Программа по самообразованию
материал

Щукина Надежда Сергеевна

Знакомство детей с родным городом очень важная задача, поэтому следует очень хорошо подготовиться и привлечь к этой работе родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobr_2020_portf.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                     

  Муниципальное казенное     дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Светлячок»

 606540, Россия, Нижегородская область,

 г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А

тел./факс 8(83160)4-10-45

e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru

Утверждаю:

заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»

________________ М.Н. Лапкина

Программа  саморазвития

 воспитателя

высшей  категории

Щукиной  Н.С.

на 2016 – 2017 уч. г

 Тема: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста» (в виде проекта)

Руководитель проекта: воспитатель Щукина Надежда Сергеевна

Вид проекта: долгосрочный (1сентября – 1 июня), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Цель проекта: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчества.

Задачи:

  • Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
  • Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Актуальность:

Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

  • Подбор  материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»
  • Постановка целей и задач по данной теме.

Октябрь

Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка»

  • Разучивание и проговаривание потешек.

  • Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»
  • Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Ноябрь

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей.

Декабрь

Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми»

Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото)

Показ родителям  ролика «Потешки в жизни нашей группы»

Январь

Изучение темы:

« Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка».

Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.

Консультация: «почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Февраль

Изучение темы:

«Роль сказки в воспитании детей»

Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

  • Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»
  • Обустроить уголок ряженья с русскими национальными костюмами.

Март

Изучение темы: «Влияние сказки на психику ребенка»

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Апрель

Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей»

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

  • Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)
  • Конкурс совместных творческих  работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»

Самоанализ плана самообразования.

Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)

Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста»

на итоговом родительском собрании

Используемая Литература:

Журналы «Дошкольное воспитание»

Журналы «Ребёнок в детском саду»

Ресурсы интернета.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Светлячок»

 606540, Россия, Нижегородская область,

 г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А

тел./факс 8(83160)4-10-45

e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru

Утверждаю:

заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»

________________ М.Н. Лапкина

Программа  саморазвития

 воспитателя

высшей  категории

Щукиной  Н.С.

на 2017 – 2018 уч. год

Тема самообразования:  «Развитие  связной речи у детей среднего возраста»

Цель:  Развитие связной речи, с использованием  приемов мнемотехники.

Задачи:

1.Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками.

2.Раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.

3.Разработать систему знаний с детьми среднего дошкольного возраста по развитию описательных рассказов с помощью мнемотаблиц.

4.Привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.

Пути решения:

- изучение литературы по данной теме:

- проведение мониторинга развития связной речи детей дошкольного возраста.

1. Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»;

2. Маханёва М. Д. «Подготовка к обучению грамоте детей 4 – 5 лет» методическое пособие. Изд. «ТЦ Сфера». – Москва. – 2016 г. ;

3. Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

4. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

5. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

6. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

7. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч».

Раздел плана

Сроки        

Формы работы

Практические выходы

Самореализация и изучение методической литературы

2017-2018

Знакомство и анализ новинок учебно-методической литературы;

Постоянное пополнение пособий для творческой деятельности;

Изучение и применение опыта других музыкальных педагогов;

Проведение открытых занятий;

Выступление на педагогических советах;

Проектная деятельность;

Использование интернет - ресурсов для работы с дошкольниками;        

Выступления на педагогических советах по темам: «Развитие речи у детей среднего дошкольного возраста с учетом ФГОС»;

«Организация работы с детьми в условиях ДОУ»;

 «Итоги работы за учебный год»

Проведение открытого занятия на тему: «Пересказ рассказа в. Бианки «Купание медвежат»

Выступление на педсовете ««Использование мнемотехники в работе

по формированию у детей связной речи»;

Создание проекта «"Формирование связной монологической речи";

Создание познавательно исследовательского проекта «Огород на подоконнике»;

Разработана Программа  кружка по развитию речи для детей 4 - 5 лет (средняя группа)  «Умный язычок»;
Разработаны методические рекомендации;

Работа с детьми        

2017-2018        

Провести первичную диагностику детей с целью выявления уровня развития речевых  способностей.

Проводить работу с учетом индивидуальных способностей детей;

Постоянно включать в НОД комплексы упражнений, включающих здоровьесберегающие технологии;

Использовать для развития речи детей новинки мнемотехники;

Использовать результаты работы с детьми на праздниках в МКДОУ и социуме.

