный во всем мире философ и ученый Пифагор (в переводе означает «умеющий убеждать»).

 Пифагорейская школа обучала медицине, гимнастике, наукам и музыке. Кроме того, в обучение входили беседы о других странах и смысле жизни.  В годы юности Пифагор много путешествовал  по миру в поисках  истины, он  обучался в одном из египетских храмов и приобрел много новых знаний. Сам Пифагор был очень старательным и усердным учеником. Высокая степень образованности ученого по сравнению с безграмотными жителями Греции призывала его поделиться бесценными знаниями с молодым подрастающим поколением.

Позднее школы распространились по всей Греции и занятия проводились не на свежем воздухе, как раньше, а в специально отведенном для бесед помещении.

            Педагогическая профессия представляет собой трудовую деятельность, которая является источником существования специально обученных людей, и имеет цель создать условия для становления и развития другой личности. Педагогическая деятельность — это, безусловно, труд. Но профессионального уровня эта деятельность достигла не сразу. После появления школы Пифагора стало понятно, что вести образовательные и воспитательные беседы с детьми может далеко не каждый взрослый, а только тот, кто обладает специальными знаниями и опытом, и в силу особенностей своих личностных качеств может передать их другим. Таким образом, появились первые признаки необходимости педагогической деятельности на профессиональном уровне.

 Объективные факторы, которые привели к возникновению педагогической деятельности – это возникшая необходимость в передаче общественного опыта от старших поколений к младшим для обеспечения готовности ко взрослой жизни и труду, что было обязательным условием выживания и развития общества людей.

            Корни появления данной профессии берут свое начало с эпохи зарождения человеческого общества. Во времена существования дородовой общины приобретенный опыт передавался в процессе трудовой деятельности. Орудия труда усложнялись, что привело к надобности обеспечивать специальную передачу трудовых умений и навыков. За данный процесс отвечали старейшины рода, то есть люди, которые заслужили уважение окружающих благодаря богатому жизненному опыту. Таким образом образовалась первая социальная группа – воспитатели. А воспитание стало областью человеческой деятельности и сознания. Спустя некоторое время у людей появилась необходимость обобщения накопленного опыта воспитания и потребность в специальном учебном учреждении, в котором бы проходила подготовка молодого поколения к жизни.

В развитых странах Древнего мира таких, как Китай, Египет, Индия и Греция, люди предпринимали попытку обобщить опыт воспитания и выделить теоретические основы. В Египте, Сирии, Вавилоне в качестве учителей выступали жрецы – умные вольнонаемные граждане, в Древнем Риме – государственные чиновники, которых назначал император и которые хорошо разбирались в науке.

В Средневековье роль учителей выполняли священники и монахи, однако в городских школах и институтах преподавали специально обученные люди.

2. Этапы становления педагогической профессии

Возникновение педагогической профессии условно делит период становления и развития педагогики на  4 этапа:

Первый этап – допрофессиональный;

Второй этап – условно-профессиональный;

Третий этап – собственно профессиональный;

Четвертый этап – современный.

2. 1.   Допрофессиональный этап.

Во времена существования первобытного общества такой профессии как “педагог” не было. Однако имела место педагогическая деятельность, которая обеспечивала жизнеспособность и развитие человеческого общества. На этом этапе обучение и воспитание строились за счет коллективной спонтанной помощи старших младшим.

Основной целью было освоение младшими знаний об окружающей среде для выживания. Процессы обучения и воспитания выполняли социальную функцию. В коллективной деятельности взрослых и детей осуществлялось собирательство, охота, приручение диких животных, производство орудий труда. Также происходили наблюдения за природными явлениями, выполнялись ритуальные обряды. Девочек учили, как правильно вести домашнее хозяйство и уход за детьми. Непростая жизнь первобытных людей сделала актуальным решение задач развития выносливости, умение переживать поражение, смерть соплеменников. В этих учреждениях передавали знания и опыт племени, знакомили с обрядами и преданиями, обучали ремеслу и земледелию, пользованию лунным календарем и определению по звездам благоприятных периодов начала и окончания земледельческих работ.

