Методическая разработка на тему: «Дидактическое пособие “Ковробук” (“В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”))
методическая разработка

Ахмадеева Гульназ Миргазизовна

Ковробук - очень удобное приспособление для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью можно рассказать  разные русские, татарские сказки. В ходе игр развиваются творческие способности, логическое мышление, обретаются знания об окружающем мире. Ковробук  можно использовать, как основное средство для донесения знания ребенку, при активном  и регулярном использовании , а так же как дополнительное пособие для размещения дидактического материала, пассивное использование для дополнительной демонстрации и закрепления информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kovrobuk_2021.docx50.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Рыбно-Слободский «детский сад «Берёзка» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка на тему:

«Дидактическое пособие

 “Ковробук”

(“В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”))

Составила : Ахмадеева Гульназ Миргазизовна

воспитатель первой квалификационной категории

       Рецензент: О.В.Гафиятова кандитат педагогических наук, доцент кафедры педагогоческой психологии и педагогики ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова (ИЭУП))

 

Казань 2021

Содержание

Предословие…………………………………………….3

1. Ковробук-учебное наглядное пособие…………….5

2.Дидактическая игра ковробук «В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”)...........................................7

Рекомендации по использованию……………………10

Список  используемой литературы…………………. 11

Приложение…………………………………………......12

Предословие

Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.

Современному ребенку необходим индивидуальный подход, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. В нашей практике все чаще встречаются дети, которые не хотят заниматься, которым неинтересно то, что происходит в совместной образовательной деятельности педагога и детей. Поэтому важным условием повышения эффективности работы с детьми дошкольного возраста являются не расширение образовательных задач, а разработка новых педагогических технологий, связанных, в первую очередь, спецификой общения ребенка со взрослыми и сверстниками с рациональной эффективной организацией жизни ребенка в детском саду, направленных на развитие самостоятельной деятельности ребенка и на развитие личности.

           Ковробук - очень удобное приспособление для проведения разнообразных занятий с детьми и развивающих игр, которые подбираются в зависимости от возраста малыша. С его помощью можно рассказать  разные русские, татарские сказки. В ходе игр развиваются творческие способности, логическое мышление, обретаются знания об окружающем мире. Ковробук  можно использовать, как основное средство для донесения знания ребенку, при активном  и регулярном использовании , а так же как дополнительное пособие для размещения дидактического материала, пассивное использование для дополнительной демонстрации и закрепления информации.

 Для новорожденных деток ковробук, можно разместить  в кроватке таким образом, чтобы во время бодрствования взгляд малыша останавливался на контрастных черно-белых картинках. Самый активный период изучения малышами подобных монохромных изображений в три месяца. Созерцание подобных картинок стимулирует зрение новорожденного, притягивают его внимание и тренируют фиксацию взгляда.

Цель ковробука :

         Развитие творческой активности детей, знакомство с героями сказок  с помощью персонажей и условных предметов. Учить рассказывать и обыгрывать знакомые персонаңи героев, совершенствовать умение ориентироваться на ковробуке.

Задачи ковробука:

  • Способствует  развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса;
  • Развивает тонкую моторику рук, стимулирующей развитие речи;
  • Содействует обогащению словаря детей и активизирует его;
  • Развивает устойчивый интерес к профессиям, воспитывает уважение к труду взрослых;
  • Формирует проявление самостоятельности, активности в игре с персонажами;
  • Приобщает родителей к совместной деятельности;

Ковробук  способствует:   

  •    Повышению уровня детской компетенции.
  •    Развитию навыков общения, социализации.
  •   Уважению к труду взрослых и осознание важности каждой     профессии.
  •   Развитию кругозора ребенка.
  •   Обогащению и закреплению словарного запаса и знаний об   окружающем мире.

  1. Ковробук-учебное наглядное пособие

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, ковробук  дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование ковробука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями.

  Ковробук — учебное наглядное пособие для детей от рождения.  Пособие,  выполнено из ковролина.  С недавних пор используется в детских садах для игр и  образовательной деятельности  с детьми.

  Сделать ковробук  довольно просто для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей. В соответствии с размером  ковробука, можно изготовить плоские фигурки, с обратной стороны оклеенные   липучкой, бархатной бумагой. Изготовить  фигурки из фетра. Благодаря покрытию задней стороны,  фигуры удерживаются на ворсистой тканевой поверхности, и их легко снимать.

  Можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы из цветной бумаги, картона. Можно вырезать изображения фруктов, овощей, животных, птиц, сказочных персонажей. Можно нарисовать самим, скачать черно-белые картинки из интернета и раскрасить. Можно купить дидактические наборы картинок и вырезать. Это позволяет разыгрывать сюжеты на глазах у детей.В данном случае использованы фетры и эластичные ткани.

Фигурки можно перемещать по экрану, делать ими движения, добавлять надписи — менять картинку, делая ее динамичной, что невозможно делать с обычной книжной иллюстрацией. Для прочности и долговечности желательно продублировать фигурки картоном и вырезать по контуру чуть шире, чем картинка, чтобы края не потрепались.

Для продления срока службы картинки можно проламинировать  с помощью ламинатора или обычного скотча. Это дидактическое приспособление довольно просто как в использовании, так и в изготовлении.

Детям очень нравится играть с ним самостоятельно, а взрослому очень удобно с его помощью проводить с ними обучающие занятия. Основным свойством его является наличие ворсистой тканевой поверхности, на которую накладываются бумажные аппликации.

 Ребята самостоятельно могут играть, проговаривать тексты, общаться друг с другом.  При этом развивается речь, мелкая моторика рук, мышление и фантазия.

2.Дидактическая игра ковробук

 «В гостях у сказки(“Әкияттә кунакта”)

Обучение детей татарскому языку в детском саду – одна из самых актуальных проблем в современном мире. Хорошее владение татарским языком как средством общения – веление сегодняшнего дня, оно необходимо не только для успешной учебы в дальнейшем, но и для интеллектуального и нравственного становления дошкольников. Необходимость целенаправленного изучения того или иного языка с малых лет подчеркивается и в исследованиях Л.С. Выготского, А.М. Шахнарович, А.А. Леонтьева, А.Ш. Асадуллина, Ф.Ф. Харисова,Ч.М. Харисовой, которые подчеркивают, что именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным периодом в обучении языкам, так как он характеризуется эмоциональной  готовностью к овладению прочностью запоминания языковой информации.

Дидактическое пособие “Ковробук «В гостях у сказки (“Әкияттә кунакта”)” представляют собой ковролин формата А2. Персонажи и атрибуты  к сказкам «Колобок (Ак калач)», «Репка (Шалкан)», «Теремок (Теремкәй)», «Курочка Ряба». Они изготовлены из ковролина, фетра высокого качества: не тянется, не деформируется во время игр, края обработаны таким образом, чтобы материал не сыпался и не расползался. Ковролиновые элементы снабжены липучками, которые крепятся на коврик

   Данное пособие развивает умение разыгрывать театральные постановки, активизирует внимание ребенка, обогащает словарный запас, вовлекает детей в игровой сюжет. Уверенность в себе – одна из важнейших составляющих успеха в жизни. В воспитании ребёнка очень важно привить ребёнку чувство радости и удовлетворения, уверенности в себе от выполненной работы.

 Этот ковробук направлен на решение конкретных задач обучения детей двум государственным языкам, но в то же время в нем проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

    Игра с ковробуком в  «В гостях  у сказки (“Әкияттә кунакта”) дает возможность развивать уверенность в себе, показывая театральные представления перед куклами, родителями, бабушками и дедушками, младшими сестричками и братиками. Если ребёнок уже был в театре, то идея сделать свой театр наверняка увлечёт его. Все дети стремятся быть в центре внимания, и во время театральной постановки все гости оторвутся от взрослых разговоров и будут  видеть  и слушать только артиста.

  Замечательно, если в постановке участвуют двое или даже трое детей. Совместный проект – особенно ценная задача для развития. Если Ваш малыш с самого раннего детства привыкает к таким маленьким публичным выступлениям, то потом он с лёгкостью выйдет в школе к доске и получит свою первую пятёрку.

  Эта игра поможет познакомить ребенка с окружающим миром; развить речевые умения; научить сравнивать, классифицировать, обобщать. С помощью ковробука ребенок погрузится в интересный мир персонаңей, вместе с педагогом дети узнают, какие бывают звери, герои и в чем особенность каждой из них. Так же пособие с фигурками, персонажи можно использовать для игровых занятий. Например: дошкольник выбирает фигуру и рассказать, что он знает об этой персонажи. Или дети могут придумать сказку (историю) о том, как эти персонажи взаимосвязаны между собой: внучка, дедущка, бабушка, лесные животные, огород, лес, деревья. При составлении любой сказки ребенок может выбрать фигуру, под которой он будет представлять именно себя.

