Педагогический проект "Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники рисования"
проект (младшая группа)

Гасымова Татьяна Сергеевна

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                               Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 370» г. Перми

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Детский сад № 370»

г. Перми

_____________Василюк С.Ю.

 

 

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

через нетрадиционные техники рисования

                                                                                                                                                                                                                                     

Разработала

воспитатель

первой квалификационой категории

Гасымова Т.С.

                                        

 

 

                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2020-2021 уч.год

Проблемно-ориентированный анализ:

           Не секрет, что маленькие дети исследователи по своей природе, их внимание привлекает все удивительное и необычное. Желание узнавать что-то новое необходимо маленькому человеку, как воздух. Это его главная цель впервые годы жизни. Существует множество приемов, пользуясь которыми можно создать оригинальные работы, не имея при этом особых художественных навыков. От таких занятий ребенок получает не только огромное удовольствие, но и пользу. Использование нетрадиционного рисования в образовательном процессе в первую очередь связано с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование пальчикового рисования обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, координацию мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей.

        Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Проблема развития мелкой моторики в раннем возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.

Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.

Наблюдая за деятельностью    1 группы раннего возраста   в непосредственно - организованной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. В группу пришли дети "домашние", у них не были сформированы навыки самообслуживания.

       Учитывая эти  факты,   возникает необходимость проектирования и целенаправленной организации    воспитательно- образовательной работы.   Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей  с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

       Данный проект    направлен на изучение особенностей   организации образовательной  работы с детьми 2-3 лет, направленной  на создание  условий для  развитие мелкой моторики   через нетрадиционные техники рисования.

Название проекта:  развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования

Задачи проекта: 

-обогатить свои знания  в проектной технологии и методики  изобразительной деятельности  с детьми раннего возраста;

-развивать и укреплять у детей мелкую моторику;

бучать детей приёмам нетрадиционных техник рисования;

-обогащать чувственный опыт детей в процессе  изобразительной деятельности;

-вовлечение родителей  в образовательный процесс

Ожидаемые результаты по реализации проекта

-обогащение  знаний  по проектной технологии и методике изобразительной деятельности с детьми раннего возраста;

-динамика развития мелкой моторики

-владение детьми  простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

-применение изученных техник, приёмов и материалов в  изобразительной  деятельности;

-появление у родителей  интереса к процессу рисования нетрадиционными техниками.

Критерии  оценки  результативности:

-умение проектировать и моделировать     взаимодействие с детьми

-умение  управлять своими пальцами в рисовании

-умения  пользоваться   простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

-умения детей создавать простейшие образы с помощью рисования нетрадиционными техниками;

-проявление интереса к использованию   материалов.ю

Возможные риски:

-непосещаемость детей

- отсутствие достаточных изобразительных  материалов

Пути их преодоления:

- удлинение сроков реализации проектов  

-поиск спонсоров для приобретения  изобразительных  материалов 

- владение детьми  простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами

-повышение интереса к процессу рисования нетрадиционными техниками

-обогащение чувственного опыта детей в процессе создании простейших изобразительных образов.

Планирование работы по реализации проекта:

Мероприятия, действия

Сроки

Ожидаемый результат, продукт деятельности

1.  Изучение  научно методической литературы

-Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

-Лебедева Е.Н. “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

-Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

-Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

-Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

Октябрь

Обогащение педагогической компетентности.

Готовность к моделированию взаимодействия с детьми

 2. Разработка и реализация   занятий  с детьми    

Октябрь

Обогащение  знаний   по проектной деятельности и методике изобразительной деятельности с детьми раннего возраста

  • занятие«Гусеница» (оттиск пробкой)

 Продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой оттиск пробкой. Развивать ритм, внимание.

Ноябрь

Овладение приемами рисования оттиска пробкой

Выставка рисунков

  • занятие«Баночка с вареньем» (рисование картошкой) 

Познакомить с новым способом рисования картошкой.