Возникновение религии приводило к тому, что функции педагогов выполняли шаманы, заклинатели, знахари. В результате усложнения трудовой деятельности и общественных отношений появилось специализированное обучение, которое обеспечивало людей, лучших в своей деятельности и передающих знания и опыт без отрыва от основного дела. На этом этапе обучение и воспитание предусматривало как трудовую, так и социально-идеологическую подготовку.

Главным условием существования первобытных людей было изготовление и использование орудий труда. Старшие должны были передавать соответствующий опыт детям. Поэтому роль взрослых в организации обучения детей по мере усложнения труда и орудий труда становилась все более значительной.На заре истории человечества основу воспитания составляло групповое, коллективное начало. Пол и возраст детей в первобытном обществе являлись практически единственными показателями при дифференциации обучения.

Первобытное воспитание готовило всех одинаково к повседневной жизни, так как проистекало из общинного образа жизни, питая и цементируя подобный способ человеческого существования Впрочем, такое существование было прежде всего следствием всей жизни первобытного человека и лишь отчасти - итогом специального педагогического воздействия.

Из всеобщего, равного, контролируемого общиной воспитание превращалось в сословно-семейное. Дети воспитывались прежде всего на примере родителей. Воспитание представителей различных страт - вождей, жрецов, воинов, остальных членов общины - приобретало заметные различия. В семьях элиты увеличился срок детства и соответственно усилилось воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

Дети со слов родителей, путем подражания воспринимали опыт и информацию предшественников. Этот опыт оценивался как тайна и волшебство. Вот почему действиям, связанным с воспитанием, придавали магический смысл. У готтентотов, например, матери произносили над ребенком колдовские заклинания, чтобы он рос сильным и ловким охотником. Магический смысл придавался нравственным назиданиям родителей. Так, у австралийских туземцев ребенка слегка били жареной многоножкой по ноге и приговаривали: "Будь добрым, не бери чужого".

Люди первобытной эпохи при передаче опыта пользовались определенными дидактическими приемами. Приемы вырабатывались под влиянием условий жизни, и потому первоначальные формы и методы воспитания носили примитивный, неосознанный характер. Детям показывали, что и как делать: как владеть палкой, выделывать шкуры убитых животных, находить и собирать съедобные растения и пр. Основным приемом эмоционально-психологического воздействия взрослых на младших было механическое повторение.

Шло время, и человек от приспособления к природе все чаще переходил к воздействию на окружающий мир. По мере усложнения его жизнедеятельности менялись задачи и приемы передачи социального опыта. Появляются зачатки организованных форм воспитания, которое постепенно сосредоточивается в руках специально назначенных для этого лиц.

В первобытных общинах охотников и собирателей срок детства и воспитания был весьма непродолжительным (девять-одиннадцать лет). Самых младших мальчиков и девочек отдавали под присмотр женщин, которые обучали первым навыкам трудовой деятельности: дети проводили много времени в играх, в которых имитировали жизнь взрослых. При этом старейшины и священнослужители следили, чтобы дети не нарушали установленных общиной запретов.

Взрослея, мальчики больше времени проводили с мужчинами, приучались к охоте, рыболовству и пр. Женщины обучали девочек-подростков ведению домашнего хозяйства.

В раннюю первобытную эпоху воздействие воспитания было минимальным. Маленьким членам общины в поведении предоставлялась значительная свобода. Наказания не были жестокими. В худшем случае это могли быть шлепки или угрозы физического наказания (например, удар палкой по следу ребенка в его присутствии). Но первобытное воспитание не было и не могло быть и идиллическим, поскольку люди жили в сложных, тяжелых условиях борьбы за выживание.

В дальнейшем положение меняется. Расслоение общины и усиление социального антагонизма ужесточили его. Часто стали применяться физические наказания.

Коллективная традиция воспитания на исходе первобытнообщинного периода привела к появлению своеобразных домов молодежи для детей и подростков. По сути, это были предшественники школы, организованные для воспитания "общественного" человека, обучения его определенным трудовым навыкам, умениям, знанию обрядов. Основной формой воспитания были совместные игры и занятия. Характер деятельности, состав воспитанников и наставников в домах молодежи постепенно менялись. В условиях матриархата до 7 - 8 лет мальчики и девочки воспитывались совместно под руководством женщин, в более старшем возрасте - раздельно. При патриархально-родовом строе дома молодежи для девочек и мальчиков становятся раздельными.       Воспитание мальчиков полностью переходит к старейшинам и жрецам. По мере имущественного расслоения появляются отдельные дома молодежи - для бедных и для состоятельных членов общины. Они существовали, например, у племен ацтеков и майя (Америка), племени майори (Новая Зеландия) на стадии разложения патриархальной общины.

