План по самообразованию
рабочая программа (средняя группа)

2021-2022 уч.год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samoobrazovaniyu.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» Г. НАДЫМА»)

 

Ф.И.О. педагога_Спирина Ольга Сергеевна___________________

Стаж работы_4 года_____ Квалификационная категория________

План по самообразованию по теме:

«Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Возрастная группа__4-5 лет_______________________

Надым, 2021г.


Актуальность выбранной темы самообразования:

   Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему

 пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,

но если свяжите двадцать таких слов с картинками,

                                                               их он усвоит на лету.

К. Д. Ушинский.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего

запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

· трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

· бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

 · отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

 · односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

· отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

· недостаточный словарный запас;

· плохая дикция.

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» – это система методов и

приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях

объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры

рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить

такие задачи как:

1.Развитие связной речи;

2.Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. Развитие мелкой моторики рук;

4.Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 При этом виде деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

Исходя из актуальности выбранной темы, целью данной работы является:

Цель в развитии воспитанников: Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи.

Задачи в развитии воспитанников:

- Повышение уровня речевой активности детей.

- Развитие связной монологической речи, обогащение словарного запаса детей.

- Формирование умения составлять рассказы по лексическим темам с помощью схем описаний.

- Развитие у детей умений с помощью мнемотаблиц рассказывать знакомые сказки, рассказы, стихи, скороговорки, отгадывать и загадывать загадки с помощью мнемотаблиц.

- Развитие у детей активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать, выделение существенных признаков.

- Развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти.

Цель самообразования: повышение собственной профессиональной компетентности по теме «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Задачи самообразования: 

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения городских МО и т.д.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Создать учебную программу.
  5. Оформить в группе центр речевого развития «Говорушки».
  6. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».
  7. Принять участие в семинаре «Мнемотехника — технология речевого развития дошкольников».
  8. Подготовить материал и провести мастер-класс для педагогов по теме: 

«Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

9. Выступление на педсовете с результатами работы.

Ожидаемые результаты:

Для педагога: -Повышение педагогической компетенции по теме самообразования;

-Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;

-Повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в  контексте работы над темой самообразования в течение учебного года, посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.

Для воспитанников: -Расширение словарного запаса и знаний об окружающем мире.

-Появилось желание пересказывать — ребенок понимает, что это совсем

не трудно.

- Словарный запас выходит на более высокий уровень;

- Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

 Для родителей: - Овладение родителями мнемотехническими приёмами в работе с детьми;

- Повышение заинтересованности родителей  в коррекции недостатков связного высказывания;

- Потребность в сотрудничестве с ДОУ;

-Знакомство  родителей с программным содержанием по разделу «Связная речь» и работой педагогов при решении данной задачи.

Перспективный план

Месяц

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

Сентябрь

- диагностика ЗУН детей

 

- Создать учебную программу;

-изучение литературы по теме;

- Составление картотеки «Мнемотехника».

-Консультация о развитии речи детей 4 -5 лет;

-Индивидуальные беседы с рекомендациями.

Октябрь

-Беседа «Знакомство с символами мнемотехники».

- Работа с мнемо-загадками «Добавь картинку», составлять и отгадывать загадки по схемам.

 -Консультация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Ноябрь

- Дидактическая игра «Времена года».

- Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.

-Заучивания стихотворений к новогоднему утреннику при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц;

-Заучивание песен к новогоднему утреннику при помощи мнемотаблиц;

- Заучивания стихотворений к празднованию 23 февраля «Отважным быть хочу» при помощи мнемодорожек и мнемотаблиц;

-Заучивание песен к празднованию 23 февраля «Отважным быть хочу»  при помощи мнемотаблиц;

- Подготовка детей к выступлению на празднике «Мама – солнышко мое».

- Игры с разрезанными мнемотаблицами.

- Игра «Какая сказка спряталась?»

-Беседа «Виды театров».

- Пересказ и постановка сказки теремок "Теремок" (кукольный театр).

-Оформление папки передвижки. Тема: «Составляем и используем мнемотаблицы в ДОУ».

- Познакомиться с литературой в периодической печати

- Анкета для родителей «Речевое развитие ребёнка».

Декабрь

-Оформить в группе центр речевого развития «Говорушки».

-Оформить папку «Мнемотехника в ДОУ».

-Публикация опыта работы в сети Интернет.

Оформление папки передвижки. Тема: «Расширяем словарный запас, при помощи мнемо-техники».

Январь

 - Оформлены памятки и буклеты для родителей            «Мнемотехника-это интересно!»

Февраль

-Подготовить и провести мастер-класс для педагогов по теме: «Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

-Посещение НОД  (развитие речи) других педагогов.

-Принять участие в городских МО.

 -Консультация «Создание условий в семье для речевого развития»;

-Выставка-список рекомендуемых дидактических игр для развития речи детей 4-5 лет.

Март

 -Консультация «Мнемотехника в разучивании стихотворений».

Апрель

- Составление описательного рассказа «Космос».

-Развлечение  «Полёт в космос».

- Активизация словаря в ходе рассматривания игрушек, предметных и сюжетных картинок.

 -Индивидуальные консультации «Рассказываем сказки с помощью мнемотаблиц».

-Оформление брошюр «Мнемотехника дома».

Май

-Провести  диагностику  и  сравнить  с первичной диагностикой.

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

-Провести  самоанализ  деятельности  по теме.

-Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

-Нарисовать или придумать сказку собственного сочинения.

-Выставка детских работ

Создать учебную программу на следующий учебный год.

Консультация для родителей: «Наши успехи зависят от речи».

Июль

Август

Формы работы с детьми:  диагностика ЗУН детей, непосредственно образовательная деятельность,  выставка детских работ,  праздники и развлечения.

с педагогами: Создать рабочую учебную программу, изучение литературы,  беседы в соответствии с планом работы, оформление в группе центра «Говорушки», подготовить и провести мастер-класс для педагогов, познакомиться с литературой в периодической печати, написание отчёта о проделанной работе за учебный год, выступление с ним на педсовете, , создать учебную программу, посещение НОД  других педагогов, принять участие в городских МО.

с родителями: консультации для родителей, оформление папки-передвижки, оформление брошюр, совместное развлечение, выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Контрольные точки по плану самообразования

Сроки (месяц)

Форма

февраль

Проведение открытого занятия. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

май

Выступление на педсовете. Тема: «Использование мнемотехники для речевого развития детей дошкольного возраста».

Январь

Проведение мастер-класса для педагогов по теме: ««Использование мнемотехники в театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста».

Октябрь, май

Проведение родительского собрания.

Октябрь-май

Публикация статьи, опыта работы по теме самообразования

Октябрь-май

Участие в конкурсах институционального, муниципального, всероссийского уровней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...