ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ» СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»
проект

Колесникова Екатерина Васильевна

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

 «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ»

 

секция «Социально-личностное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mashi_simonovoy.docx6.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее. Юниор»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

 «СКАЗОЧНЫЙ СЛОВАРЬ»

СЕКЦИЯ «СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ»

Выполнил: воспитанница 5 группы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида "Радуга"

                                    Симонова Мария

                                                Руководитель: Симонова И.В.,                     Колесникова Е.В., Фролова Т.Б.

Югорск

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………..3

Ход исследования………………………………………………...4

Заключение………………………………………………………..5

Список литературы……………………………………………….6

Приложение ………………………………………………………7

ВВЕДЕНИЕ

Сказки любят и дети и взрослые. Сказки учат детей начальным понятиям о добре и зле, правде и справделивости, учат как вести себя в разных ситуациях, когда обидели, просят помочь. Сказки развивают фантазию и воображение.

Сказки для малышей просты и понятны, но когда ребенок подрастает, на смену им приходят сказки посложнее, часто со сложным сюжетом, с использованием  устаревших и непонятных слов. Мы столконулись с этой проблемой, читая сказки Ганса Христиана Андерсона. Маше были либо совсем непонятны некоторые слова, либо она понимала их искаженно. Например, простое слово передник она объяснила как "красивый воротничок". Но устаревшее или незнакомое слово ребенку трудно запомнить с первого раза. Нужно было искать способы для долговременного запоминания значения трудных слов. И мы попробовали рисовать непонятные слова. Проблемой нашего исследования стало правильное понимание незнакомых и устаревших слов в процессе чтения сказок.  Гипотеза нашего исследования - значения незнакомых и устаревших слов можно понять и запомнить, если самостоятельно написать слово и нарисовать его значение. Предметом нашего исследования стали незнакомые и устаревшие слова в сказках Ганса Христиана Андерсона.

Цель исследования: выявить незнакомые и устаревшие слова в тексте сказок Ганса Христиана Андерсона, создать альбом-словарь  с рисунками, объясняющими их значение.

Задачи:

прочитать сказки Ганса Христана Андерсона "Огниво", "Новое платье короля" "Стойкий оловянный соладтик";

узнать, что такое словарь, какие бывают виды словарей и как создается словарь;

выявить в прочитанных сказках непонятные и устаревшие слова, разобрать их значение с помощью словаря;

создать "Сказочный словарь"  и нарисовать значения выбранных слов.

ХОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Для прочтения мы выбрали сказки Ганса Христиана Андерсона. Каждую сказку мы читали с блокнотом и ручкой, Маша внимательно слушала и указывала, какие слова ей непонятны. Помимо этого, значения некоторых слов при чтении уточняли у нее дополнительно, потому что часто она понимала их искаженно. Значения всех непонятных слов во время чтения объясняли. Выписывали для сказочного словаря только существительные. После прочтения каждой сказки Маша пересказывала ее своими словами, и в пересказе часто пропускала или искажала сложные и устаревшие слова, что говорило о том, что простого объяснения в процессе чтения для устойчивого запомнинаия и понимания недостаточно. Дополнительно мы изучили понятие "словарь" и какие бывают словари (чаще всего нам пришлось обращатья к фразеологическому словарю и словарю архаизмов, пригодился также толковый словарь русского языка).

Так как Маша уже учится читать, то все выписанные при чтении сказки слова она переписала в словарь самостоятельно, печатными буквами. Перед тем как нарисовать значение каждого непонятного слова мы посмотрели картинки для более четкого визуального представления предмета. Наш словарь дополнился новыми словами - обозначеним составных частей незнакомых предметов. Например к понятию "Огниво" добавились понятия "кремень" и "кресало", к понятию "платье" как любой одежде носимой поверх белья, добавились слова сюртук, камзол.

После завершения работы над "Сказочным словарем" по произведениям Ганса Христиана Андерсона, Маша стала использовать изученные слова в повседневной речи, особенно в качестве сравнений. Мы считаем, что наша гипотеза о более быстром и качественном усвоении новых слов и введении их в активный словарь ребенка с помощью самостоятельного создания словаря-альбома подтвердилась. Следующим произведением, которое мы хотели бы прочитать станет книга "Путешествие Гулливера" и мы обязательно продолжим работу над нашим словарем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Гипотеза нашего исследования подтвердилась, значения незнакомых и устаревших слов, встречающихся в сказках, запоминаются надежней, если их значения нарисовать в альбоме самостоятельно.

Проделанная работа позволила  сделать следующие выводы:

  • В сказках встречается много слов, значения которых ребенку непонятны или понимаются искаженно.
  • Простого объяснения таких слов в процессе чтения недостаточно для запоминания их значений и введения в словарь ребенка.
  • Создание альбома-словаря существенно обогатило словарный запас ребенка, значения слов твердо усвоились и вошли в активный словарь, что подтвердилдось использованием их при пересказе произведений и в сравнениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческо-познавательный проект по теме " Сказочный мир К.И.Чуковского "

Знакомство детей с произведениями К. И. Чуковского...

Творческий проект на тему «Сказочные лабиринты игры» (игровая технология интеллектуально-творческого развития) (средняя группа)

Цель проекта.  Содействовать гармоничному интеллектуально-творческому развитию дошкольников в максимально комфортной игровой среде с учётом психофизиологических и индивидуальных особенностей...

Информационно-творческий проект на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина глазами детей»

Информационно-творческий проект на тему: «Сказочный мир А.С.Пушкина глазами детей»Актуальность проектаИскусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо учить де...