Все подростки обоего пола, достигшие 10- 15 лет, проходили инициацию - процедуру посвящения во взрослые. У мальчиков она была более длительной и сложной: проверялась трудовая, нравственная и физическая подготовка. Инициация проводилась в виде религиозного обряда, сопровождалась традиционными песнопениями, ритуальными танцами, магическими заклинаниями. Ей приписывалась таинственная сила.

Программа подготовки к инициации для мальчиков включала усвоение знаний и практических умений, необходимых охотнику, земледельцу, воину и т. д., программа для девочек - обучение ведению домашнего хозяйства. Запоминание наставления, закрепление определенных навыков сопровождались болевым ощущением от удара, щипка, укола наставника.

2.2.   Условно-профессиональный этап.

Условно-профессиональный этап – рабовладельческая эпоха

Появление частной собственности привело к смене общественного воспитания семейным. Основная цель – это формирование хорошего хозяина и наследника. Воспитанием детей зажиточных граждан занимались образованные рабы и наемные учителя.

В рабовладельческом обществе, помимо семейной формы воспитания, применялись государственные, храмовые и прочие формы общественного воспитания. Поменялись способы накопления, передачи и хранения информации за счет изобретения письменности и математических обозначений, что наложило след на содержание образования и особенность педагогической деятельности. Метод обучения преобразуется в словесно-знаковый, обособляется от производственных и общественных сфер жизни людей.   Данный период характеризуется выделением социальной группы людей, которые осуществляли образовательную деятельность в специальных учреждениях.

Профессиональная педагогическая деятельность была условной. В Древней Греции ее выполняли дидаскалы (от греч. “дидаско” – учу) в школах грамматистов и кифаристов, а с 13 лет – в палестре.

Грамматические школы возникли в 1-й половине II в. до н.э. Здесь давали гуманитарное образование. В дальнейшем выпускники школ выполняли политическую и судебную деятельность. Учителя данных школ назывались “грамматиками” или “литераторами”, а после “риторами”. Это были высокообразованные люди, очень часто известные. Они имели право на римское гражданство, им предоставляли ежегодный гонорар, льготы и привилегии.

В этот период появляются частная собственность, классы. Расслоение и неравенство в обществе. Рабовладельцы господствуют в экономической и политической жизни. Жестокое отношение к рабам. Главные виды занятия рабов земледелие и животноводство. Воспитание носит классовый характер. Содержание воспитания обогащается, расширяется. Это не только подготовка детей под руководством старших в процессе труда и охоты. Дети, главным образом рабовладельцев, получили возможность усваивать обычаи, религиозные верования, предания, элементы грамотности. В новых условиях получили развитие первобытные обряды – инициации, посвящения, своеобразные испытания молодежи для перехода в более взрослую жизнь, переход на новый более высокий уровень подготовки. Инициациям, суровым «испытаниям на взрослость» предшествовала долгая и трудоемкая морально-психологическая и физическая подготовка.

Цель воспитания – завоевать новые земли и новых рабов, сохранить и приумножить свое имущество.

Дети рабовладельцев обучаются в военно-гимнастических школах. Специальная система воспитания ярко описана древнегреческими историками.В Спарте господствовало военно-патриотическое воспитание. Цель – подготовить юношей аристократов к военному делу, выносливых, дисциплинированных. Они были призваны держать в подчинении и страхе рабов – илотов.

