Методы социальной педагогики
методическая разработка

Андрющенко Светлана Владимировна

Первая группа. Методы изучения педагогического потенциала социума, значимого для разрешения проблем личности, позволяют изучить возможности и ресурсы социума, необходимые для разрешения конкретных проблем личности. При осуществлении мер воздействия на личность специалист изучает саму проблему личности и возможности социума, значимые для ее разрешения. В этих целях специалист обращается к методам изучения, в частности, он может воспользоваться методами сбора информации из области социологии, психологии, предварительно их адаптировав к содержанию педагогического потенциала социума.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_sots_pedagogiki.docx63.09 КБ

Предварительный просмотр:

Метода социальной педагогики

Методы, используемые в социальной педагогике, и специальные методы социальной педагогики

Рис. 2.1. Методы, используемые в социальной педагогике, и специальные методы социальной педагогики

Первая группа. Методы изучения педагогического потенциала социума, значимого для разрешения проблем личности, позволяют изучить возможности и ресурсы социума, необходимые для разрешения конкретных проблем личности. При осуществлении мер воздействия на личность специалист изучает саму проблему личности и возможности социума, значимые для ее разрешения. В этих целях специалист обращается к методам изучения, в частности, он может воспользоваться методами сбора информации из области социологии, психологии, предварительно их адаптировав к содержанию педагогического потенциала социума.

– методы изучения потенциала личности представляют собой интегративные способы сбора информации о потенциале индивида, в частности о потенциале его социальных потребностей, потенциале его социальных способностей, потенциале его социальных ценностей, и предназначены прежде всего для определения исходного уровня развития потенциала индивида, а также для проведения мониторинга процесса развития и определения итоговых данных изучаемого явления. Здесь речь идет о методах сбора информации, как правило, в начале для замера исходных данных и при завершении процесса воздействия для замера итоговых данных;

– методы изучения потенциала социальной деятельности – это способы познания ресурсов и возможностей деятельности, значимых для разрешения проблем социализации личности или группы и заключенных в ее целях, методах, формах, субъектах и объектах и итоговом ее результате;

– методы изучения потенциала социальных отношений – это способы, приемы познания ресурсов и возможностей различных видов социальных отношений (межличностных, производственных, межгрупповых, служебных и др.)> значимых для разрешения проблем социализации личности и заключенных в социальном статусе, нормах и правилах отношений, социальных ролях субъектов отношений;

– методы изучения потенциала социальных институтов – это способы познания ресурсов и возможностей различных социальных институтов, значимых для разрешения проблем социализации личности и заключенных в одушевленных и неодушевленных носителях потенциала.

Наиболее значимыми способами сбора информации для достижения целей социально-педагогической деятельности могут быть известные в психологии и социологии инструментарии сбора информации, а также собственный метод – социально-педагогическая карта потенциала социума как метод сбора информации о значимых ресурсах, возможностях социальной деятельности, социальных отношениях, социальных институтов и самой личности для разрешения проблем ее социализации. Это метод обобщения информации о значимых сторонах потенциала социума, о формах и методах его использования для разрешения проблем социализации личности.

Вторая группа. Методы разрешения проблем личности, группы в социально-педагогической деятельности обеспечивают планомерное и целесообразное использование возможностей социума в интересах детей и взрослых, введение новых видов деятельности и общения. Их применение позволяет учесть потребности самих детей и взрослых, определить материальные и кадровые ресурсы социума для обеспечения достаточно высокого уровня вводимой деятельности и анализа воспитательного потенциала того или иного вида деятельности в конкретных условиях. К ним относятся:

– метод рекомендации используется при направлении деятельности объекта воздействия, проявляется в виде рекомендаций, как ему следует действовать в ситуации. Суть его заключается в изложении субъектом должной позиции, действий объекта в конкретной ситуации;

– метод совета применяется при затруднительных ситуациях объекта воздействия, нуждающегося в поиске аналога. Суть его заключается в изложении субъектом собственной позиции, действий в подобной ситуации. Отличие от метода рекомендации состоит в том, что совет исходит из действий субъекта воздействия, а не из норм, требований, принятых в социуме;

– метод диагностики заключается в определении возможностей, ресурсов как социума, так и самой личности, необходимых для решения ее проблем;

– метод консультирования состоит в предоставлении объекту воздействия информации о возможностях, ресурсах социума и самой личности, а также формах и методах их использования для разрешения проблем личности;

