Методика работы со сказками с детьми дошкольного возраста
методическая разработка по художественной литературе

Поплавская Елена Васильевна

Описание методики работы со сказками в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx134.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Борисоглебская средняя школа»

ГДО «Мишутка»

Методика работы со сказками с детьми дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель Поплавская Е.В.

с. Борисоглебка, 2021


Оглавление

Введение        3

1.        Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования        4

1.1 Понятие сказки        4

1.2. Классификация сказок        5

1.3. Психолого-педагогическое значение сказки        6

1.4. Функциональные особенности сказки        7

2.        Методика работы со сказкой в детском саду        10

2.1. Направления и формы организации в работе        10

2.2. Методы и приемы в работе со сказками        11

2.3. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой        12

2.4. Использование сказки в работе с родителями        14

Заключение        16

Литература        17

Приложение А        19

Приложение Б        22

Приложение В        27


Введение

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни. В настоящее время сказка стала все чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребенка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации.

Цель в образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.

Параллельно необходимо решить следующие задачи:

  • анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования;
  • создание рекомендаций по использованию методов и приемов творческого развития дошкольников при работе со сказкой;
  • апробирование методов и приемов, а так же форм организации, использованных в целях развития творчества дошкольника;

В своей работе опираюсь на исследования и разработки Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари, авторского коллектива под руководством профессора Ю. Лебедева (г. Нижний Новгород), а также на свой собственный опыт. Используют элементы сказкотерапии (Д. Соколов, И. Вачков), кинезотерапии, арт-терапии.


  1. Анализ научно-методической литературы в отношении роли сказки в системе воспитания и образования

1.1 Понятие сказки

Понятие сказка имеет множество трактовок, в силу того, что сказка является объектом изучения множества научных дисциплин. И решает множество воспитательных, педагогических, психологических и иных задач. В связи с этим приведем несколько определений для понятия «сказка», по версии  разных источников:

- вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т.4.С.170);

- повествовательное, обычное народно-поэтическое, произведение и вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (С. Ожегов. Словарь русского языка. М., 1986. С.625);

- один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел (Литературный энциклопедический словарь. М., 1988. С.383);

- краткая поучительная, чаще оптимистичная история, включающая правду и вымысел" (С.К. Нартова-Бочавер. 1996);

- произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» (В.И. Аникин. 1973);

- абстрагированная форма местного предания, представленная в более сжатой и кристаллизованной форме: Изначальной формой фольклорных сказок являются местные предания, парапсихологические истории и рассказы о чудесах, которые возникают в виде обычных галлюцинаций вследствие вторжения архетипических содержаний из коллективного бессознательного (М.А. фон Франц. 1998. С. 28-29).

Как видно из приведенных выше определений, практически все определения подразумевают собой определение сказки как вида устного повествования с фантастическим вымыслом. При этом, согласно определению принадлежащему М.-Л. Фон Францу сказка выходит за пределы простого фантастического рассказа за счет установления связей с мифами и легендами.

Отсюда можно сделать следующий вывод, что сказка - не только поэтический вымысел или игра фантазии. Это произведение, которое через содержание, язык, сюжеты и образы отражает культурные, нравственный и моральные ценности ее создателя.

1.2. Классификация сказок

В настоящее время в педагогической науке используется несколько разных типов классификации сказок, в зависимости от задач ставящихся педагогом.

Одна из основных классификаций принадлежит Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой (рис. 1.1), которая предполагала использование сказок в сказкотерапии, которая является синтезом психологии, педагогики и ряда иных наук.

Рис. 1.1. Классификация сказок по Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой

В фольклористике наиболее часто используют классификацию сказок, созданную В.Я. Проппом (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Классификация сказок по В.Я. Проппу

В данной работе используется авторское разделение сказок, в котором выделяются фольклорные сказки, авторские сказки.

Несмотря на то, что сказка в настоящее время становится преимущественно авторской, приобретает новые формы и пытается отвечать требованиям времени, она не утрачивает связи с фольклором. Происходит это потому, что писатель, сочиняющий сказку, продолжает оставаться представителем того языка и той культуры, к которой он принадлежит.

1.3. Психолого-педагогическое значение сказки

Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное- противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка  (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Удовлетворение сказкой естественных психологических потребностей ребенка, по Яничеву (1999):

Таким образом, сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.

1.4. Функциональные особенности сказки

Сказки априори ориентированы на социально-педагогический эффект: обучают, побуждают к деятельности и в некоторых случаях могут иметь ярко выраженный лечебный эффект. Обуславливая тот факт, что потенциал сказки как правило гораздо богаче ее идейно-художественной значимости.

С социально-педагогической точки зрения важны следующие функции сказки: социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная.

В данной работе используются в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки используются следующие функции сказки:

  1. Социализирующая функция - приобщение следующих поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок;
  2. Креативная функция - способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;
  3. Голографическая функция достаточно объемная, и проявляется в трех основных формах (рис. 1.4.).

