Творческий проект в рамках реализации программы по развитию речи для дошкольников старшего возраста «Театральные ступеньки» «Где живёт сказка»
проект (старшая группа)

Сазонова Анна Сергеевна

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_24.docx35.28 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 411»

Творческий проект

в рамках реализации программы

 по развитию речи для дошкольников

старшего возраста

«Театральные ступеньки»

«Где живёт сказка»

составила: Сазонова Анна Сергеевна

воспитатель высшей кв. категории

г. Новосибирск 2019 г

«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир!»

С.И.Мерзлякова

Пояснительная записка

Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)

И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .

Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко.  С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.

Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

 Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная  деятельность.

Проблема. 

  • недостаточное внимание родителей и детей к театру;
  • мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
  • недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
  • застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

Новизна. Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие речи и художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития речевой и  творческой активности детей.

  1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

  1. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
  2. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.

Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  3. Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
  4. Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

Формы и методы работы:

  • Чтение художественной литературы;
  • Беседы;
  • Игры – драматизации;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Просмотр сказки;
  • Рассматривание иллюстраций к сказкам;
  • Заучивание стихов;
  • Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

— дети старшей группы 5-6 лет

— воспитатели

— музыкальный руководитель

— инструктор по физической культуре

— родители.

Тип проекта: долгосрочный, исследовательский, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2019г. – апрель 2020г.        

Материально-технические ресурсы:

— Сказки, иллюстрации;

— Аудио, видеоматериалы;

— Мультимедийная техника;        

— Костюмы для театрализованной деятельности;

— Атрибуты для разных видов театров.

Продукт совместной деятельности: кукольные представления, игры, этюды, игры- драматизации, утренники, спортивные праздники. 

Ожидаемые результаты:

-Совершенствования всестороннего развития артистических способностей детей средствами театрализованного искусства;

-развитие творческой самостоятельности : игровая, песенная, танцевальная импровизация, а так же импровизация на детских инструментах;

-углубление знаний о предметах, куклах, декорациях;

-расширить , активизировать словарь детей; воспитание культуры речевого общения;

-закрепление навыков импровизации знакомых сказок, побуждать детей придумывать новые сюжеты;

-искать выразительные средства для создания образа, 

-используя позу, мимику, жест, речевую интонацию;

-воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости, формирование чувства сотрудничества и взаимопомощи.

Структура проекта.

1 этап – подготовительный

— изучение методической литературы

— создание предметно-развивающей среды

— подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики, пластических этюдов.

— разработка сценариев сказок, театрализованных игр

2 этап — основной

Проведение  театрализованных представлений по сказкам «Гуси-лебеди», «Морозко», «Мешок яблок»; игры-драматизации по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Красная шапочка», «Золушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Где обедал воробей», «Маша и медведь» и т.д.

План работы по театрализованной деятельности

№п/п

тема

Форма реализации, задачи

дата

1.

«Театр бывает разным»

— Беседа (познакомить детей с различными видами театральной деятельности) 

Сентябрь 

Октябрь 

2.

Фланелеграфный театр. 

Рассказ воспитателя о фланелеграфном театре.

Игра-драматизация по сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко»

3.

Театр кукол би-ба-бо

Рассказ воспитателя о театре кукол би-ба-бо или театре «Петрушки» 

Игра-драматизация по сказкам «Три медведя»

Показ сказок «Теремок» с использованием кукол би-ба-бо детям ясельной группы

4.

Настольный театр 

Знакомство детей с разными видами настольного театра.

Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках.

5.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка в кукольный театр».

6.

Теневой театр. Рассказ воспитателя о теневом театре.

Игра-драматизация по сказке «Маша и медведь». 

7.

Театр марионеток, платковый театр. Рассказ воспитателя о театре. Просмотр презентации о театре марионеток и о платковом театре.

8.

Театр на ложках, театр на палочках.

Изготовление с детьми театра на ложках.

9.

Пальчиковый театр.

Знакомство детей с разными видами пальчикового театра.