Мальчиков с 7 лет готовили в военных лагерях, в отрядах. Вели кочевую жизнь в постоянных походах, состязаниях, тренировках. Добивались развития у них силы, мужества, выносливости тяжелыми физическими упражнениями. Создавали специально суровые бытовые условия жизни (спали на тростнике на земле, носили условную одежду). Юношей обучали музыке, танцам, пению. Занятия носили военную направленность. Приучали кратко и четко выражать свои мысли, чтобы во время сражения быстро отдавать команды. Такая краткая речь получила название лаконичной (от названия греческого полуострова Лаокония). В лагерях детей почти не кормили, они добывали пищу, совершая набеги на поселения рабов-земледельцев и ремесленников. Строго наказывали детей не за воровство, а за то, что делали это неумело, их ловили. Ежегодно проводились соревнования, испытания или инициации на выносливость, способность молча переносить физическую боль – показательные порки кнутом, розгами. Выдерживали испытания те, кто не издавал стонов во время истязаний.

Девочек и девушек приобщали к военному делу. Они не хуже мужчин владели холодным оружием и могли защитить свой дом от внешней агрессии и подавить восстание рабов, когда мужчины уходили на войну. В Спарте существовал культ здоровья и физической силы. Две спартанки при встрече приветствовали друг друга: «Ты хорошо выглядишь и одолеешь быка». Спартанки считались лучшими кормилицами, их приглашали в богатые семьи в соседние государства.

Дети рабов воспитывались дома и наследовали ремесло своего отца. Школ они не посещали. Их уделом был физический труд, заниматься которым рабовладельцам было зазорно. Рабы полностью обслуживали своих знатных хозяев.

Если в Спарте воспитание носило военно-патриотический характер, то в Афинах оно имело черты всестороннего воспитания. В Спарте идеалом воспитания был умелый воин, преданный своей стране, в Афинах – это гармонично, всесторонне развитый человек, получивший не только военное, физическое и патриотическое, но и умственное, эстетическое, нравственное воспитание.

Афинских мальчиков кроме военного дела обучали ораторскому искусству. Дети богатой знати посещали частные платные школы. С ними занимались гимнастикой, проходили занятия по освоению хороших манер поведения в обществе. Здесь дети обучались грамоте, счету, риторике, музыке, поэзии, участвовали в философских и политических беседах, которые проводили видные военачальники, политики и философы. В школах осуществлялось элементарное всестороннее воспитание детей того времени (элементы физического, нравственного и гражданского, эстетического, умственного воспитания получали мальчики и юноши).

В Афинах складывалась система школ.

Мусические школы для детей от 7 до 15 лет (изучали чтение, письмо, счет, музыку, пение).

Палестра или школа гимнастики (дети посещали эту школу параллельно с мусической).

Гимнасий – школа для знатных юношей 16-18 лет. Проводили занятия по гимнастике, участвовали в беседах с военачальниками, философами.

Эфебия – школа военной и физической подготовки для юношей от 18 до 20 лет. Они проходили своеобразную военную службу главным образом на границе страны.

Девочки воспитывались дома, их обучали грамоте, хорошим манерам, приобщали к домашнему рукоделию, выводили в свет в театр, на праздники и т.п.

В Риме содержание воспитания мальчиков заимствовало элементы и характер и черты как спартанского, так и отчасти афинского воспитания. Т.е военно-патриотическая подготовка соединялась с некоторыми чертами всестороннего воспитания.

В древневосточных государствах впервые появились школы, дети осваивали первые системы письменности, им несколько тысячелений (шумерское, египетское, китайское, руническое-славянское и др.).

Пик культурного развития в эпоху рабовладения был достигнут, по мнению исследователей, в древней Греции и Риме. Это время первоначального расцвета наук - энциклопедической философии, литературы, воспитания.

Возникают первые известные в истории философские школы во главе с выдающимися философами-энциклопедистами. Среди них наибольшую славу и известность получили школы Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.), обратившего внимание на необходимость природосообразности воспитания молодежи; Сократа (ок. 469 г. до н. э., — 399 г. до н. э.), подчеркивающего значение индуктивного метода образования детей; Платона (ок. 427-347 до н.э.), пропагандировавшего общественное воспитание; Аристотеля (384 - 322 до н.э.), воспевавшего роль и значение гармоничного, всестороннего воспитания молодежи.

Средние века в Западной и Центральной Европе выделяются тем, что в это время происходило отвержение культурного наследия античного мира и подчинение педагогической деятельности христианской религиозной идеологии. Именно тогда происходило снижение общего образовательного уровня. При монастырских школах преподаванием занимались монахи, которые самостоятельно приобретали педагогический опыт в процессе осуществления педагогической деятельности. Формы обучения “урок” не существовало, дети учились в школах одновременно. Однако характер их деятельности был различным: одни начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи читали и т.д.

