Выступление на МО
методическая разработка (старшая группа)

Контарева Анжелика Николаевна

Развитие творческихспособностей у детей  старшегто дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»                                              (Слайд 1)  Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. ( Слайд №2) Исходя из вышеизложенного, мною была выбрана  тема для творческой работы: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» .    

Современная парадигма дошкольного образования вступает в противоречие с традиционной концепцией развития ребенка - дошкольника средствами театральной деятельности, утверждавшей, что приобщение ребенка к театральному искусству в этом возрасте ограничивается лишь обучением детей элементарным выразительным умениям и формированием конкретных навыков исполнительского мастерства.

Ориентируясь на вышесказанное, можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка и утверждать необходимость и целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОУ. ( Слайд №3)

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие  задачи педагогики и психологии, связанные с:

  • художественным и нравственным воспитанием;
  •  развитием коммуникативных качеств личности;
  • развитием речи, памяти, воображения, фантазии, инициативности;

формирование эстетического вкуса.    

Актуальность, противоречия позволяют выделить проблему: определение новых форм и технологий, использование театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Поэтому основной целью ( Слайд №4 и 5) по театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте является:  развития творческих способностей  детей дошкольного возраста средствами театрализованной  деятельности . 

          В соответствии с целью организации театральной деятельности в старшем дошкольном возрасте были  определены  задачи  по всем видам деятельности:

- создать условия для развития творческой активности;

- приобщать детей к театральному искусству (знакомство с историей театра, его жанрами, видами, профессиями);

- импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок, сочинять этюды по сказкам;

- развивать чувство ритма и координацию движения, пластическую выразительность и музыкальность;

- развивать умения создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, используя средства образной выразительности;

- формировать навыки  кукловождения;

- учить строить диалог, развивать дикцию на материале скороговорок, интонационную выразительность;

- развивать художественные, творческие и самостоятельные способности;

        При правильной организации театрально-игровой деятельности рекомендуется учитывать следующие принципы: ( Слайд №6).

 Принципы реализации темы:

  1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей. Принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
  2. Принцип системности. Работа проводится систематически весь учебный год, начиная с раннего дошкольного возраста.
  3. Принцип доступности. Учитываются  возрастные особенности, потребности, интересы, уровень  подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
  4. Принцип интеграции образовательных областей. Содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
  5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.

В своей работе  использую следующие методы и приемы: ( Слайд № 7).

 Дети старшего дошкольного возраста продолжают совершенствовать свои  исполнительские умения, развивается чувство партнёрства. Они живо интересуются театром, как видом искусства. Интересны детям этого возраста и театральные профессии (режиссёр, гримёр, актёр и др.) Дошкольники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление. Знакомство с различными видами театров

 способствуют накоплению живых театральных впечатлений, овладении навыков их осмысления. Игры-драматизации часто становятся спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи- куклы, послушные ребёнку. Это требует от него умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра, придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героев. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля- всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле. В подготовительной группе важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и  последующая работа. Выясняется степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующих персонажей, анализируются средства выразительности. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты- им хочется придумывать свои и для этого должны предоставляться необходимые условия:

- нацеливать детей на создание собственных поделок для режиссёрской  настольной театрализованной игры;

- знакомить их с интересными рассказами и сказками, способствующие созданию собственного замысла;

- давать детям возможность отражать замыслы в движении, пение, рисовании;

- проявлять инициативу и творчество как пример для подражания.

      Совершенствованию отдельных элементов движений, интонаций помогают специальные упражнения и гимнастика, которую дошкольники могут проводить сами. Они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.

    Существует несколько классификаций игр для детей старшего дошкольного возраста. ( Слайд №8).

      Занятия по театрализованной деятельности в старших группах проводятся 1 раз в неделю по запланированному расписанию. Формами организации театрализованной деятельности являются... (Слайд №9). Продолжительность НОД в старших группах составляют 30-40 минут.

 1раз в неделю в совместной дея-ти. Эти занятия могут проводиться как в первую, так и во вторую половину дня. Целесообразно их проводить по подгруппам. В старших группах совершенствуются образные исполнительские умения, а развивать их необходимо под музыку.

        Театрализованная деятельность может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, органично включена в различные другие виды дея-ти ( музыкальные, по изо - деятельности и др., а также запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром). В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий. Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности) в конечном итоге объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-нибудь праздник. (Взаимосвязь с др. видами деятельностями). ( Слайд №10).

