ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
консультация

Кузнецова Светлана Павловна

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образовательную, обнаружив проблемы, связанные с патриотическим воспитанием детей. Под патриотизмом понимают сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Патриотизм предполагает знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, в частности, к прогрессивному развитию своего государства, чувство национальной гордости, а также активную творческую деятельность на благо Отечества. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие с окружающим миром, проявление интереса, любознательности, сопереживания ему, восприятие духовно-культурных ценностей. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, так как в этот период происходит формирование как культурно-ценностных ориентаций, так и национально-культурной самоидентификации. Усвоенные знания, навыки, привычки, способы поведения детей данного возраста являются фундаментом дальнейшего развития личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tatarentseva_zaytsevakuznetsova.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Татаренцева Евгения Владимировна,

учитель-логопед, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

Зайцева Жанна Владимировна

учитель-логопед, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

Кузнецова Светлана Павловна,

воспитатель, МБДОУ д/с 12, г. Белгород

 ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С ЗАИКАНИЕМ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЯХ

      Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образовательную, обнаружив проблемы, связанные с патриотическим воспитанием детей. Под патриотизмом понимают сложное личностное образование, в обобщенной форме выражающее любовь к своему Отечеству. Патриотизм предполагает знания об истории, культуре, традициях своего Отечества: проявление познавательного интереса к его прошлому и настоящему, в частности, к прогрессивному развитию своего государства, чувство национальной гордости, а также активную творческую деятельность на благо Отечества. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает активное взаимодействие с окружающим миром, проявление интереса, любознательности, сопереживания ему, восприятие духовно-культурных ценностей. Патриотическое воспитание в дошкольном возрасте чрезвычайно важно, так как в этот период происходит формирование как культурно-ценностных ориентаций, так и национально-культурной самоидентификации. Усвоенные знания, навыки, привычки, способы поведения детей данного возраста являются фундаментом дальнейшего развития личности. Вопросы патриотического воспитания дошкольников рассматривались многими исследователями: Р.И. Жуковской, Л.И. Беляевой, С.А. Козловой, Н.Ф. Самсонюк, Р.Ш. Халиковой, Е.И. Корнеевой.  Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [4].Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, является создание оптимальных условий для формирования патриотических чувств и становления активной гражданской позиции дошкольника, при этом необходимо реализовать следующие задачи:

– способствовать сформированию у ребенка отношения к себе как полноправной личности;– способствовать развитию основ патриотических и гражданских чувств, развитию этнической идентичности ребенка;– воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за историю страны, ее народ, культуру, уважение к обычаям, традициям своего и других народов.– развивать способность к толерантному общению, позитивному взаимодействию с ровесниками, родителями, другими людьми; – ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье. Свои особенности имеет патриотическое воспитание дошкольников с общим недоразвитием речи. Одной из важнейших функций человека является речевая функция, а в процессе речевого развития формируется познавательная деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Одним из нарушений речи является заикание, которое отрицательно влияет на все психическое развитие ребенка, отражаясь как на его деятельности, так и на его поведении. Заикание отражается и на умственном развитии, так как речь и мышление тесно взаимосвязаны, а так как речевое общение заикающегося ребенка ограничено, затруднен и процесс познания ребенком окружающей действительности [2]. Отрицательно влияя на формирование личности ребенка, заикание способствует развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, замкнутости, чувства неполноценности) и соответственно затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе. Патриотическое воспитание дошкольников, в том числе и заиканием как формой нарушения речи по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:– обустройство патриотических уголков в ДОУ;– организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;– организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач [1]. Ежегодно в дошкольном образовательном учреждении составляется план по патриотическому воспитанию, который охватывает все формы и методы методологической и воспитательной работы. Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный планом, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, спортивные конкурсы, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики. При планировании логопедических занятий патриотической тематики с заикающимися детьми, необходимо учитывать умственные возможности таких дошкольников – развитие их мышления, способности к обобщению, анализу. Подбор лексики к каждому занятию должен согласовываться между учителем-логопедом и воспитателем. Патриотическое воспитание дошкольников с заиканием необходимо осуществлять дифференцировано, учитывая возрастные и индивидуальные особенности таких детей, причем эта работа должна проходить комплексно с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов. Посредством коррекционной логопедической работы необходимо способствовать формированию системы знаний об окружающем мире, воспитывать у детей уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, дому. Благодаря познавательным способностям, дети дошкольного возраста способны проявлять устойчивый интерес к Родине, к происходящим в ней событиям, природе. Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской: с Преподобным Сергием Радонежским, князем Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки, а также с Дмитрием Донским, великими полководцами – М.И. Кутузовым, А.В. Суворовым. Все они являются высоким патриотичным примером для детей. Важным средством патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи благодаря своей эмоциональности, образности, являются произведения народного творчества. Сказки, прибаутки, загадки, поговорки воспитывают в детях гордость за свой народ, любовь к родному языку. В процессе занятий важно знакомить детей с произведениями устного народного творчества, и, прежде всего со сказками, объясняя, почему сказка называется народной. Народные сказки представляют для детей немалый интерес. Сказка показывает жизнь человека в обществе, особенности взаимоотношений между людьми. Передача нравственного поведения в них происходит не через абстрактные понятия, а через действия реальных героев, поведение которых значимо для ребенка. Дошкольников привлекают и сюжетные игрушки по мотивам сказок, которые воспитатель может использовать в качестве иллюстрации во время рассказывания. В процессе рассказывания сказок важно активизировать глагольный словарь детей с заиканием, используя разнообразные глаголы «жить», «воевать», «любить», «слушать». Частью занятия, посвященного народному творчеству, является ознакомление детей с пословицами, при этом воспитатель объясняет

