педагогическая технология "Творчество внутри каждого"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Ушакова Ольга Александровна

Актуальность педагогической технологии «Творчество внутри каждого» определяется интенсивными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях.Учитывая то, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей, опираясь на яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира, необходимо  создавать  предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте предполагает готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество является привнесением в мир чего-то нового. Поэтому раскрывать способности детей к созданию этого «нового» стоит начинать уже в дошкольный период.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_tehnologiya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

«ТВОРЧЕСТВО ВНУТРИ КАЖДОГО»

Автор: Ушакова О.А.

Актуальность педагогической технологии «Творчество внутри каждого» определяется интенсивными изменениями, происходящими в системе дошкольного образования, которые задают новые ориентиры в обществе и предъявляют требования к развитию творческой личности в современных условиях. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Учитывая то, что дошкольный возраст – это период интенсивного развития творческих способностей, опираясь на яркость чувств и воображения ребенка, непосредственность восприятия им окружающего мира, активное познание мира, необходимо  создавать  предпосылки для формирования в этот период творческой деятельности. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте предполагает готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления. Творчество является привнесением в мир чего-то нового. Поэтому раскрывать способности детей к созданию этого «нового» стоит начинать уже в дошкольный период. Следует отметить тот факт, что сегодня существует противоречие между признанием важности, желанием педагогов развивать творческие способности у дошкольников и  отсутствием целенаправленной, методически грамотно организованной работы в дошкольной образовательной организации. Что определяет актуальность создания авторской педагогической технологии  по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость реализации педагогической технологии для образовательной деятельности определяется тем, что расширены имеющиеся теоретические представления об особенностях развития творческих способностей у старших дошкольников (выявлен исходный уровень развития творческих способностей у старших дошкольников; по результатам исследования у детей наблюдаются низкие и очень низкие показатели творческих способностей), определены уровни развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий), расширены возможности педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей (теоретическое обоснование педагогической технологии).

Практическая значимость реализации педагогической технологии для образовательной деятельности состоит в том, что теоретические положения и выводы используются для развития творческих способностей у старших дошкольников. Реализация педагогической технологи сопровождается разработкой и применением авторских  методических материалов, в которых находит отражение теоретические положения данной технологии.

Технологичность, новизна разработанной педагогической технологии, возможность использования в образовательном процессе. Педагогическая технология представляет собой разработанные научно обоснованные эффективные направления, приемы, методы и средства развития творческих способностей у старших дошкольников. Данная педагогическая технология может применяться в дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, а также использоваться родителями (законными представителями).

Содержание педагогической технологии

«Творчество внутри каждого»

Для четкого понимания спектра работы, нами составлена модульная схема педагогической технологии развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, согласно которой мы реализовывали данную педагогическую технологию. Выделяются следующие модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный, диагностико-результативный.

Целевой модуль

Цель: развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

обучающие: углубление и обогащение представлений детей о различных видах искусства, умений восприятия музыки, художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

развивающие: развитие потребности в освоении различных видов искусства; развитие индивидуальных творческих способностей детей.

воспитательные: воспитание положительного, осознанного отношения ребенка к собственной творческой деятельности, ее результату, к экспериментированию с выходом на конкретный продукт, поощрение и поддерживание творческой находки.

Концептуальный модуль

Для характеристики данного модуля необходимо выделить классификационные параметры технологии (по Г. Селевко):

  • по уровню применения: частнопредметная;
  • по философской основе: гуманистическая;
  • по ведущему фактору психического развития: комплексная;
  • по научной концепции усвоения опыта: развивающая;
  • по ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей);
  • по характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая;
  • по типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп;
  • по организационным формам: организованные образовательные ситуации с элементами дифференциации и индивидуализации; самостоятельная деятельность;
  • по подходу к ребенку: личностно-ориентированная;
  • по преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая;
  • по категории обучаемых: массовая.

В основе педагогической технологии лежат общедидактические принципы:

  • развивающего характера творческого образования;
  • систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
  • доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное), обеспечивает понимание, прочное запоминание;
  • осознанного процесса обучения (И.Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении, он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции, т.е. осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел;
  • воспитывающего обучения приобщение к культуре, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций.

Содержательный модуль

Нами выделены педагогические условия развития творческих способностей дошкольников, опираясь на которые мы разрабатывали содержание педагогической технологии «Творчество внутри каждого».

Первое педагогическое условие заключается в создании развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующей развитие творческих способностей у старших дошкольников.

Второе условие состоит в применении системы творческих заданий и упражнений  как средства педагогического воздействия.

Рассмотрим содержание развивающей предметно-пространственной среды, необходимое для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Нами выделены центры и необходимый материал для развития творческих способностей у детей.

Музыкальный центр: музыкальные инструменты – гитара, бубны, гармошка, ложки, треугольник, металлофон и др.; папки с музыкальными инструментами, композиторами, электронные носители с видео- и аудиозаписями.

Театральный центр:  ширмы, костюмы, куклы-марионетки, литература (сказки, стихи), пальчиковый театр, театр петрушек, куклы-перевертыши, куклы перчатки-варежки и др.

