Самообразование
рабочая программа (младшая группа)

Дороженова Татьяна Владимировна

Индивидуальный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2020.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 48 «Ручеёк»

города Рубцовска

Индивидуальный план работы по самообразованию

Тема: «Роль сказки в развитии речи детей дошкольного возраста»

Автор-составитель: воспитатель

первой квалификационной категории

Дороженовой Татьяны Владимировна

2021г.

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Проблема

В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность

На сегодняшний день тема очень актуальна. Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

Сказка, доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?

Цели:

1. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие связной речи дошкольников посредством сказки.

2. Формирование у дошкольников позитивного поведения с опорой на пример положительных сказочных героев,

3. Развитие разнообразных форм коммуникации, развитие творческих способностей.

Задачи:

Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

Обогащать, активизировать речь детей.

Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль

Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки; излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитывать любовь к художественной литературе.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми

2. Взаимодействие с родителями.

Работа с родителями:

1. Проведение родительских собраний.

2. Индивидуальные консультации и беседы с родителями, памятки для родителей.

3. Участие родителей в развлечениях.

4. Участие родителей в укреплении материально-технической базы ДОУ

План работы

Сентябрь

«Введение»

1.Постановка проблемы и определение актуальности выбранной темы самообразования.

2.Определение цели и задач самообразования.

3.Подбор и изучение методической литературы по теме самообразования.

4.Работа с родителями: составление памяток для родительского уголка по развитию речи дошкольников.

5.Работа с детьми: диагностика воспитанников по образовательной области «Речевое развитие».

Диагностика воспитанников на самооценку и уровень тревожности (для сказкотерапии).

Составление библиографии по теме самообразования.

Октябрь

«Знакомство с русскими народными сказками»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования; разработка методов работы по развитию речи сказкотерапией.

2. Работа с родителями: консультации «Роль сказки в развитии речи детей», «Воспитание сказкой»

Анкетирование «Сказка в воспитании ребенка»

3. Работа с детьми: чтение русских народных сказок («Три медведя», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Журавль и цапля», «Вершки и корешки»).

Просмотр мультфильмов: «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Лиса Патрикеевна».

Инсценирование сказок «Репка», «Колобок»

Составление картотеки пальчиковых игр и подвижных игр по теме самообразования.

Создание картотеки народных сказок: русские народные и сказки народов мира.

Ноябрь

«Знакомство с зарубежными сказками»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: составление для родителей списка рекомендуемых зарубежных сказок

Консультации «Почитай мне сказку, мама», «Как выбрать полезную сказку для малыша»

3.Работа с детьми: тематические занятия «Рисование сказочной страны», «Сказочное путешествие».

Настольно-печатные игры: «Угадай сказку», «Сказочные герои», «Три медведя»

Прослушивание аудиосказок.

Чтение зарубежных сказок: «Принцесса на горошине», «Пряничный домик», «Горшочек каши»

Составление картотеки дидактических игр по теме самообразования.

Составление мнемотаблиц по сказкам.

Консультации для воспитателей по теме «Сказка как средство развития речи дошкольников»

Декабрь

«Устное народное творчество в жизни ребенка»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: консультации по теме «Роль фольклора в познавательном развитии детей»

Беседы по созданию книжек-«малышек»

3.Работа с детьми: использование потешек в режимных моментах

Чтение и заучивание считалок, потешек

Инсценирование русских народных сказок: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»

Дидактические игры: «Узнай сказку», «Расскажи сказку по героям».

Пересказ сказок от первого лица «Курочка Ряба», «Колобок».

Создание книжек-«малышек» (родители совместно с детьми)

Январь

«Влияние сказки на психику ребенка»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: консультации «Справиться с детским непослушанием помогут потешки!»