– метод поддержки заключается в предоставлении объекту воздействия возможностей, ресурсов для разрешения его проблем во временно сложной для него ситуации до проявления способности к самореализации;

– метод сопровождения состоит в предоставлении объекту воздействия возможностей, ресурсов для разрешения его проблем в более длительный период, требующий системы в формировании способностей к самореализации;

– метод коррекции предполагает создание условий для принятия личностью решения на собственно адекватное изменение поведения или действий в деятельности или общении;

– метод включения в деятельность заключается в приобщении объекта воздействия к социально-значимой активности, обеспечении воздействия на нее всех факторов этой деятельности, стимулировании социальных мотивов личности и на этой основе выработки адекватного поведения и действий в сложных социальных ситуациях;

– метод включения в социальные отношения состоит в установлении новых для личности социальных контактов, обеспечении воздействия на нее всех факторов этих отношений, стимулировании ее собственных переживаний для выработки социальных потребностей;

– метод успеха заключается в создании для личности специальных условий для достижения ею положительного результата деятельности, общения с целью закрепления позитивной мотивации на повторные действия.

Третья группа. Методы реализации педагогического потенциала социума в деятельности и общении обеспечивают своевременное и взвешенное использование социальным учреждением социальных ресурсов и возможностей, которые формируют и стабилизируют деловые отношения во всех видах человеческой деятельности. Реализация потенциала социума осуществляется путем установления более точного взаимодействия функций участников совместной деятельности, определения прав и обязанностей, а также регламентации деловых отношений с помощью традиций и обычаев коллектива или специальных документов. Применение методов этой группы позволяет учитывать сложность и разноуровневый характер взаимодействия, целесообразно и рационально применять элементы социума, современные развивающие технологии (ролевые, театрализованные, деловые, организационно-деятельностные, рефлексивно-инновационные и др.).

– метод реализации потенциала деятельности, предполагающий выполнение личностью определенных конкретных обязанностей (функций деятельности) для достижения целей деятельности. Включение предполагает активность личности до получения конечного результата деятельности. Диапазон действия этого метода – от начала до завершения деятельности;

– метод реализации потенциала социальных отношений заключается в установлении личностью социальных контактов с целью разрешения имеющихся проблем социализации личности. Он позволяет реализовать педагогический потенциал взаимодействия лиц, включенных в процесс общения. Воздействие на личность осуществляется с помощью социальной роли и статуса, которые занимает личность в социальных отношениях различного типа;

– метод посредничества заключается в установлении устойчивой, деятельной связи между проблемой клиента и ресурсами, возможностями, предоставляемыми специалистом клиенту для разрешения его проблемы. Посредничество достигает успеха, когда оно сопровождает процесс разрешения проблемы клиента до конечного ее результата;

– метод партнерства (партнерских отношений). Решение проблемы клиента требует обязательного установления деловых, партнерских взаимовыгодных отношений с целью получения доступа к ресурсам и возможностям социума. Партнерство предполагает взаимодействие (совместную деятельность) специалиста и клиента (группы) на равных правах и обязанностях, направленное на достижение общей цели;

– метод доверительного взаимодействия заключается в установлении взаимных социальных контактов, отличающихся особой надежностью действий сторон и их результативностью. Основу доверительного взаимодействия составляет сближающее общение;

– метод совместной деятельности предполагает разрешение проблем клиента посредством включения его в совместную деятельность с другими лицами, организации воздействия на личность позитивных педагогических факторов совместной деятельности;

– метод взаимного информирования заключается в создании информационного контура между специалистом и клиентом с целью своевременного предоставления значимой информации о ресурсах и возможностях социума для разрешения проблем клиента;

– метод согласования предполагает создание устойчивой системы взаимодействия между специалистом и клиентом с целью достижения эффективности встречных усилий в разрешении проблем личности посредством их согласования по содержанию, месту и времени;

– метод эмпатии заключается в достижении понимания специалистом и клиентом друг друга, умения войти в положение другого и выполнении действий, адекватных замыслу другого;

– метод толерантности заключается в развитии навыков и умений терпения, сдержанности по отношению к нежелательным идеям, убеждениям и действиям другого, различным инвариантным проявлениям в социуме;

– метод взаимовыручки предполагает развитие у клиента навыков и умений принятия помощи от других и предоставления помощи другому в ситуации ее необходимости и целесообразности;

– метод сближающего общения заключается в создании таких социальных контактов, которые обеспечивают развитие навыков и умений позитивной перцепции, своевременного взаимообмена значимой информацией и интерактивности в деятельности и общении.