Развитие:

-мелкой моторики рук и

-тактильного восприятия;

-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
-внимания и усидчивости,
изобразительных навыков

Декабрь

Овладение приемами рисования картошкой

Выставка рисунков

занятее «Елочный шар»
(рисование пальчиком)

Познакомить с техникой рисования «пальчиковая живопись»

- учить рисовать круг и закрашивать его круговыми движениями;

-развивать интерес к рисованию, изобразительным материалам

 

 

Январь

Овладение приемами рисования пальцами

Выставка рисунков

  • занятие «Снегири на рябинке»
    (рисование ватными палочками, пальчиками) Учить детей рисовать ватными палочками кисть рябины, а снегирей пальчиками и дорисовывать тонкой кистью)

Февраль

 Овладение приемами рисования пальцами, ватными палочками

Выставка рисунков

 

  • занятие«Розы для мамы».
    (печатанье пекинской капустой)

 Учить детей наносить кистью гуашь на капусту и прикладывать к листу создавая

Март

Овладение приемами рисования печатанья капустой

Открытки для мам

 Занят ие«Осьминог»

(Рисование ладошкой, пальчиком)

-Продолжать осваивать технику печатания ладошкой. -Дорисовывать образ осьминога пальчиками.

- Развивать восприятие, внимание.

Апрель

Овладение приемами рисования печатанья капустой

Выставка рисунков

3. Разработка и реализация   мероприятие   с детьми и  родителями  «Мы рисуем»

Декабрь-январь

 Обогащение  центра  творческой активности  нетрадиционными материалами рисования (ватные палочки, печатки, штампы из картофеля, поролон, пробки, и т. д.).

Способы и средства достижения результатов:

Способы: анализ  текущей ситуации в группе, изучение и анализ литературы, моделирование образовательного процесса, совместная деятельность с детьми, с родителями и др.

Средства:  изучение научно- методической литературы, обмен опытом с коллегами, педчасы, консультации, освоение  педагогических технологий, работа в проблемных группах, изучение ИКТ;

технические средства (компьютеры, копировальное оборудование и множительная техника)

электронные образовательные ресурсы (Интернет, аудио- и видео- материалы, презентации)

инновационные педагогические технологии (медиаобразовательная,  проектная технологии и технология психолого-педагогического партнерства с родителями)

 

Ресурсное обеспечение:

Условия

Оборудование

Источник

Материально- технические

Изобразительные материалы: бумага ,ватные палочки, печатки, штампы из картофеля и капусты, поролон, пробки, гуашь и т. д

ДОУ

Оборудование: кисти ,баночки

ДОУ

Иллюстрации, образцы изображаемых предметов

ДОУ

Видеоматериалы

ДОУ

Принтер

ДОУ

Мотивационные

Повышение педагогической компетенции по организации образовательной деятельности с детьми 2-3 лет, пополнение методическими разработками электронного портфолио

Кадровые

Воспитатель

Информационные,

научно- методические

 Научно- методическая литература

ДОУ

Периодическая печать

ДОУ

Консультирование

ДОУ

Интернет ресурсы  (передовой педагогический опыт)

Интернет

Реализация проекта:

Дата начала проекта:  октябрь 2020

Дата окончания проекта: май 2021

Продолжительность проекта:  8 месяцев

     Участники проекта: воспитатель,   дети, родители

Анализ результатов: повышение педагогической компетентности по  организации образовательной деятельности с детьми 2-3 лет,    овладение    проектной технологией

Перспективы развития  проекта: использование  педагогами  ДОУ,

разработка программы дополнительного образования

Список использованных источников

1. Давыдова Г.Н. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

2.Лебедева Е.Н. “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”.

3.Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей».

4.Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное образование, «Учимся, играя».

5.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду»

6. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования».

Самообразование «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»....

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастачерез нетрадиционные техники рисования«Рука – это вышедший наружу мозг человека”Н. Кант«Истоки способностей и дарования детей - на кончи...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)

«Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»(консультация)...

Консультация на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

laquo;Развитие мелкой моторики у  детей младшего дошкольного возраста через  нетрадиционную  технику рисования»...

Презентация на тему: Мастер- класс- «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования- ниткография»

В этой презентации представлен мастер- класс для педагогов, каким способом нетрадиционной техники рисования- ниткографией, мы можем развивать мелкую моторику у детей младшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет через нетрадиционные техники рисования»

Создание педагогических условий для развития мелкой моторики у детей 4-5 лет через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:1. Для детей:- развивать и укреплять у детей мелкую моторику;- п...