Проведение праздников и развлечений с применением ИКТ, мнемотехники.

Использование на занятиях индивидуально-разработанных комплексов упражнений для развития связной речи в игровой форме.

 Заучивание стихотворений по плану проекта «Огород на подоконнике»:  О. Шалимова «Мы посеяли горох»;

Нумен  «Посади цветок на благо мира»;  Е. Жуковская

«Ох, уж этот злющий лук»

Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами». Проведение проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Что у меня, а что у тебя?», «Любимая кукла».

Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». Выступление на празднике «Новый год».

Выступление на празднике «Наши папы смелые, ловкие, умелые».

 Выступление на празднике «Мама – солнышко мое». Составление описательного рассказа по картине «Лето».

Работа с родителями

2017-2018

Размещение информации в уголке для родителей

Выступление на Родительских собраниях»;

Работа с родителями по вопросам организации праздников, выступлений и других мероприятий.

Привлечение родителей к работе по развитию речи.

Помощь родителей в изготовлении мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек.

Помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.

Обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме.

«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет». «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».

«Учим стихи вместе с нами».

 «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».

«Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».

«Составляем и используем мнемотаблицы  дома».

«Речь и веселый мяч».

Формирование правильного звукопроизношения с помощью мнемотаблиц.

 Приобщение детей к работе по развитию речи  в домашних условиях.

-Индивидуальные особенности каждого ребенка

-Перспективы дальнейшего развития речевых способностей каждого ребенка

Перспективы работы:

на 2017- 2018

Исходя из стратегических ориентиров развития образования в МКДОУ повышать свою квалификацию по направлению «Организация работы с детьми по развитию речи» и изучению новых педагогических технологий.

Продолжать работу по развитию речевых  способностей дошкольников.

Планировать дальнейшие выступления детей на различных мероприятиях местного, районного, уровня.

Развивать речевые способности у дошкольников на сцене перед аудиторией.

Систематизировать цифровые образовательные ресурсы по речевому  развитию детей в соответствии с требованиями современного  ДОУ.

Перспективы дальнейшего творческого роста воспитанников.

Литература:

1Нищева Н. В. «Обучение детей пересказу по опорным картинкам». Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2016 г.

2. Полянская Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»; Учебно-методическое пособие. Изд. – «ДЕТСТВО – ПРЕСС». Санкт-Петербург. – 2009 г.

3. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Считалки. Заклички. Дразнилки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

4. под ред. Савушкин С. Н. «Развитие речи. Логопедический фольклор. Пословицы. Поговорки» изд. «Карапуз». Москва. – 2014г.

5. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»

Итоги:

    Разработала  и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно – демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.

     Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское собрание «речевое развитие детей среднего возраста». Проведена консультация «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи», индивидуальные беседы о речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в  создании предметно-развивающей среды.

Создание мнемоальбома «Любимые сказки» и внесение его в РППС в театральный уголок – вот моя задача на последующую работу с детьми.

     Таким образом, используя  мнемотаблицы в работе с детьми, мне удалось достичь следующих результатов: появился  интерес к заучиванию стихов и потешек, уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Светлячок»

 606540, Россия, Нижегородская область,

 г.Чкаловск, улица Нахимова, д.12- А

тел./факс 8(83160)4-10-45

e-mail: swetlyachok2012@yandex.ru

Утверждаю:

заведующая МКДОУ д/с № 16 «СВЕТЛЯЧОК»

________________ М.Н. Лапкина

Программа  саморазвития

 воспитателя

высшей  категории

Щукиной  Н.С.

на 2018 – 2019 уч. Год

Тема:

«Использование приемов мнемотехники,

как средство заучивания стихов»

Цель: познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания стихов.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.
  2. Способствовать развитию основных процессов: памяти, внимания, образного мышления.
  3. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
  4. Способствовать формированию интереса у детей к заучиванию стихов с помощью приема мнемотехники.
  5. Вовлечение родителей в совместную работу по теме приема мнемотехники, как средство заучивания стихов среднего дошкольного возраста.

Актуальность:

Тема была выбрана  не случайно, детям было очень тяжело запоминать стихи. У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка с которыми он вступает в активное взаимодействие. Да и не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

План работы на учебный год.

Месяц

Самообразование

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор материала по данной теме. Постановка целей и задач по данной теме.