Игры-драматизации по сказке (с использованием пальчикового театра):

 «Красная шапочка».

10.

Маски – Шапочки.

Рассказ сказочницы об этом виде театра.

Игра «Сочини сказку», игры-драматизации с использованием масок по замыслу детей. 

Подвижные игры с использованием масок-шапочек.

11.

Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

— Развивать коммуникативные способности детей, творческое мышление, фантазию.

— Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий.

— Учить передавать ритмизацией движения

12.

«Театральная азбука».

— Знакомство с   театральными терминами.

— Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

-Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

-Развивать умение передавать эмоциональное состояние через создание образов.

— Развивать выразительность жестов.

— Учить вживаться в художественный образ; вступать во взаимодействие с партнером.

Ноябрь

13.

«Незнайка в театре»

Дать детям представление о культуре поведения в театре, через решения проблемных ситуаций.

— Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

— Учить образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

— Развивать умение выразительно передавать образы.

— Упражнять детей в подборе рифм к словам.

— Побуждать детей экспериментировать со своей внешностью.

14.

Беседа: “Театральные профессии”

— Дидактическая игра «Театральные профессии» (уточнить знания детей о театральных профессиях (режиссер, гример, костюмер, суфлер, актер, оператор, рабочий сцены и т. д.), закрепить трудовые навыки.

— Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

15.

Беседа: «Для чего нужны костюмы и атрибуты»

— Учить детей правильно держать себя на сцене, использовать в создании образа атрибуты, элементы костюма. 

— Развивать интонационную выразительность речи и пластику движений. 

— Воспитывать любовь к театру, уважение к профессии актёра.

16.

«В мире сказок»

— Игра «Бабушкин сундучок» (сочинение сказок с помощью предметов заменителей);

— Этюды и игры: «Добрый гном», «Злая собака», «Сонный мишка», «Тучка и капельки», «Маленькая мышка и кот» (развитие мимики, умения выражать различные черты характера заданных героев) 

17.

«Неделя игры»

Сюжетно-ролевые игры:  «Театр», «Семья в театре», «Театральный салон», «Театральное кафе (буфет)».

Декабрь

18.

Разгадывание загадок: “Сказочные герои”

— Учить детей угадывать по выразительному исполнению сказочных героев (злой принц, Аленушка) их эмоциональные состояния.

— Развивать умение переключаться с одного образа на другой.

19.

Играем в сказку «Снегурочка»

Развивать умение детей давать характеристику персонажам сказки «Снегурочка».

— Развивать у детей выразительность жестов, мимики, голоса.

— Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.

— Формировать интонационную выразительность речи.

— Вызвать желание участвовать в играх- драматизациях.

Показ сказки «Морозко» родителям.

20.

«В гостях у С. Я. Маршака»

— Беседа по содержанию стихотворения С.Я.Маршака «Перчатки».

— Игра «Маски» (понимание мимики).

— Имитационное упражнение «Кто как ходит».

— игра-драматизация  по стихотворению С.Я. Маршака «Перчатки».

Январь 

21.

«Путешествие»

— Побуждать сочинять коллективно истории, активизировать речевое общение.

— Учить образовывать формы винительного падежа множественного числа одушевленных существительных.

— Побуждать детей к двигательной  импровизации; учить двигаться в соответствии с музыкальной характеристикой образа.

— Совершенствовать умение соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

— Воспитывать партнерские отношения между детьми.

22.

Конкурс театральных уголков «Волшебный мир театра»

1. Способствовать повышению компетентности педагогов в создании условия для развития творческой активности ребенка в театрализованной деятельности;

2. Создавать в педагогическом коллективе атмосферу творческого поиска для эффективной организации театрализованной деятельности;

3. Обогащение предметно-развивающей среды центра театрализованной деятельности;

4.Продолжать  взаимодействовать с родителями.

Февраль 

23.

«Непослушная Маша».

— Учить доводить до детей замысел сказки.

Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

— Развивать интонационную выразительность речи.