Четвертая группа. Методы развития (восстановления) педагогического потенциала социума средствами социально-педагогической деятельности, социальной среды обеспечивают целесообразное развитие новых и восстановления имеющихся традиционных и инновационных возможностей и ресурсов социума, воздействий на личность, деятельность социального учреждения. Они представляют собой совокупность мер по педагогизации социальной среды, созданию условий педагогической состоятельности социальных институтов, социальной деятельности и социальных отношений по отношению к воспитательным воздействиям на личность или группу. Они позволяют сочетать устоявшиеся коллективные ресурсы, представления, перспективы развития и нововведения, обусловленные социальным заказом для деятельности данного учреждения. Применение этих методов позволяет своевременно учесть общие тенденции развития социальной среды и проблемы социализации личности в ней. К ним относятся:

– метод создания инновационных технологий, предполагающий разработку и участие в деятельности специалистов различных социальных институтов приемов, методов, техник и методик, обеспечивающих более высокий уровень представленности потенциала социума для разрешения проблем личности;

– метод активизации социально-значимых дел представляет собой способ предоставления в качестве педагогического потенциала социума различных видов социально-значимой деятельности посредством их презентации и предоставления доступных форм их реализации;

– метод стимулирования межличностного взаимодействия заключается в развитии у специалистов навыков и умений выявления значимых ресурсов межличностных отношений и показа позитивных результатов совместной деятельности специалиста и клиента;

– метод социальной адаптации заключается в развитии у специалиста навыков и умений создания условий всестороннего приспособления клиента к новой социальной среде, новым социальным отношениям и совместной деятельности. Важным показателем социальной адаптации является готовность специалиста создавать новые социальные связи и взаимодействия;

– метод социальной реабилитации предполагает выработку у специалиста способности к восстановлению у клиента нормальных социальных связей и отношений, утраченных иод воздействием дезадаптивных факторов в процессе социальной деятельности или общения, и приобретению личностью дезадантивных изменений;

– метод проектов заключается в выработке у специалиста навыков и умений строить и излагать перспективу разрешения проблем клиента посредством реализации конкретных ресурсов и возможностей социума с помощью вербальных и невербальных средств отражения ее содержания;

– метод моделирования заключается в развитии у специалиста навыков и умений построения теоретических моделей, схем и программ реализации педагогического потенциала социума в разрешении конкретных проблем личности;

– методы социального обучения заключаются в развитии у специалиста знаний, навыков и умений обеспечения нормальной жизнедеятельности клиента средствами социума – через социальную деятельность, социальные отношения и с помощью социальных институтов, а также развития собственного потенциала клиента – социальных потребностей и социальных способностей личности;

– метод поэтапного развития среды заключается в создании системы стадий планомерного целенаправленного всестороннего восстановления (развития) потенциала социума, обеспечения действенности всех его элементов в разрешении проблем личности или группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы народной педагогики в социокультурной абилитации детей раннего возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Фольклор применяется нами как комплексное средство воздействия на ребенка; с его помощью формируется картина образов и представлений, которая и становится базой для дальнейшего конструирования с...

Применение нетрадиционных методов народной педагогики в работе с детьми-логопатами.

В работе с детьми-логопатами важно, чтобы коррекционное воздействие было комплексным, происходило по нескольким направлениям и в различных видах деятельности. Одним из направлений коррекции речевых на...

Курсовая работа по социальной педагогике

Тема: "Неблагополучная  семья – как социально-педагогическая проблема"....

Конспект занятия по методу кондуктивной педагогики для детей с ДЦП «Веселое путешествие»

Развитие психофизической активности детей, воспитание чувства уверенности в своих силах и  возможностях  при осуществлении различных видов деятельности.1.    Обучение стереоти...

Отчет по самообразованию "Развитие речи детей методами Монтессори-педагогики"

В отчете представлена работа педагога по самообразованию по теме "Развтие речи детей методами Монтессори-педагогики": описаны актуальность, цель, методическая литература, направления работы...

Использование приемов и методов ТРИЗ-педагогики в современном дошкольном образовании.

Опыт работы по применению ТРИЗ-педагогики в детском саду....

"Разговор с пчелой" Заучивание стихотворения М. Благининой методом театральной педагогики.

Для тех, кто творчески подходит к своей работе и ищет неординарные формы, методы и прёмы...Я предлагаю конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Особенность этого занятия в том, что для зауч...