Статья по теме: «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»
статья

Антонова Елена Валерьевна

Тема очень актуальна, так как патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по теме: «Патриотическое воспитание детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении»

    Социально - нравственное воспитание детей раннего возраста как предпосылки формирования патриотических чувств на примере работы МДОУ «Детский сад «Чебурашка» (из опыта работы)
   Очень актуально звучат слова Н. А. Добролюбова: «Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором зиждется (строится) жизненное знание нравственности и благородства»
   Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, пестушками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
   Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
   Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
   Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
   Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачи нравственно - патриотического воспитания детей раннего возраста:
• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• воспитание уважения к труду;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• формирование элементарных знаний о правах человека;
• развитие чувства ответственности;
• формирование взаимопонимания и дружбы между детьми, сопереживания.
   Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту
- так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
   Моя основная цель работы с детьми раннего возраста
- ознакомление их с ближайшим окружением, то есть с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные.
   Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом я поливаю цветы на клумбе, скребем листья осенью детскими граблями, сгребаем песок в горку, вешаем кормушки и подкармливаем птиц зимой. Не никогда не забываю и про игры  на прогулке с детьми. Организатором таких игр является иногда старшие дети. С детьми раннего возраста я совершаю прогулки, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения.
   Я планирую дидактические игры с целью закрепления понятий овощи
- фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.
   Работая с детьми раннего возраста, я большое внимание уделяю понятию «семья», провожу этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно с детьми готовим подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха, День Победы. Я организую беседы с детьми по темам: «Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой?»; дидактические игры по темам: «Чей малыш?», «У кого какая мама?»; пальчиковые игры по темам: «Семья», «Сорока Белобока», « Этот пальчик дедушка»; сюжетно
-ролевые игры по темам: «Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие»; с детьми разучиваем песни и стихи о маме и семье.
   Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В дошкольном учреждении часто провожу фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
   Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление детей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Систематически планирую работу по приобщению детей к народному фольклору. Знакомлю детей с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
   Богатый материал у меня для воспитания патриотических чувств
- устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. К старшему дошкольному возрасту, дети уже имеют небольшой багаж знаний и важно, чтобы ребенок не только знал поговорки, прибаутки и сказки, но чтобы он использовал их в подходящих случаях, в играх.
   С первой группы раннего возраста, когда дети только пришли в дошкольное учреждение, с первого умывания, они слышат речь воспитателя, слышат добрую потешку «Водичка
-водичка», так в детях воспитываю аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока - сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
   У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К.Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
  Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», я стараюсь в доступной форме научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
  Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Совершенно очевидно, что если и педагоги, и родители будут гордиться своей Родиной, закладывать любовь к Отчизне с самого раннего детства, чтить традиции и обычаи своего народа, то и дети вырастут достойными гражданами общества, ощущающими себя неотъемлемой частью Отечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-творческий план «Адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению посредством русского народного фольклора»

ПОЭТАПНО – ТВОРЧЕСКИЙ  ПЛАН  НА  2012 – 2013  УЧЕБНЫЙ  ГОД  Тема   самообразования«Адаптация детей раннего возраста  к дошкольному образовательному учрежде...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важн...

Статья "Особенности адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Тема «Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении» является актуальной, так как проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада имеет бол...

Курсовая работа "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"

Кажется, еще вчера ваш малыш делал свои первые шаги... Время летит незаметно, и вот уже маме пора выходить на работу — а это значит, что пришло время отдавать его в детский са...

Статья: "Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении".

Статья на тему: " Адаптация детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении"....