Одно из самых главных в работе по театрализованной деятельности является создание предметно-пространственной среды. Оборудовала в группе центр театрализованной деятельности: оформила театрализованный уголок. (Слайд №11), где сосредоточен весь наработанный материал. В уголке находятся разнообразные костюмы для ряжения, костюмы сказочных героев, различные виды театров, предметы-заместители, отведен уголок «гримёрная», где хранятся детские украшения, косметика и пр. Имеется в большом количестве дидактические, настольные игры, музыкальные инструменты. А также мини  ширма для показа кукольного театра, кроме этого имеются мини-костюмерная и мини -гримёрная (Слайд №12). Оборудованы книжные уголки со сказками (Слайд №13).  

В старших группах работа по театрализованной деятельности ведётся по основным направлениям: (Слайд №14).  

1. «Театрализованные игры» -направлены не только на приобретение ребёнком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, умению общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях. Все игры этого раздела делятся на два вида: общеразвивающие и театральные игры.

2. «Ритмопластика»- включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, на развитие свободы и выразительности телодвижений, а также на развитие средств образной выразительности (интонация, позы, жесты, мимика и пантомимика).

3. «Культура и техника речи  в движении»- объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, разнообразной интонацией. В этот же раздел включены игры со словами, обыгрывание фрагментов, диалогов. Предлагается музыкальное сопровождение, под которой действует каждый персонаж, разучиваем текст. На этих этапах используем четыре основных метода: словесный- при чтении и рассматривании худож. произведений, при беседе по содержанию; наглядный- при рассматривании декораций, театральных кукол, при просмотре персонажей по сказкам и т.д.; практический- этюды, мини сценки, игры-драматизации, инсценировки; игровой -самостоятельное исполнение детьми ролей. (Слайд №15).

4.»Основы театральной культуры»-направлена на овладения дошкольниками элементарными знаниями о театре, театральными профессиями, жанрами. Этот этап осуществляем в разнообразных формах

- на занятиях;

- на экскурсиях;

- в повседневной жизни.

5. «Работа над спектаклем»- является самостоятельная деятельность детей. Это театрализованные представления самих детей и с куклами. (Слайд №16).

       Роль педагогов в организации театрализованной деятельности. (Слайд №17). Работа самих педагогов требует умения заинтересовывать детей выразительным воплощением в роли. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. обладать основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Интонация голоса педагога- образец для подражания. Театрализованные игры основаны на разыгрывание сказок. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.

        Успешность и результативность театрализованных занятий зависит от тесного взаимодействия: (Слайд № 18).

- с музыкальным работником, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определённых вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

- с учителем-логопедом, в необходимости добиваться чёткой дикции, силы голоса, правильного произношения, необходимостью грамотно изъясняться.

- с педагогом-психологом, работа ведётся с застенчивыми и малоактивными детьми.

- преемственность с начальной школой ( приглашение школьников на совместные мероприятия, спектакли).

- свои занятия показываем на РМО.

      В работе по театрализованной деятельности принимают участие  родители, что очень важно. Родители не только присутствуют на занятиях, но и активно в них участвуют. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия ,взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять театрализованную деятельность ребёнка в домашних условиях.  Успешность театрализованной деятельности детей в большей степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье: имеет ли она продолжение дома, насколько родители осознают необходимость содействия педагогам детского сада. Во многих семьях родители практически не уделяют внимания данному вопросу, считая,  что гораздо важнее научить ребёнка читать, писать, считать. С родителями мы провели анкетирование, для выяснения их отношения к театру, как виду искусства и оценке их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей. (Слайд № 19, 20).

 В работу  с родителями по театрализованной деятельности мы включаем следующие виды работ:

- анкетирование;

- круглые столы, с целью распространения семейного опыта по театрализованной деятельности;

-привлекаем родителей к участию в детских праздниках;

- оформление стендовой наглядности.

Мною были проведены следующие мероприятия: ( Слайд №21).

( Слайд №22, 23). Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т.к. взрослые и дети вступают здесь, как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивают богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности педагоги лучше знают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания, создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми. Нами разработана технология по развитию творческих способностей детей , средствами театрализованной деятельности, которая составлена в соответствии с требованиями и рекомендациями Программы воспитания и обучения в детском саду (авт.М.А.Васильева), сценарии, конспекты, наглядная информация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....