           Данный,  ковробук предназначен для ознакомления детей с сказочными персонажами. Чтобы игры-занятия были интересны ребенку, важно придумать различные варианты обыгрывания фигурок и ситуаций.  Взрослый может поинтересоваться у ребенка, каких персонажей сказок он узнал и по каким признакам он их определил.  Вызывая ребенка на описание узнаваемых признаков в одежде и аксессуарах. 
         Опираясь на имеющиеся у ребенка знания, обратить его внимание на предметы в руках людей или аксессуары в одежде, можно дать ребенку более глубокое представление об этой специальности.

        Кто может изготовить «Ковробук»:

- Педагоги;

- Педагоги и дети;

- Педагоги, дети и родители;

- Родители.

            Ковробук,  предназначен для использования в сюжетно-ролевых ,куколҗных и коллективных играх, а так же, рекомендуется для индивидуальных занятий со специалистами.

Отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность воспитателя наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства); открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

         

Рекомендации по использованию

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что ковробук «В гостях  у сказки (“Әкияттә кунакта”) -  это не только увлекательная игра, но и средство познания и исследования нового, развития творческого потенциала каждого ребенка. Кроме того совместное изготовление такого дидактического пособия позволяет привлекать в работу родителей, помогает раскрыть их творческий потенциал и привлечь к совместному с ребенком поиску решений по его созданию.

   Данное пособие возможно использовать как организационный момент для НОД. Дети легко могут самостоятельно играть этим пособием: рассматривать, называть, щупать, манипулировать персонажами. Такая необычная подача материала привлекает внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этому пособию, чтобы поиграть с ним, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал. Работать с пособием легко и удобно, оно мягкое, безопасное, «подвижное», и сразу несколько детей могут с ним играть одновременно.

Пособие многофункциональное, трансформируемое, удобное как для детей, так и для педагога.

Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

 Ковробук используется в образовательной деятельности и в не её, самостоятельно используется детьми как дидактическая игра.

Список используемой литературы:

  1. «Туган телдә сөйләшәбез» 5 – 7 яшьлек балаларны туган телдә сөйләшергә өйрәтү буенча методик ярдәмлек / Төз.: З.М.Зарипова, Л.Н.Вәҗиева, Р.С.Зөфәрова һ.б.- Казан: ФОЛИАНТ, 2012.
  2. Изучаем русский язык: программа, методические рекомендации, диагностика. С.М.Гаффарова, Казань, 2013
  3. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме Осень. Часть II. - М: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2008 - 160 с: ил.
  4. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / Л.В. Артёмова. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром; Мозаика-Синтез - Москва, 2012. 108 c.

Приложение

Дидактическая игра  «Репка»-(Шалкан)

Цель: Воспитывать интерес к изучению татарского языка через сказки.

Совершенствование умения грамотно, связно строить предложения на русском и татарском языках на основе русско-народной сказки «Репка (Шалкан)».

Развитие речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Обогащение пассивного активного словарей детей.

2. Совершенствование умения называть отдельные предметы по сказке «Репка», и развивать связную речь. (на двух языках)

3. Совершенствование умения считать от одного до шести на татарском языке.

4. Закрепление цветов и умения их называть на татарском языке.

5. Закрепление знаний по темам «Семья», «Овощи - фрукты»,

6.Формировать умение употреблять глаголы в речи.

Ход игры

I вариант (для всей группы)

Воспитатель предлагает игроку достать из кармашки детали или персонажа и насать составить сказку своими словами.Ребенок должен назвать изображение (действие), на русском и татарском языках.

Педагог задает наводящий вопрос («Что это»?, «Бу нәрсә»?; «Это кто»? «Бу кем»?; «Что делает»? «Нишли»?)

Ребенок: «Это мяч», «Бу туп»……

Затем педагог предлагает следующему ребенку выполнить игровое задание по сказке репка.(шалкан.)

Дидактическая игра  

        “Путешествие по сказке «Колобок («Ак калач»)»

Задачи:

- продолжать знакомить детей  с русской народной сказкой «Колобок(«Ак калач»)»;

- вызвать интерес детей к преобразованию сюжета сказки, привлечь родителей участвовать в игровой и театрализованной деятельности;

- воспитывать нравственные чувства: доброжелательность, чуткость, отзывчивость, умение прийти на помощь герою сказки.

Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой «Колобок(«Ак калач»)», беседа «Кто живет в лесу («Урманда кем яши?»)», дидактическая игра «Кто, чем питается», разучивание пальчиковой гимнастики «В лесок».

Воспитатель: - Ребята(Балалар)а, я предлагаю сегодня не играть, а отправиться в сказочное путешествие. Согласны?  Тогда:  

1,2,3!  В сказку попади,

Друг за другом ты шагай!

И нисколько не зевай!

Воспитатель: - В маленькой деревушке жили – были дед и баба. Была у них…Да нет ни курочка Ряба! Была у них избушка, а избушке печка. Однажды говорит дед бабе: - Испекла бы ты мне бабка Колобок, а бабка отвечает: - Почему не испечь, только помочь мне некому.(Дети каңдый раз по очереди достают сказочных персонаңей)

Игра-импровизация «Колобок(«Ак калач»)» (дети жестами показывают, как замешивают тесто, раскатывают Колобок).

Воспитатель: - Посадила бабка Колобок в печь и задремала. А колобок получился…

-А может, вы поможете мне рассказать, какой получился Колобок?

Дидактическое упражнение «Кто больше назовет».

Воспитатель: - На сметане мешен, на  окошке стужен, круглый бок, румяный бок, покатился Колобок. А куда он покатился?  А что может с ним случиться в лесу? Надо спешить ему на помощь!

Воспитатель: - А чьи же там серые уши торчат за кустом? А как вы догадались?

- Колобок, колобок, я тебя съем - говорит зайка.  Ребята, а вы хотите, чтобы Колобка съели? Давайте угостим зайку!Бу нәрсә?(Бу куян)  Интересно, а что любит заяц?

Дидактическая игра «Угостим зайца («Куянны ашат»)» (В корзине лежат разные овощи, нужно выбрать морковь и капусту, сложить  в корзину, угостить зайца)

Воспитатель: -  Не успел зайка ускакать, как из леса серый волк появился. Испугались заяц с Колобком.

- Что делать? (Нишлэргэ? Ребята, а давайте запутаем волка, поможем Колобку! Тогда все превращаемся в зайчиков.

Подвижная игра «Зайцы и волк»

Зайцы скачут – скок, скок, скок,

Да на беленький снежок,

Греют лапки, греют ушки,

Ставят ушки на макушке.

Приседают, слушают, не идет ли волк!

Воспитатель: - Спрятались зайчишки, и волк ни с чем убежал в темный лес. А  Колобок покатился дальше.   Катится он, катится, вдруг затрещали кусты и из них появился …      

Воспитатель:

-Ходит лесом без дорог,

Между сосен и берез,

А зимой лежит в берлоге,

От мороза прячет нос.

- Увидел медведь Колобка, говорит: -  Колобок, колобок, я тебя съем!  

- Не ешь меня! – сказал Колобок и заплакал, не знает, как от медведя убежать.

Песня(по дорожке, по тропинке)

-Давайте на Мишку  сильно – сильно подуем, он решит, что наступила зима и уйдет спать в свою берлогу.

Воспитатель: - Покатился Колобок дальше, а навстречу ему лиса:  -Балалар бу нәрсә?(төлке)

-  Колобок, колобок, я тебя съем!  А Колобок отвечает:  - Не ешь меня, я тебе песенку спою. И запел свою песенку.

- Какая у тебя славная песенка, только старая я стала, сядь ко мне на носик, пропой еще разок!

Воспитатель: - Ребята, если Колобок сядет лисичке на носик, она его съест. Давайте споем песенку вместе.

Дети поют песенку Колобка.

Воспитатель: - Не удалось лисе перехитрить Колобка, наверное, потому что у него есть такие друзья как вы. Давайте  вернем Колобка деду и бабе. Да и самим нам пора в детский сад.

Воспитатель: - В какой сказке мы сегодня с вами побывали?  (В русской народной сказке «Колобок («Ак калач»)»)

- Чем вам понравилось наше путешествие?

                     Рассказывание сказки «Теремок (Теремкәй)»

Цель: развивать мышление, память, мелкую моторику рук. Воспитывать желание помочь другому. Закрепить умение правильно называть имена животных. Совершенствовать умение грамматически правильно строить предложения.