Центр детского творчества: музеи с картинами, произведениями народного творчества (дымковская игрушка, хохломская роспись, гжель, городецкая роспись и др.), уголки для экспериментирования, материал для рисования, лепки, аппликации.

Наличие необходимых расходных материалов для изобразительной деятельности: краски, карандаши, мелки, пластилин, глина, бумага и т.д.

Наличие необходимых условий для просмотра и прослушивания произведений разных жанров и направлений:  сказки, музыкальные произведения, мультфильмы, обучающие видео, программы для детей; наличие компьютерной техники.

Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нами выделены направления развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста:

1 направление – развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

2 направление – становление эстетического отношения к окружающему миру;

3 направление – формирование элементарных представлений о видах искусства;

4 направление – восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

5 направление – стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

6 направление – реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

В таблице 1 представлено содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с выделенными направлениями.

Таблица 1

Содержание работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Направления

Содержание

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

Музыкальное искусство:

восприятие:

- восприятие музыки, специально созданной для слушания;

- восприятие музыки в связи с ее исполнением;

- музыкально-дидактические игры.

музыкально-образовательная деятельность:

- знания общего характера;

- специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности.

Изобразительное искусство:

-восприятие (рассматривание) подлинных предметов народного декоративно-прикладного искусства, выделения их средств выразительности; произведений изобразительного искусства;

-рассматривание репродукций;

-игры с репродукциями («Лишняя репродукция», «Пазл», «Откуда деталь?»);

-контекстуальное восприятие произведений изобразительного искусства путем включения интересных сведений о художнике, истории создания произведения;

- создание ситуаций для возникновения желания задавать вопросы, понимания смыслового содержания и сюжетов произведений искусства, развития художественных образов;

-эстетические оценки и суждения;

-осмысления значимости искусства в жизни человека.

Словесное искусство: Слушание аудиозаписей мастеров слова сказок, рассказов, стихов. Просмотр видеофильмов – сказки, мультфильмы. Слушание чтения педагога. Обсуждение прослушанного (увиденного).

Мир природы: Наблюдения в природе. Прогулки. Экскурсии (лес, парк, территория детского сада). Работа в уголке природы. Работа на земельном участке в ДОУ.

Становление эстетического отношения к окружающему миру

-занятия по изобразительной деятельности;

-занятия по музыкальному воспитанию;

-театрализованная деятельность;

-выставки детских работ, персональные выставки;

-посещение театров;

-праздники, концерты, спектакли.

Методы эстетического воспитания:

- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

- метод эстетического убеждения;

-метод сенсорного насыщения;

-метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

-метод разнообразной художественной практики;

-метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);

-метод необыденных творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;

-метод эвристических и поисковых ситуаций.

Формирование элементарных представлений о видах искусства

Архитектура, изобразительное искусство (графика, живопись, скульптура), декоративно-прикладное искусство, литература (лирика, рассказ), фольклор (сказки, потешки и др.), музыкальное искусство (песня, танец, марш), театральное, фото - и киноискусство, дизайн;

Знакомство с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей-носителей национального языка или писателей – жителей конкретного региона.

Методы:

Информационно – рецептивный – объяснительно – административный: наблюдение; рассматривание иллюстраций; показ способа.

Репродуктивный – направлен на закрепление знаний, выработков знаний и умений. Ребенок многократно выполняет одно и тоже действие, упражняются на тренировочных листах.

Исследовательский и эвристический – методы используются в единстве, они направлены на обучение поискам решений по изо – задачам, поискам возможных вариантов развития творческого мышления, воображения. Эвристический метод предлагает поэлементное обучение творческой деятельности. Исследовательский метод применяется, если педагог предлагает детям выполнить творческие задания: передать сюжет литературного произведения или выполнить изображение по собственному замыслу.

Метод проблемного обучения и изложения.

В отдельную группу выделяются игровые приемы.

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

Музыка. Беседы о различных музыкальных жанрах. Пение.  Слушание музыки. Музыкальные игры. Разучивание песен, танцев. Воспроизведение мелодий. Игра на музыкальных инструментах. Посещение детских (музыкальных) театров.

Художественная литература. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Рассказывание воспитателя.  Инсценирование. Прослушивание мастеров слова.

Фольклор. Подбор литературы, для чтения, заучивания. Подбор иллюстраций по потешкам, сказкам, для рассматривания. Подбор костюмов, масок для инсценировки. Подбор иллюстраций предметов русского быта, одежды, обуви. Дидактические игры: «Узнай по описанию», « Раз матрешка, два матрешка», «Подбери узор к платью барыни». Рассматривание иллюстраций старинных изделий. Экскурсии в музей.

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

Чтение произведения «Грибок-Теремок», беседа о поступках героев, Д/и «Мои эмоции», прослушивание музыкальных композиций «Передай эмоцию», игры-этюды, распределение ролей подготовка к драматизации.

Чтение произведения «Доктор Айболит», беседа о поступках героев, игра «Покажи настроение», распределение ролей, подготовка к драматизации.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Изобразительная. Рисование. Лепка. Аппликация.

Конструктивно-модельная. Конструирование: из бумаги; из строительного материала; из природного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модулей.