их содержание, скрытый смысл, возможные варианты использования. Большие воспитательные возможности содержат пословицы патриотического содержания, которые создавались народом во все времена. Достаточно эффективной будет игра, в которой воспитатель говорит начало пословицы, а дети – ее продолжение. Интересно проходит занятие, на котором дети знакомятся с русскими пословицами, посвященными временам года. Следует учитывать, что наиболее понятны дошкольникам пословицы общеутвердительного содержания с образными сравнениями и пословицы с собственными именами; пословицы, отражающие близкие, знакомые и понятные явления, и напротив, затрудняют восприятие пословиц незнакомые слова, обозначающие ранее неизвестные детям предметы, явления, образы, о которых идет речь в пословице [3].На логопедических занятиях необходимо использовать отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, которые дети запоминают, а также загадывать загадки. В процессе занятий важно рассказывать дошкольникам о декоративно-прикладном творчестве других народов нашей страны, организуя уголки творчества, где дети могут рассматривать народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства или альбомы с их изображением. На занятиях ребята с заиканием рассматривают, описывают, изображают предметы народного творчества. В работе по ознакомлению с народным искусством педагог использует краеведческий материал. На занятиях по изобразительной деятельности детей знакомят с игрушками и с предметами народно-декоративного искусства, а затем они передают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке. Все это обогащает и углубляет детские представления об искусстве, языке и быте разных народов. Отметим, что необходимым компонентом патриотического воспитания дошкольников с заиканием является взаимодействие с родителями, семьей ребенка. Для повышения эффективности такого сотрудничества проводятся тематические собрания, беседы, привлечение родителей к организации и участию в мероприятиях дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, патриотическое воспитание как неотъемлемая составляющая духовно-нравственного развития личности ребенка с заиканием является средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей.

Список литературы:

1. Борисова Е.В. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями речи /автореф. дис….канд. пед. наук. М., 2010. 23 с.

2. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной, лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста /автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2003. 23 с

3. Самсонюк, Н. Ф. Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста /автореф. дис….канд. пед. наук. М., 1983. 35 с.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gdoy115.ru/fgos/prezentatsiya_fgos.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание культуры здоровья в условиях детского образовательного учреждения

Воспитание культуры здоровья в условиях ДОУ  Современная наука доказывает, что проблемы здоровья и оздоровления населения выходят  за границы здравоохранения. Получены новые научные ма...

Патриотическое воспитание дошкольников в создании единого культурно – образовательного пространства «Детский сад – семья»

Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников воспитателя  МБДОУ детский сад №31 "Зайчик" комбинорованного вида города Белово....

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАИКАНИЕМ В ДЕТСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Изменения, произошедшие в нашей стране за последние годы, затронули все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и образовательную, обнаружив проблемы, связанные с патриотическим воспитание...

Детско – родительский проект по развитию творческих способностей и патриотического воспитания для детей старшей группы дошкольного образовательного учреждения МДОУ №23 на тему: «Школа юного бойца».

Цель проекта: Формирование целостного представления о защитниках Отечества, систематизация знаний по данной теме с привлечением родителей в образовательный процесс. Формирование чувства патриотизма ...

Статья по теме: «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

Тема очень актуальна, так как патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания па...

Педагогический проект: Воспитание нравственно- патриотической культуры дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения через приобщение к истокам культурного наследия русского народа

Проект разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагогов с детьми по нравственно - патриотическому воспитанию...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Дружбой все едины" в дошкольном образовательном учреждении

Дошкольное детство - один из важнейших периодов в развитии человеческой личности. В этот период закладываются основы взаимодействия ребенка с другими людьми. Поэтому именно в это время важно сформиров...