В Средневековье в городах ремесленники организовывали цеховые школы, а купечество – гильдейские. Оплату учителям осуществляли в основном родители учеников. В XII-XIII вв. открывались университеты, в которых преподавали известные ученые. Открытие новых образовательных учреждений привело к тому, что появилась нехватка педагогов. Поэтому в школах образовалась классно-урочная система, а в университетах – лекционно-семинарская. Это позволило решить проблему. В результате повысилось качество образования, снизилась плата за обучение и повысилась доступность образования.

В XVI в. происходит создание педагогической системы иезуитов, суть которой состояла в повышении физического воспитания, улучшении оснащения школ, более широком применении наглядности в обучении. Также происходило относительное смягчение дисциплины и расширение содержания образования. Именно иезуиты впервые осуществляли систематическую подготовку учителей (из членов ордена).

Таким образом, педагогическую деятельность в Средневековье выполняли монахи и священники в городских школах и институтах. Главная цель педагогической деятельности того времени – формирование человека в соответствии с требованиями действительности и морали в рамках определенного сословия.

2.3.  Профессиональный этап

В результате научно-технического развития общества, зарождения капиталистических отношений возникла необходимость создания учебных заведений для подготовки самих учителей. На данном этапе характерна массовость педагогической профессии. Разнообразие решаемых педагогами задач привело к возникновению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и цели деятельности педагогов изменялись в соответствии с национальными особенностями культуры, а также скоростью развития науки и общества.

С развитием науки и техники, зарождением капиталистических отношений понадобились люди, владеющие искусством обучать и воспитывать, т.е. возникла потребность в специальной профессионально-педагогической подготовке для осуществления педагогической деятельности. А это потребовало, в свою очередь, создания системы подготовки специалистов в специальных учебных заведениях, что привело к возникновению первых учебных заведений по подготовке учителей. На этом этапе педагогическая профессия становится массовой, а сложность и разнохарактерность задач, решаемых педагогами, приводит к выделению педагогических специальностей и специализаций. Содержание и, цели профессиональной деятельности в этот период обусловлены целями и ценностями капиталистического общества и варьируются в зависимости от национальных особенностей культуры, темпов общественного развития, развития науки и в том числе педагогики.

В XVIII в., названном веком просвещения, в сознании общества утверждается мысль о том, что обучение и воспитание являются сознательно-преобразующим фактором развития общества, а человек должен всегда быть целью, а не средством общественного развития. С конца XVIII в. все более усиливается внимание к вопросам обучения и воспитания широких слоев населения, происходит преодоление влияния схоластики и сближение содержания образования с жизнью, что, безусловно, влияет на характер профессионально-педагогической деятельности.

В XIX в. развитие фабрично-заводского производства, прокатившиеся по Европе войны, революционные выступления народных масс, национально-освободительные движения сделали неизбежными демократические тенденции в области образования. Однако прогресс в этой области утверждался противоречиво, содержание, методы и характер профессиональной педагогической деятельности несли четкую печать социально-классовой ограниченности.

Глобальные изменения, происходящие в современном мировом сообществе, ставят перед ним все более сложные задачи, требующие адекватного реагирования. В условиях, когда резко возрастают требования к профессиональному мастерству специалиста-педагога, когда важен возможно более высокий уровень развития его личностных качеств, в первую очередь, нравственных и интеллектуальных, необходимо столь же ускоренно двигаться к овладению педагогической технологией, соответствующей постоянно растущим требованиям постиндустриального общества с его быстро развивающимися информационными и социальными технологиями. Так, в начале XX в. немецкий философ Пауль Наторп выдвинул идею интеграции воспитательных сил общества с целью распространения культуры и просвещения в народе. Он выступил за всеобщую педагогизацию общества и призвал к созданию воспитательных союзов, «союзов граждан», которые могли бы способствовать реализации этой идеи. Появилась социальная педагогика, что, в свою очередь, обусловило появление такой профессии как социальный педагог.

