Путешествие в страну ремесла на Руси
план-конспект занятия (старшая группа)

Волгушева Ирина Анатольевна

Образовательная область:    Познавательное  развитие 

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать  у детей интерес к прикладному искусству .

Познавательные:

  • Знакомить детей с видами вышивки и кружевоплетения в разных областях России.
  • Формировать  интерес и желание расширять свои знания и кругозор.

Воспитательные :

  • Формировать развитие эстетического вкуса и восприятие прекрасного.
  • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_istoriyu_remesla_na_rusi.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                                 Конспект

                 Непрерывной  образовательной деятельности  с детьми старшей группы

                                « Путешествие в историю ремесла на Руси»

Образовательная область:    Познавательное  развитие  

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать  у детей интерес к прикладному искусству .

Познавательные:

  • Знакомить детей с видами вышивки и кружевоплетения в разных областях России.
  • Формировать  интерес и желание расширять свои знания и кругозор.

Воспитательные :

  • Формировать развитие эстетического вкуса и восприятие прекрасного.
  • Воспитывать любовь и уважение к труду.

Интеграция образовательных областей:  речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

 Формы организации:  группа

Активизация словаря:

Крестецкая строчка, Владимирская белая гладь,  верхшов, кружевоплетение.

Предварительная работа:

  • Рассматривание альбома, иллюстраций «Русские ремесла»
  • Разучивание  хороводов, пословиц и поговорок о труде.
  •  Знакомство с изделиями  хохломских, гжельских и дымковских мастеров и т.д.
  • Беседы с детьми о характерных особенностях изделий мастеров, технике изготовления, способах художественной выразительности.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с видами городов: Новгород, Владимир, Вологда.
  • Инструменты и принадлежности для вышивки: иголки, пяльца, нитки разных видов-шёлк, хлопок, мулине.
  • Инструменты и принадлежности для кружевоплетения: коклюшки, крючки, спицы, пряжа.
  • Схемы для вышивки на бумаге и на кальке.
  • Образцы вышивки и кружевоплетения, готовые изделия-: воротник, салфетки, полотенца.
  • Перья жар-птицы.

Методы и приёмы:

Игровой, наглядный, художественное слово.

                                                       Ход деятельности :

                                   (  Дети сидят на стульях полукругом).

Воспитатель :   Ребята, в какой стране мы с вами живем?

                                                   ( ответы детей)

 Воспитатель :  Правильно. Мы с вами живем в России.  А как на с вами называют ?  

                                                   ( ответы детей)

Воспитатель :  Конечно-  русские, россияне. А что вы знаете о нашей стране?

                                                            ( ответы детей)

Воспитатель :  Да. наша страна очень древняя, ей больше тысячи лет. Её всегда населяли трудолюбивые люди. На Руси всегда  говорили «Человек трудом красен». Ребята, а вы любите трудиться?                                          ( ответы детей)

 Воспитатель :  Какие вы знаете пословицы о труде?
        Ответы :          « Делу время- потехе час»

                                    « Сделал дело- гуляй смело»

                                    « Без труда- не вынешь рыбку из пруда»  
Воспитатель :  Сейчас я расскажу вам одну сказку-быль: « Жила-была в одной деревне девушка по имени Марья. И была она большая мастерица и шить, и вышивать. И игрушки лепить, и посуду разными узорами расписывать- залюбуешься. Прослышал о Марье злой Кощей и решил заполучить в своё царство Кощеево. Налетел, схватил и понес. А Марья Искусница превратилась в красивую Жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки о себе на память. Куда пёрышко падало, там и появлялись новые мастерицы, умелые руки которых прославляли Россию на весь мир».

                             Ребята , вы хотите узнать куда падали перья?

                                                     ( ответы детей)

 Воспитатель :  Вы любите путешествовать?

                                                     ( ответы детей)

Воспитатель :  Тогда мы сейчас отправимся в путешествие за волшебными перьями.

                         ( Дети встают и отправляются в путешествие по группе, где оборудованы

                                                               зоны городов России)

Воспитатель :  Первое перо упало у города Новгорода.