Ход игры:Воспитатель рассказывает  сказку используя персонажи. Дети прикрепляют персонажи на ковролин  и повторяют за воспитателем  названия персонажей : мышка (тычкан) –норушка, лягушка (бака)-квакушка, зайчик (куян)-побегайчик, волк (бүре)- зубами щелк .

                 Дидактическая игра : “Угадай –ка”(Уйлап тап)                                                                                                       Цель: развивать речь,память .Воспитывать интерес к игре . Формировать умения слушать и понимать заданный вопрос  это кто? ,она какая?,отвечать на него.                                                                                                                                                                Ход игры:  На ковролине все персонажи сказки  .Вместе с детьми воспитатель еще раз называет животных . –Это кто? –Это заяц.                                                                                                            -Заяц какой? –Белый.  –Куян нинди?(куян ак)                                                                                                                                    –Это кто?(Бу нәрсә?)(новое слово ,все вместе повторяем )?

-Лягушка.(бака)                                                                          

–Лягушка какая? –Зеленая.                                                                                                               –Это кто?-Мышка . Бу нәрсә?(бу тычкан)                                                                                                                  –Она какая? –Маленькая.                                                                                                                                                                                                                      –Это кто?(Бу нәрсә?)-Это медведь(бу аю) .Медведь большой.      

                                                                                                           Дидактичечкая  игра «Кто что делает ? (Кем нәрсә эшли?)                                                                                                        Цель: Развивать связную речь.  Развивать мелкую моторику рук .Воспитывать любовь и уважение к животным .Совершенствовать умение отвечать на вопрос что делает ?                                                                                                                                                           Ход игры: Воспитатель раздает детям персонажи сказки,дети вместе с воспитателем должны ответить на вопрос «Кто что делает?» и показать движения животных ,чьй персонаж у него на руке и прикрипить  на ковролин.                                                                      Зайчик –скачет (прыгает)                                                                                                                  Лягушка –ква-ква(квакает)                                                                                                                       Мишка идет (косолопый)                                                                                                                         Мышка  бежит (пи-пи-пи)

Дидактическая игра: «Загадки»(Табышмаклар)

Цель: развивать логическое мышление, память ,мелкую моторику рук . Воспитывать активность. Совершенствовать умения понимать смысл загадок, учить использовать в ответах сложноподчиненные предложения.

Ход игры: Детям предлагается отгадать загадку о животных и ответ найти на ковролине  и переклевать его и называть правильно.

Дидактическая игра «Кто в «Теремке» живет?»    (Теремкәйдә кем яши?)

  Цель: развивать внимание, мелкую моторику рук .Воспитывать любовь к животным .Совершенствовать знания и умения правильно называть все персонажи сказки .Активизировать диалогическую речь .                                                                                                                          Ход игры: Детям предлагается найти персонажи сказки   и прикрепить  на ковролин  .После того ,как все персонажи будут в Теремке ,воспитатель спрашивает :-Все животные в Теремке? Давайте еще раз посмотрим, и назовем их.        

                                                                                                                                                             Рассказывание сказки «Колобок (Ак калач)»                                                                                                      Цель: развивать мышление ,память ,мелкую моторику рук. Воспитывать помочь другому .Закрепить правильно называть имена животных. Совершенствование умение грамматически  правильно строить предложения.                                                          Ход игры: воспитатель рассказывает сказку  ,дети прикрепляют персонажи сказки.Дети вместе с воспитателем проговаривают повторяющиеся фразы.                  

   - Колобок ,колобок я тебя съем .-Не ешь меня.    

                                                                               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»

Подборка дидактических игр на освоение и закрепление культурно-гигиенических навыков....

Методическая разработка на тему: «Дидактические игры на освоение культурно-гигиенических навыков»

Дидактическая игра делает процесс обучения более лёгким и занимательным: та или иная умственная задача решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности....

Методическая разработка на тему "Дидактические игры, игры-упражнения, тренинги по обучению грамоте и подготовке детей к школе"

Данная методическая разработка ориентирована на учителей-логопедов, работающих с детьми с ОНР старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемые игры составлены на основе игр, уже описан...

Методическая разработка по теме:" Дидактические игры для детей раннего возраста"

В данной разработке, я собрала дидактические игры, которые очень понравятся детям и будут удобны и интересны воспитателям....

Методическая разработка на тему: "Дидактические игры по патриотическому воспитанию"

В даннной методической разработке  представлены дидактические игры: « Символы города Зима», «Знатоки города», «Узнай достопримечательность города по фрагменту»...