Информация по теме «Сказкотерапия»

3.Работа с детьми: тематические занятия: «Валеологические сказки», «Экологические сказки», «Путешествие в Желтую сказку»

Беседы по сказкам «По щучьему велению», «Три поросенка», «Пузырь, соломинка и лапоть»

Просмотр мультфильмов по сказкам.

Составление картотеки психокоррекционных сказок.

Конкурс рисунков детей и родителей «Моя любимая сказка»

Составление памяток для воспитателей по теме «Сказкотерапия»

Пополнение предметно-развивающей среды в группе играми, дидактическим материалом по теме самообразования

Февраль

«Театрализованные игры как средство развития речи детей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: обсуждение и создание атрибутов к спектаклю «Теремок»

Анкетирование «Театр в жизни нашей семьи»

Консультации по использованию театрализованных игр дома

3.Работа с детьми: театрализация сказок «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей»

Пальчиковый театр «Колобок»

Тематическое занятие «Куклы-марионетки»

Игра в перчаточный театр «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка»

Подвижные игры по теме «Сказки»

Составление картотеки театрализованных игр.

Совместный с детьми спектакль «Теремок»

Пополнение театрального уголка в группе атрибутами и театрами

Март

«По страницам сказок русских писателей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: создание для родителей рекомендованного списка русских писателей-сказочников

Опрос родителей «Книги каких русских писателей-сказочников есть у Вас дома»

Консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»

Рекомендации «Как сделать сказку другом для Вашего ребенка»

3.Работа с детьми: тематические занятия «Сказка в нарисованной стране», «Сказки на песке», «Путешествие в Оранжевую сказку»

Чтение сказок русских писателей: В.Сутеев «Три котенка», Н.Сладков «Трое на одном бревне», Г.Остер «Котенок по имени Гав», Э.Успенский «В гостях у Чебурашки»

Просмотр мульфильмов «Котенок по имени Гав», «Крокодил Гена и Чебурашка»

Настольно-печатные игры «Угадай сказку», «Сказочные герои»

Дидактические игры: «Встречи героев», «Новые сказки»

Рассказывание сказок по картинкам.

Составление картотеки сказок русских писателей.

Пополнение детской библиотеки в группе авторскими сказками

Апрель

«Знакомство со сказками зарубежных писателей»

1.Изучение методической литературы по теме самообразования.

2.Работа с родителями: опрос родителей «Книги каких зарубежных писателей-сказочников есть у Вас дома»

Индивидуальные беседы с родителями о терапевтических сказках, сказках, воспитывающих в детях трудолюбие, аккуратность

3.Работа с детьми: тематические занятия «Путешествие в Красную сказку», «Путешествие в Голубую сказку»

Чтение сказок зарубежных писателей: Ш.Перро «Кот в сапогах», Г.Х.Андерсен «Дюймовочка», братья Гримм «Госпожа Метелица», «Бременские музыканты»

Игры-драматизации «Гуси-лебеди», «Петушок-золотой гребешок»

Рассказывание сказок по мнемотаблицам

Рисование любимых сказочных героев, аппликация по теме

Дидактические игры: «Собери сказку», «Узнай сказку».

Составление картотеки сказок зарубежных писателей.

Открытое занятие для воспитателей по развитию речи «В гостях у сказки»

Оформление уголка «Детская библиотека»

Май

«Заключение»

1.Самоанализ по теме самообразования.

2.Работа с родителями: рекомендации по использованию дидактических игр по теме «Сказки»

Конкурс совместных работ родителей и детей «Мой любимый сказочный герой» (поделки)

Консультации по принципам работы со сказками

3.Работа с детьми: беседы о любимых сказках и любимых сказочных героях.

Диагностика самооценки детей(для сказкотерапии)

Диагностика по образовательной области «Речевое развитие»

Чтение сказок по выбору детей

Рассказывание сказок по иллюстрациям, отгадывание загадок о сказочных героях

Игры с разными видами театров (по выбору детей)

Презентация опыта работы «Роль сказки в развитии речи дошкольников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...