В 20-30-е гг. XX в. получили распространение идеи «общинного воспитания» и «общинных школ», первые проекты которых появились в Великобритании и США. Учителя, приверженцы этого направления, осуществляли педагогическую деятельность не в традиционных классных комнатах, а на площадках, в залах для занятий без перегородок. Введено гибкое расписание без традиционных уроков и звонков, основным методом обучения становится метод «открывания», а обстановка на занятиях приближается к семейным условиям. В 60-е гг. XX в. «общинное воспитание» рассматривается как средство осуществления социальных изменений в общине, а воспитатель воспринимается в качестве «агента социальных изменений». Для этого периода развития профессионально-педагогической деятельности характерен активный поиск альтернативных традиционной школе форм обучения и воспитания. Ярким примером тому может служить деятельность педагогов Вальдорфской школы, вся деятельность которой строилась на принципе самоуправления. При отсутствии в штате такой школы должности директора учи- теля, не являющиеся государственными служащими, осуществляли свою деятельность в достаточно свободной обстановке, не испытывая давления со стороны государства. С утверждением крупного машинного производства происходят глубокие качественные изменения в целевых установках профессиональных педагогов. Определяющее значение приобретает распространение естественнонаучных знаний, снижается гуманистическая роль образования, на первый план выходит функция профессионализации.

Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период. Перед профессиональными педагогами ставятся все более сложные задачи, среди которых большую актуальность приобретает задача осознания каждым человеком глобальных масштабов человеческой деятельности, формирование у него планетарного мышления, ощущение личной ответственности за будущее человеческой цивилизации.

После Октября 1917 года в странах социалистической ориентации содержанием и целью педагогической деятельности стало формирование человека, преданного идеалам коммунизма, способного быть квалифицированным и исполнительным тружеником.

В современный период при всем многообразии политических режимов, национальных культур содержание педагогической профессии можно сформулировать как деятельность по созданию условий и оказанию помощи личности в ее разностороннем развитии, формировании общей культуры, адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе и овладении профессией. Педагогика, а вместе с ней и профессиональная педагогическая деятельность выходит за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитуемых. Существенно расширяется спектр педагогических профессий.

Вторая половина ХХ века примечательна тем, что происходит огромный охват подростков разнообразными формами обучения. Это привело к еще большей востребованности педагогической профессии, а также повышению социального статуса педагогов, постановке более трудоемких задач.

2.4.  Современный период.

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. Деятельность педагога по общественным функциям, личностным качествам, по сложности психологического напряжения близка к деятельности писателя, артиста, учёного. Профессия эта отражает способность человека к выполнению конкретных функций в системе общественного разделения труда и является одной из основных качественных характеристик его как работника. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - важнейшая социальная функция и назначение учителя в обществе. Содействуют формированию человека как создателя всех материальных и духовных ценностей и как основой духовной ценности общества, учителя непосредственно влияют на развитие производительных сил общества, приобщают подрастающее поколение ко всем достижениям мировой культуры и создают тем самым предпосылки для дальнейшего прогресса человечества.

Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Школа требует, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребёнка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы учитель изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания.

Педагог прежде всего должен быть профессионалом. Профессионализм - это не просто высокий уровень знаний и умений человека в конкретной деятельности, но и системная организация сознания человека. Неотъемлемым компонентом профессионализма является творчество, которое проявляется в поиске и нахождении нового.

Не менее остро стоит вопрос о подготовке такого педагога, который способен в условиях массовой школы обеспечить высокий уровень обучения, а также проявлять квалифицированную заботу о здоровье, досуге учащихся, участвовать в семейном воспитании.

Особенность труда педагога состоит прежде всего в том, что объектом и продуктом его является человек, самый уникальный продукт природы. Причём не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире.

Педагогическая профессия является и очень сложной профессией, так как требует большого напряжения физических, эмоциональных и нравственных сил; предъявляются высокие требования со стороны общества, родителей и детей.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми, но не просто на уровне понимания и удовлетворения запросов человека. В педагогической профессии ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия других людей на их достижение.

