План по самообразованию
рабочая программа (средняя группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)
Ф.И.О. педагога_Спирина Ольга Сергеевна___________________
Стаж работы_4 года_____ Квалификационная категория________
План по самообразованию по теме:
«Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».
Возрастная группа__4-5 лет_______________________
Надым, 2021г.
Актуальность выбранной темы самообразования:
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего
запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:
· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
· отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
· односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д
· недостаточный словарный запас;
· плохая дикция.
Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и
приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях
объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры
рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить
такие задачи как:
1.Развитие связной речи;
2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);
3. Развитие мелкой моторики рук;
4.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:
Цель в развитии воспитанников: Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.
Задачи в развитии воспитанников:
- Повышение уровня речевой активности детей.
- Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.
- Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.
- Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.
- Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.
- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.
Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по теме «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».
Задачи самообразования:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения городских МО и т.д.
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Создать учебную программу.
- Оформить в группе центр речевого развития «Говорушки».
- Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
- Принять участие в семинаре «Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников».
- Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме:
«Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».
9. Выступление на педсовете с результатами работы.
Ожидаемые результаты:
Для педагога: -Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
-Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года, посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Для воспитанников: -Расширение словарного запаса и знаний об окружающем мире.
-Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем
не трудно.
- Словарный запас выходит на более высокий уровень;
- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Для родителей: - Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми;
- Повышение заинтересованности родителей в коррекции недостатков связного высказывания;
- Потребность в сотрудничестве с ДОУ;
-Знакомство родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.
Перспективный план
Месяц | Формы работы | |||
С детьми | С педагогами | Самообразование | С родителями | |
Сентябрь | - диагностика ЗУН детей |
| - Создать учебную программу; -изучение литературы по теме; - Составление картотеки «Мнемотехника». | -Консультация о развитии речи детей 4 -5 лет; -Индивидуальные беседы с рекомендациями. |
Октябрь | -Беседа «Знакомство с символами мнемотехники». - Работа с мнемо-загадками «Добавь картинку», составлять и отгадывать загадки по схемам. | -Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников». | ||
Ноябрь | - Дидактическая игра «Времена года». - Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок. -Заучивания стихотворений к новогоднему утреннику при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц; -Заучивание песен к новогоднему утреннику при помощи мнемотаблиц; - Заучивания стихотворений к празднованию 23 февраля «Отважным быть хочу» при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц; -Заучивание песен к празднованию 23 февраля «Отважным быть хочу» при помощи мнемотаблиц; - Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое». - Игры с разрезанными мнемотаблицами. - Игра «Какая сказка спряталась?» -Беседа «Виды театров». - Пересказ и постановка сказки теремок "Теремок" (кукольный театр). | -Оформление папки передвижки. Тема: «Составляем и используем мнемотаблицы в ДОУ». - Познакомиться с литературой в периодической печати | - Анкета для родителей «Речевое развитие ребёнка». | |
Декабрь | -Оформить в группе центр речевого развития «Говорушки». -Оформить папку «Мнемотехника в ДОУ». -Публикация опыта работы в сети Интернет. | Оформление папки передвижки. Тема: «Расширяем словарный запас, при помощи мнемо-техники». | ||
Январь | - Оформлены памятки и буклеты для родителей «Мнемотехника-это интересно!» | |||
Февраль | -Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста». -Посещение НОД (развитие речи) других педагогов. -Принять участие в городских МО. | -Консультация «Создание условий в семье для речевого развития»; -Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет. | ||
Март | -Консультация «Мнемотехника в разучивании стихотворений». | |||
Апрель | - Составление описательного рассказа «Космос». -Развлечение «Полёт в космос». - Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок. | -Индивидуальные консультации «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц». -Оформление брошюр «Мнемотехника дома». | ||
Май | -Провести диагностику и сравнить с первичной диагностикой. | Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. -Провести самоанализ деятельности по теме. | -Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год | |
Июнь | -Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения. -Выставка детских работ | Создать учебную программу на следующий учебный год. | Консультация для родителей: «Наши успехи зависят от речи». | |
Июль | ||||
Август |
Формы работы с детьми: диагностика ЗУН детей, непосредственно образовательная деятельность, выставка детских работ, праздники и развлечения.
с педагогами: Создать рабочую учебную программу, изучение литературы, беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра «Говорушки», подготовить и провести мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, , создать учебную программу, посещение НОД других педагогов, принять участие в городских МО.
с родителями: консультации для родителей, оформление папки-передвижки, оформление брошюр, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.
Контрольные точки по плану самообразования
Сроки (месяц) | Форма |
февраль | Проведение открытого занятия. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста». |
май | Выступление на педсовете. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста». |
Январь | Проведение мастер-класса для педагогов по теме: ««Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста». |
Октябрь, май | Проведение родительского собрания. |
Октябрь-май | Публикация статьи, опыта работы по теме самообразования |
Октябрь-май | Участие в конкурсах институционального, муниципального, всероссийского уровней |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию
Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»
План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...
План по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»; Отчет по самообразованию по теме: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста»
Муниципальное дошкольное образовательное дошкольное учреждение детский сад №7 г. ХвалынскаУчебный год 2019-2020 г....
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.
План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период с 01.0...
План по самообразованию. Тема самообразования "Развитие физических качеств дошкольников в рамках внедрения ВФСК ГТО в ДОУ
План по самообразованию для инструкоров по физической культуре в ДОУ...