                            ( Дети подходят к иллюстрациям Новгорода)

Воспитатель :  Рассказ о городе Новгороде и показ иллюстраций, затем рассказ о мастерицах вышивки, название «Крестецкая строчка». Показ и рассматривание инструментов и образцов вышивки.

Воспитатель :  Наше волшебное путешествие продолжается. Следующее перышко упало у города Владимира.

                            ( Дети подходят к  стенду с иллюстрациями города Владимира).

Воспитатель :  Рассказ о городе Владимире и о мастерицах вышивки «Владимирская белая гладь» и «Верхшов». Показ образцов. Обращается внимание детей на праздничный, яркий характер вышивки.

Воспитатель :  Сейчас мы сделаем остановку и немного отдохнем.

                                                Хороводная игра «Ткачиха»

Воспитатель :  Продолжаем наше путешествие. Перышко упало в городе Вологде и здесь наша следующая остановка.

                             ( Дети подходят к  стенду с иллюстрациями города Вологды).

 Воспитатель :  Ознакомление детей с иллюстрациями и материалами по кружевоплетению. Показ образцов.

                                            (  Упражнение « Нарисуй снежинку»

Воспитатель :  Вот какие умельцы и рукодельницы жили на Руси. А как вы думаете , кто сейчас продолжает дело Марьи- Искусницы.

                                                          ( ответы детей)

Воспитатель :  Ребята, а где можно было раньше увидеть и «Вологодское кружево», и «Крестецкую строчку», и «Владимирский верхошов».

                                                          ( ответы детей)

Воспитатель :  Да, правильно, на ярмарке.

                                                Читает стихотворение:

                                                  Солнце яркое встаёт,

                                                 Спешит на ярмарку народ.

                                                 А на ярмарке товары:

                                                 Продаются самовары,

                                                 Покупают люди сушки

                                                 И отличные игрушки!

Воспитатель :  На ярмарке было всё. Здесь же обменивались опытом в мастерстве. Узнавали новости. Вот и наше путешествие заканчивается на ярмарке.

                   ( Дети подходят к столу,  где размещены различные изделия народных

                     помыслов и ремёсел. Дети называют знакомые изделия :« Дымковская

                    игрушка», «Гжель», «Семёновские матрёшки», « Тульский самовар» и т.д.)

Воспитатель :  Ребята, я предлагаю вам, стать народными умельцами. Вы будете продавать свои изделия, только товар предлагайте не словами, а мимикой, жестами.

                             ( Звучит музыка.  Дети предлагают свои товары)

Воспитатель :  А какая же ярмарка без карусели?

                                          Хороводная игра « Карусель»

Воспитатель :  Ребята, вам понравилось наше путешествие?

                                                          ( ответы детей)

Воспитатель :  О чем мы сегодня говорили и что нового мы сегодня узнали?

                                                         ( ответы детей)

Воспитатель : Ребята, сегодня вы узнали, как много интересного было на Руси! Эти ремёсла и промыслы живут в нашей стране России до сих пор. Мы очень гордимся умелыми руками мастеров.

Литература:

1.Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- СПБ: Детство-Пресс. 2002

2. Максимов Ю.В. У истоков мастерства.- М.: Просвещение. 1983

3. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. -СПб. :Детство – Пресс .2000

4.Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. -М. :Скрипторий,.2003.

5. Интернет- сайты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исторические промыслы и ремесла на Руси"

Цель занятия: познакомить детей с древними промыслами и ремеслами на Руси....

Ремесла на Руси

Представляю Вашему вниманию конспект разноплановой деятельности детей, в котором мы попытались максимально активизировать познавательную деятельность детей: через игровые приемы и экспериментиро...

Календарно - тематическое планирование в подготовительной к школе группе "Ремесла на Руси"

Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными ремеслами....

Методическая разработка Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси. В гостях у гончара Филимона"

Данное развлечение предназначено для педагогов дошкольного и дополнительного образования....

Методическая разработка. Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на Руси"

Конспект развлечения в старшей группе "Гончарное ремесло на руси"....