Профессия педагога в современном обществе обязывает обладать определённым набором личных и морально-деловых качеств, которые способствуют формированию безупречной деловой репутации педагога. Важнейшими для педагога являются: способность делать учебный материал доступным для учащихся; понимание учителем ученика; творчество в работе; педагогическое волевое влияние на детей; способность организовывать детский коллектив; интерес к детям; содержательность и яркость речи; ее образность и убедительность; педагогический такт; способность связывать учебный предмет с жизнью; наблюдательность по отношению к детям; педагогическая требовательность.

                                                                   

                                                          Заключение:

Педагогика развивается вместе с человечеством. Зарождение педагогики произошло еще в древнем мире. Это тесно связано с появлением и развитием человека. Он охотился, добывал пищу, вынужден был защищаться от животных и холода, мастерить орудия труда и охоты, разводить огонь и укреплять укрытие. Потребность выжить в окружающем мире требовала передачи полученного жизненного опыта подрастающему поколению.

Таким образом, 1-й этап возникновения педагогической деятельности описывается как архаичный тип образования, которое осуществлялось в ходе повседневных трудовых и общественных процессов. Все взрослые выступали в качестве педагогов для своих молодых членов племени. Также допрофессиональный период характеризуется отсутствием физических наказаний, наличием уважительного отношения к детям и их желаниям. Способ обучения – практически- деятельностный. При этом методы воспитания словом и передача информации играли второстепенную роль.

В период рабовладельческой эпохи была введена письменность и произошло выделение сословно-кастовой группы людей, владеющих письмом и умеющих обучать этому дело. Обучение выступает самостоятельным видом деятельности, однако реализуется наряду с другими видами профессиональной деятельности.

Вторая половина XX в. характеризуется образовательным взрывом, небывалым охватом подрастающих поколений и всего населения различными формами обучения. Педагогическая профессия становится еще более востребованной. Социальный статус педагога, которому доверено развитие природных способностей человека, его обучение и воспитание, весьма возрос в этот период.

Современный период характеризуется осуществлением деятельности по созданию условий в разностороннем развитии личности, становлением общей культуры, приспособлением к жизни в обществе. Наука и педагогика выходят за рамки школы и детско-юношеского возраста воспитанников. Значительно увеличивается спектр педагогических профессий. Своеобразие этой профессии ещё и в том, что она по природе своей имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышление о гуманной педагогике. - М., 1996.
  2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства М., 1999.
  3. Джуринский, А. Н. История педагогики. / А. Н Дружинский – М.: ВЛАДОС,1999
  4. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики., 1999.
  5. Дошкольная педагогика /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева и др.. – М., 2012
  6. Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
  7. История педагогики в России: Хрестоматия. М., 2002.
  8. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. В. Лыков, Л.В. Волобуева. – М., 1999.
  9. История дошкольной педагогики / Сост. Ю. Г. Брынзарей. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997.
  10. История дошкольной педагогики /Под ред. Л.Н. Литвина. – М., 1989.
  11. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь.- М.,2000.
  12. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика/ С. А Козлова., Т. А Куликова – М.: Издательский центр «Академия» ,2000.
  13. Семинарские, практические, лабораторные занятия по дошкольной педагогике.//Под ред. Э.К.Сусловой, Л.В.Поздняк.-М.,2000.
  14. Хрестоматия по истории по истории школы и педагогики в России. М., 1996


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История становления и развития педагогической профессии.

История становления и развития педагогической   профессии....

История возникновения профессий.

Презентация для детей подготовительной к школе группы....

Патриотическое воспитание как общепедагогическая проблема в истории педагогической науки и на современном этапе

Патриотическое воспитание как общепедагогическая проблема в истории педагогической науки и на современном этапеВ проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что ...

Правила педагогической профессии. Концепции педагогического труда

Педагогическая концепция каждого педагога - это его собственные соображения и выводы по поводу воспитания и образования детей. Она не может быть оторвана от реальной жизни и реальных условий, в которы...

Презентация для детей "История возникновения профессий"

Презентация для детей "История возникновения профессий"...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Хранители истории. Музейные профессии.»

Цель: формирование у детей представлений о  музейных профессиях (экскурсовод, искусствовед, реставратор) через виртуальную экскурсию.     Задачи:-образовательные: познакомить ...

Становление профессиональной педагогической этики в истории педагогической теории и практической деятельности.

Педагогическая этика разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в педагогической среде специфических правил общения и поведения людей, профессиональн...