— Развитие умения последовательно пересказывать сказку.

— Развивать желание участвовать в кукольном спектакле; умение взаимодействовать с партнером; умение создавать образ персонажа.

24.

«Мы маленькие актёры»

— Через решение проблемных ситуаций, познакомить детей с качествами актера. Развивать связную речь.

— Совершенствовать умения детей выразительно изображать героев сказки. — Отрабатывать четкую дикцию и звукопроизношение через чистоговорки.

— Отрабатывать умение сочетать речь с пластическими движениями.

— Развитие творческого потенциала. 

— Стимулировать детей полученные знания переносить в игру.

25.

Викторина «Что мы знаем о театре».

Учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества;

— Учить сочетать речь с движением; развивать воображение.

— Упражняться в интонирование диалогов.

— Развивать умение пользоваться выразительными средствами голоса.

— Учить этюдам с воображаемыми предметами и действиями.

— Продолжать привлекать детей к изготовлению разных видов театров.

Март 

26.

Итоговое мероприятие: Театральная драматизация «Гуси Лебеди» (подготовка)

Совершенствовать диалогическую форму речи.

— Вызвать у детей радостное настроение, создание дружеской атмосферы.

— Развивать внимание, память, воображение.

-Совершенствовать исполнительское мастерство.

27.

Деловая игра «Театральный ринг»

Показ сказки «Гуси Лебеди»

Повысить компетентность педагогов, как театральная игровая  деятельность помогает развитию речи детей.

Апрель 

Май

 

Вывод: Перспективы дальнейшего развития проекта: 

Подводя итоги, можно отметить заинтересованность детей в театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игре в театр. Они с удовольствием участвуют в изготовлении афиш, билетов, распределении ролей и т.д. Многие ребята наблюдали за репетициями актёров и, после просмотра спектакля с участием своих одногруппников, изъявили желание попробовать себя в этом качестве. Поэтому мы планируем продолжить этот проект и подготовить ещё несколько театрализованных постановок по рассказам Владимира Сутеева. В качестве основы для следующего спектакля, мы выбрали произведение «Мешок яблок». Мы предположили, что эта сказка наиболее интересна для детей, и, следовательно, они будут более раскрепощены и артистичны в обыгрывании своей роли. 

 

Обеспечение проектной деятельности:

1.Березкин В. И. Искусство оформления спектакля. — М. 1986.

  1. Игры, конкурсы, развлечения. — Волгоград, 2001

3.Побединская Л. А. Праздник для детей. — М., 2000.

4.Чурилова Э. Т. Методика и организация театральной деятельности   дошкольников и младших школьников. — М., 2001

5.Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – Санкт – Петербург, 2013

  1. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. — М.: РОСМЭН, 2000.
  2. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  3. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
  4. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. — М.: Мнемозина, 1995.
  7. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. — М.:ВЛАДОС, 2001.
  8. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  9. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. — М.: ВЛАДОС, 2001.
  10. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. — М.: Школьная пресса, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...

Проект «Нас учит говорить фольклор» Развитие речи детей раннего возраста средствами малого русского фольклора

Существенную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения характеризуются богатством, наполн...

Проект «Пальчиковые игры как способ развития речи детей дошкольного возраста».

Цель: развивать мелкую моторику рук для развития речи дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности ( на занятиях по лепки, рисо...

Педагогический проект: «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в ...

Проект "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста"

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта  «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как на...

Творческий проект «Использование ручного труда в развитии речи детей через изучение русских народных промыслов»

С первого года жизни ребенка хватание и ощупывание предмета имеет большое значение не только для развития моторики, но и для развития речи. В этом возрасте малыш пытается «взять весь мир в свои ...

Проект во второй младшей группе «Развитие речи во второй младшей группе посредством русской народной сказки»

В последние годы наблюдается резкое снижение развития речи у детей.У многих имеютя нарушения речи.Дети, которые плохо говорят становятся замкнутыми, молчаливыми, отстают в своем развитии.В своей стать...