ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСА
статья

Глызина Алена Алексеевна

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в условиях реализации модели современного образовательного учреждения «Школа – комплекс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemstvennost_detskiy_sad_-_shkola.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ПРИЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РАМКАХ  ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСА

 

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
                                                                                                             Л. А. Венгер. 

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Не напрасно в первом классе уделяется так много внимания адаптации детей. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

 Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания. Педагоги первых классов начальной школы не смогут обеспечить мягкость адаптации старших дошкольников, если они не знакомы с методами работы воспитателя подготовительной группы детского сада. Если старшие дошкольники не знакомы со школой и не имеют никакого представления о том, что их ждет за школьным порогом, будет очень непросто воспитать у них желание учиться.

Одна из перспективных моделей современного образовательного учреждения – «Школа – комплекс»: детский сад, начальная школа, средняя и старшая школа, дополнительное образование. Пример развития личности учащихся в условиях реализации модели такой школы, мы хотим предложить на опыте нашей организации.  Появлению нашего образовательного учреждения способствовала реорганизация — объединение нескольких организаций в одну. МАОУ СШ № 148 имени героя советского союза Ивана Андреевича Борисевича, объединила три образовательных учреждения МАОУ СШ № 148, МАОУ СШ № 54, МБДОУ № 324 и размещена в 3-х типовых зданиях: начальная школа, основная и средняя школа, и структурное подразделение детский сад. Организация образовательного процесса в школе – комплексе обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием в условиях введения ФГОС.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образовательные программы дошкольного образования направлены на достижение необходимого и достаточного уровня развития для успешного освоения детьми образовательных программ начального общего образования.

В основу ФГОС ДО и ФГОС НОО положена единая теоретическая основа - системно-деятельностный подход, который предполагает - воспитание и развитие качеств личности, формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; активную познавательную деятельность детей; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования нет плавного перехода, такого качества добиться будет очень непросто. 

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС – научить детей самостоятельно учиться. Причем желание и умение учиться начинают формировать не в школе, а в раннем дошкольном возрасте. Главное — сформированы ли у старших дошкольников предпосылки учебной деятельности, развиты ли качества психики, значимые для учебы в школе.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и начальной школы.    

На совместном педагогическом совете педагогами начальной школы и детского сада разработаны задачи сотрудничества, намечены направления  и формы работы по осуществлению приемственности.

 Задачи:

  • выработка единой концепции процесса образования и воспитания в школе, в детском саду и в семье;
  • максимальное соответствие целей и задач воспитания на различных ступенях образования, способов их достижения;
  • просвещение родителей по основным психолого-педагогическим направлениям развития ребенка;
  • создание системы качественной психологической поддержки родителей для преодоления проблем при переходе детей в первый класс из детского сада;
  • распространение семейного опыта позитивного отношения к активной деятельности детей в обществе.

Учителя и воспитатели должны отлично ориентироваться в программах подготовительной к школе группы и первого класса школы.

Работа по преемственности детского сада со школой  осуществляется по трем основным направлениям:

  •  методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);

работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями,    организация совместных мероприятий);

  •  работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе) .

Формы осуществления преемственности разнообразны,  их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений участников образовательного процесса.

Работа с педагогами

Работа с детьми

Работа с родителями

  • Совместные педсоветы.
  • Семинары.

           Мастер –   классы.

  • Открытые показы

образовательной деятельности.

  • Совместное проведение ПМПК.
  • Мониторинг по определению готовности детей к школе.
  • Создание портфолио дошкольника с перспективой дальнейшего его оформления в начальной школе.
  • Экскурсии в школу.
  • Посещение школьного музея боевой славы и музея русского народного быта, библиотеки.
  • Знакомство детей с классом, учителем и учениками.
  • Встречи и беседы с бывшими выпускниками ДОУ.
  • Совместные праздники и    спортивные мероприятия.
  • Взаимодействие учеников класса МЧС ресурс  и старших дошкольников – совместные мероприятия.
  • Единое планирование и проведение недели науки и недели искусства.
  • Выставки рисунков и поделок.
  • Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы.
  • Круглые столы, «педагогические гостиные».
  • Консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями.
  • Дни открытых дверей.
  • Анкетирование, тестирование родителей.
  • Образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей.
  • Визуальные средства общения.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволяет обеспечить непрерывность образовательного процесса в условиях реализации модели современного образовательного учреждения «Школа – комплекс».

Библиографический список

  1. Бохорский Е. М., Эльконин Д. Б. Проблема готовности к школьному обучению.   Москва : Просвещение, 2003. 173 c.
  2. Ганелин Ш. И., Бушля А. К.  Преемственность учебно-воспитательной работы.   Москва: Педагогика, 2005.  215 с.
  3. КонсультантПлюс [Электронный ресурс]:     Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 Москва: 2013г. URL: http://www.consultant.ru  (дата обращения:10.03.2020)
  4. Ядэшко В.И., Сохин Ф.А. Преемственность в работе детского сада и школы [Электронный ресурс];  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ преемственности в художественно- эстетическом воспитании между дошкольным и начальным образованием

Статья подготовлена для районной педагогической конференции "Преемственность в развитии творческих способностей детей в дошкольном, основном и дополнительном образовании". раскрывает проблемы и пути п...

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием

Вопросы преемственности между дошкольным и начальным образованием...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС

Преемственность между дошкольным и начальным  образованием в процессе введения ФГОС...

Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования на современном этапе является одним из условий непрерывного образования ребенка.Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С...

Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей  ДОУ, и школы  является четкое понимание  целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...

Технология «Час свободного творчества» как одна из форм организации преемственности между дошкольным и начальным образованием

В статье предстален опыт реализации технологии "Час свободного творчества" на основе взаимодействия школы и детского сада...