Формы организации обучения конструированию:  по модели, условиям, образцу, замыслу, теме, чертежам и схемам.

Музыкальная. Импровизация на музыкальных инструментах. Рассматривание папок с изображением музыкальных инструментов, композиторов. Пение. Музыкально-ритмические движения.

Хотим отдельно отметить организацию театрализованной деятельности в нашей практике, которая активно реализовывалась в 4 и 5 направлении.  Для развития творческих способностей детей в рамках разработанной педагогической технологии мы использовали интерактивный театр, который понимается как форма театрального действия, предполагающего активное участие аудитории: зрители перестают быть зрителями и становятся полноправными участниками общего творческого процесса. Уникальность интерактивного театра состоит в том, что в едином пространстве объединены усилия и интересы педагога и ребенка. Посредством театрализованных практик его участники становятся психологически грамотными, а педагогика – ненавязчивой и нерепрессивной.

В нашей практике интерактивный театр представлен небольшими спектаклями, которые включает различные методы работы со зрителями, в этих спектаклях главная роль отводится зрителю. Интерактивный театр является ярким, веселым, музыкальным представлением с реквизитом, декорациями, костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и привлекают в свое действо зрителей, играют с ними, давая возможность ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

На сегодняшний момент в нашей педагогической копилке организованных и проведенных интерактивных театров еще не так много, но мы нацелены на активное их использование, так как отметили огромную заинтересованность и увлеченность детей, а также интерес со стороны родителей. Наиболее яркими интерактивными театральными постановками, в которых дети являлись главными участниками представлений и помогали героям распутать самые запутанные истории: «Бюро игрушек», где маленькие зрители попадали в мастерскую игрушек и вместе с волшебником чинили все сломанные игрушки; «В гостях у волшебника» детям предстояло расколдовать любимых героев; «Краски» - детям пришлось помирить между собой все цвета; «День рождения Иванушки» - детям предлагался кукольный театр, в ходе показа которого зрители участвовали в нем

Процессуально-деятельностный модуль

Участники образовательного процесса: дети 6-7 лет, воспитатели, родители.

Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.

Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирование и т.д.

Последовательность: реализация выделенных направлений развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Формы: образовательные ситуации, экскурсии, выставки детского творчества, театральные постановки и др.

Диагностико-результативный модуль

Результат: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий уровень развития творческих способностей.

Диагностические методы: методика Е.Торренса «Неполные фигуры», методика Ю.Ф. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой, «Неоконченный рисунок», методика Ю.Ф. Афонькиной, Г.А. Урунтаевой,  «Свободный рисунок».

Профессиональная рефлексия педагогической технологии.  Предложенная педагогическая технология «Творчество внутри каждого» предполагает наличие профессиональных знаний и умений педагога о способах и средствах осуществления организованной образовательной деятельности и самостоятельной деятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Данная технология является ярким примером поиска новых средств воздействия на процесс развития творчества в каждом ребенке. Следует отметить,  в силу многообразия составляющих аспектов процесса творчества требуются новые исследования, методические разработки, которые раскроют данную проблему еще глубже и более детально.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проектная работа по вариативному модулю: «Развитие художественного творчества детей дошкольного возраста на тему: Новейшие педагогические технологии в обучении дошкольников» Составила: воспитатель Гомерова Татьяна Валерьевна

Мир детства светлый и огромный, со своими законами познания мира, языком общения. И роль рисования внём огромна. Каждая минута, час, день приносят деням много нового, интересного, радостного. Рисовать...

Общественно-политическая газета КМР «Жизнь района» статья: Внутри каждого ребенка живёт живописец!

Внутри каждого ребенка живёт живописец!Дети – это особенные художники. Они рисуют всё на свете: что видят, о чём мечтают. Фантазия их безгранична. Осознание ребенком того, что он может изобразит...

«ВЕСЕЛЫЕ МЯЧИКИ» открытый показ (совместной творческой деятельности по изготовлению атрибутов к игре своими руками) в рамках ТМО КТ «Педагогическая технология «Час свободного творчества» как реализация интереса ребенка в выборе деятельности»

Цель: создание условий для совместной творческой деятельности по изготовлению атрибутов к игре своими руками.Задачи:Образовательные:- формировать умения детей изготавливать из разного материала мячи д...

Тема: «Волшебные снежки» тематическая площадка в рамках педагогической технология «Час свободного творчества» как реализация интереса ребенка в выборе деятельности

Цель: создание условия для самостоятельной творческой деятельности по изготовлению игрового пособия. Задачи:·        обучающая: формировать умения детей ...

Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству

Воспитание в каждом ребёнке самостоятельной, всесторонне развитой творческой личности. Создание  атмосферы, чтобы у ребенка быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство пре...

Презентация "Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству".

Цель художественной технологии - воспитать в каждом ребёнке самостоятельную, всесторонне развитую творческую личность.  https://drive.google.com/file/d/1JbiAImSJCBM7iv0M3OCISoKr1w2...

Педагогические технологии в работе с детьми по художественному творчеству

Воспитание в каждом ребёнке самостоятельности, всесторонне развитой творческой личности....