Образовательная область «Познавательное развитие»
рабочая программа (старшая группа)

Чмель Татьяна Викторовна

         Образовательная область «Познавательное развитие» для старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Образовательная область «Познавательное развитие»

                                                             Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании., ритме, темпе, пространстве и времени, движении и покое), о малой  Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира».

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016г.

Данная программа составлена на основании ООП ДО ДОУ для реализации в течение 2020 - 2021 учебного года и нацелена на ознакомление с предметным окружением, социальным миром и миром природы детей 5 - 6 лет.

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 30 минут. Всего 36 занятий в год.

Реализуемые образовательные разделы:

  1. Ознакомление с предметным окружением
  2. Ознакомление с социальным миром
  3. Ознакомление с миром природы

Цели

Ознакомление с предметным окружением

  • Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации.
  • Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.
  • Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с социальным миром

  • Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
  • Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.

Ознакомление с миром природы.

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Задачи

Ознакомление с предметным окружением

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире, развивать наблюдательность и любознательность.
  • Учить выделять отдельные части и характерные признаки предметов (цвет, форма, величина), продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам.
  • Формировать обобщенные представления о предметах и явлениях, умение устанавливать простейшие связи между ними.
  • Поощрять попытки детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.
  • Продолжать знакомить детей с признаками предметов, учить определять их цвет, форму, величину, вес. Рассказывать о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах. Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).
  • Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.
  • Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
  • Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы).
  • Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей («Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»).
  • Развивать наблюдательность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
  • Помогать детям осваивать правила простейших настольно-печатных игр («Домино», «Лото»).

Ознакомление с социальным миром

  • Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.
  • Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).
  • Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.
  • Формировать первичные представления о школе.
  • Продолжать знакомить с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.
  • Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.
  • Продолжать знакомить с различными профессиями (шофер, почтальон, продавец, врач и т. д.); расширять и обогащать представления о трудовых действиях, орудиях труда, результатах труда.
  • Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.
  • Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

Ознакомление с миром природы

  • Расширять представления детей о природе.
  • Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы (с золотыми рыбками, кроме вуалехвоста и телескопа, карасем и др.), птицами (волнистые попугайчики, канарейки и др.).
  • Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
  • Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
  • Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.) и ягодами (малина, смородина, крыжовник и др.), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.)
  • Закреплять знания детей о травянистых и комнатных растениях (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
  • Учить узнавать и называть 3-4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
  • Рассказывать детям о свойствах песка, глины и камня.
  • Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.
  • Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
  • Учить детей замечать изменения в природе.
  • Рассказывать об охране растений и животных.

Сезонные наблюдения.

Осень.

Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.

Устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало — исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).

Привлекать к участию в сборе семян растений.

Зима.

Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи. Наблюдать за поведением птиц на улице и в уголке природы.

Рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу.

Оказывать помощь зимующим птицам, называть их.

Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.

Привлекать к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.

Весна.

Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: солнышко стало теплее, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.

Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения. Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде.

Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.

Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.

Лето.

Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.

В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.

Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

Формы работы:

  • НОД
  • Дидактические и развивающие игры.
  • Наблюдения и эксперименты.
  •  Беседа.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Использование мультимедийных презентаций.
  • Самостоятельна деятельность.
  • Оформление выставки детских работ.
  • Работа с родителями
  • Коллекционирование

Особенности развития детей целевой группы

Специфика организации деятельности группы общеобразовательной направленности для детей среднего дошкольного возраста определяется особенностями развития детей данной категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы, а также с учетом требований нормативных документов.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.

Планируемые результаты

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое), о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира». (П. 2.6.ФГОС ДО)

Система оценки индивидуального развития детей

Оценка индивидуального развития ребёнка проводится 2 раза в год (октябрь, апрель) по методике Короткова Н.А., Нежнов П.Г. «Отслеживание развития ребёнка - дошкольника в образовательном процессе».

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе проводится 1 раз в неделю, продолжительностью до 30 минут. Всего 36 занятий в год.

                   Содержание воспитательно-образовательной деятельности

№ п/п

Программное содержание

Объем организованной образовательной деятельности

1

Предметное и социальное окружение

23

2

Ознакомление с природой

13

Всего

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности Образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» на тему : «Как помочь Буратино?»

Программное содержание: учить выделять условие и вопрос задачи, учить решать  задачи путём сложения и вычитания однозначных чисел;  закрепить знание детей о последовательности дней недели; з...

Конспект Организованной образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие» с интеграцией в образовательную область «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста на тему: «Котик в гости к нам пришел»

Программное содержание: учить детей узнавать и называть домашнее животное, формировать умение выделять характерные особенности (пушистый хвост, мягкая шерсть, зоркие глаза и т. д)., учить различать пр...

Конспект Итоговой непосредственной образовательной деятельности в старшей группе деятельности по образовательной области «Речевое развитие» , по образовательной области «Познавательное развитие»

Итоговой непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» (раздел развитие речи), по образовательной области «Познавательное развитие»...

Итоговое занятие по развитию речи (Образовательная область «Речевое развитие») и по математике (Образовательная область «Познавательное развитие») в средней группе.

Цель занятия - Выявить уровень сформированности знаний, умений и представлений детей, полученных ими в течение учебного года и закрепить их....