Подбор и изучение литературы

  • Изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала; Оказание помощи в рисовании картинок по сюжету стихотворений.

Октябрь

Мнемокарточки стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит»

Заучивание стихотворения В.Орлова «Почему медведь зимой спит»

Изготовление

мнемокарточек

Ноябрь

Изготовление мнемодорожки стихотворения

 В. Волининой «Осень добрая пришла»

Заучивание стихотворения В. Волининой «Осень добрая пришла» используя прием моделирования.

Консультация для родителей на тему «Развиваем зрительную память ребёнка»

декабрь

Мнемотаблица стихотворения В. Петровой «Дед мороз прислал нам елку»

Заучивание стихотворения В.Петрова «Дед мороз прислал нам елку» используя прием моделирования.

Консультация для родителей на тему «Развиваем речь ребёнка»

Январь

Мнемотаблица стихотворения

В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой?»

Заучивание стихотворения В.Орлова «Мишка, мишка, что с тобой» используя прием моделирования.

Родительское собрание «Роль семьи в речевом развитии детей 4-5 лет»

Февраль

Мнемотаблица стихотворения Н. Нищевой «Снегири»

Заучивание стихотворения Н. Нищевой «Снегири», используя прием моделирования.

Памятка для родителей «Как работать с мнемотаблицами»

Март

Мнемотаблица стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла»

Заучивание стихотворения Т. Дмитриева «Весна пришла» используя прием моделирования

Папка передвижка для родителей

«Составляем и используем мнемотаблицы дома».

Апрель

Мнемотаблица стихотворения С. Маршака «Апрель»

Заучивание стихотворения С. Маршака «Апрель» используя прием моделирования.

Индивидуальная работа - мастер – класс для родителей «Заучивание стихотворение с помощью мнемотаблиц» -

стихотворение С. Маршака «Апрель»

Май

Мнемотаблица стихотворения Н.Майданник «День Победы»

Заучивание стихотворений Н.Майданник «День Победы» используя прием моделирования

Сообщение на родительском собрании «Использование мнемотаблиц в заучивании стихотворений среднего дошкольного возраста»

  Поставив перед собой, цель и задачи я начала работу по следующим направлениям:

  • изучение литературы;
  • работа  над созданием развивающей предметно-развивающей среды и изготовлением наглядно – демонстрационного и методического материала;
  • занятия с детьми;
  • взаимодействие с родителями и с педагогами.

     В течение учебного года я изучила соответствующую литературу по данной теме:

1. Житникова Л. Учите детей запоминать. — М.: «Просвещение», 1985.

2. Широких Т.Д.  «Учим стихи - развиваем память», « Ребѐнок

в детском саду» 2004. №2. С.59- 62.        

3.Роговенко Т. Речевые тренажеры? Да! // «Воспитание и обучение». — 2004,— №10.

4.Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов // «Дошкольное воспитание, — 1990,— №10.

5.Чохонелидзе Т. Учим стихи по картинкам // «Обруч». — 2006. - №3.

6. Малетина Н. Моделирование в описательной речи детей с ОНР // «Воспитание и обучение». — 2004. — №6.

7. Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста // С. Петербург, Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 64 с.

8.Акимова Г. Память — на «5» (эффективные мнемотехники для детей и взрослых). — Екатеринбург: «У-Фактория»,2006.

Итоги:

    Разработала  и составила планирование совместной деятельности с воспитанниками на учебный год в средней группе. Изготовила наглядно – демонстрационный и методический материал: картотеку художественного слова с использованием мнемотаблиц по темам запланированных занятий.

     Успешную работу с детьми по развитию речи невозможно выстроить без партнерских отношений с родителями. Было проведено родительское собрание «речевое развитие детей среднего возраста». Проведена консультация «Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи», индивидуальные беседы о речевом развитии детей. Родители оказывали необходимую помощь в  создании предметно-развивающей среды.

Создание мнемоальбома «Любимые сказки» и внесение его в РППС в театральный уголок – вот моя задача на последующую работу с детьми.

     Таким образом, используя  мнемотаблицы в работе с детьми, мне удалось достичь следующих результатов: появился  интерес к заучиванию стихов и потешек, уровень развития связной речи вышел на более высокий уровень.

     На мой взгляд, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, тем лучше мы подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...