Рис. 1.4. Составные части голографической функции сказок

  1. Развивающе-терапевтическая функция - воспитание здорового образа жизни, охрана человека от вредных привычек:
  2. Культурно-этническая функция - приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре (быт, язык, традиции, символика);
  3. Лексико-образная функция -  формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Таким образом, функциональные особенности сказок охватывают  широкую сферу человеческой жизни, в том числе вопросов касающихся повседневности, тем самым приобщая ребенка в понятной форме к общечеловеческим ценностям.


  1. Методика работы со сказкой в детском саду

2.1. Направления и формы организации в работе

Рассмотренные в предыдущей главе функциональные особенности сказки определяют ведущие направления в работе с ней, которые согласно ФГОС ДО образуют неразрывный цикл развития ребенка (рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Направления в работе со сказкой по областям развития

Исходя из направления работ, предлагается использовать следующие формы организации работы, в которых задействованы сказки:

  1. игровые занятия;
  2. комплексные занятия;
  3. самостоятельная игровая деятельность детей;
  4. самостоятельная продуктивная деятельность детей;
  5. экскурсии;
  6. встречи с интересными людьми;
  7. праздники.

Таким образом, во время занятий могут быть задействованы различные формы организации работы, направленные на все области развития ребенка.

2.2. Методы и приемы в работе со сказками

В работе используются сказки народные (русские народные сказки, украинские народные сказки и др.) и сказки литературные (русских и зарубежных авторов): А.С. Пушкина, П. Ершова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Г.-Х. Андерсена, Ш. Перро, Д. Родари и др.).

Важным условием выбора той или иной авторской сказки является ее соответствие законам построения сказки, отсутствие в ней личностных бессознательных проекций автора, возможность проигрывания самых причудливых сюжетных вариантов, открытость материала и доступность речевых конструкций, актуальность житейских коллизий, классическая эмоциональная схема завязки - кульминации - катарсиса.

Прежде чем рассказывать детям сказку, воспитатель должен твердо знать ее содержание, а его рассказ должен быть живым и эмоциональным, поэтому необходимо всегда повторять текст сказки используя интонационную выразительность речи, мимику и жесты. Воспитатель должен тщательно готовить иллюстрации к сказке. Они должны быть эстетичны, с естественной окраской и понятны детям.

Чтобы детям было комфортно и удобно слушать сказку, непосредственно на занятии, можно посадить их на стульчики полукругом и самим садиться напротив, или предложить детям разместиться на ковре (дети могут сесть, лечь, стать на коленки), а воспитатель присаживается так, чтобы его лицо и иллюстрации к сказке были видны всем детям.

В работе со сказками нами используются и показали высокую эффективность следующие методы и приемы (табл. 1.1.). Примеры игр приведены в Приложениях А, Б и В.

Таблица 1.1.

Методы и приемы работы со сказками

Методы

Приемы

Словесные

Чтение сказок

Пересказ

Беседа

Выразительное чтение

Прослушивание аудиозаписей

Просмотр мультфильмов

Практические

Речевые игры и упражнения

Игры-драматизации

Театрализованные игры

Инсценировка

Рисунок (поделка) после прочтения

Наглядные

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин, игрушек, тематических альбомов

Работа с мнемотехникой

Оформление выставок

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников и учит действиям,  с помощью которых осуществляется творчество.

2.3. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой

Работа со сказками проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения.

Роль педагога состоит в том, чтобы грамотно совместит традиционные методы и приемы работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, мультфильмов и кинофильмов по сказкам) и нетрадиционные -технология ТРИЗ (рис. 2.2).

Так сложилось, что житейский опыт передавался чаще всего через образные истории. При этом преподнести историю можно по разному, или просто рассказать историю, которая недавно произошла, или подвести под сюжет определенный вывод, или задать вопрос, который бы подтолкнул слушателя к размышлениям о жизни. Именно такие истории являются особенно ценными, терапевтическими. В обычаях, сказках, мифах, легендах описаны основы безопасной и созидательной жизни. Главное – заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо оставить его с вопросом внутри.

Рис. 2.2. Компоненты технологии ТРИЗ

Современному ребенку мало прочитать сказку, раскрасить изображения ее героев, поговорить о сюжете, необходимо осмысливать сказки, вместе искать и находить скрытые значения и жизненные уроки, которые помогут ему в реальной жизни стать активным созидателем.

В сказке можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, ребенок накапливает в бессознательном некий символический «банк жизненных ситуаций», который в случае необходимости может быть активизирован. Таким образом воспитатель готовит ребенка к жизни, формируя человеческие ценности.В работе со сказками педагогом используются следующие принципы (табл. 2.2.).

Все вышеперечисленное, при комплексном использовании, инициирует у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки.

Таблица 2.2

Принципы работы педагога со сказками

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

При этом, в обязательном порядке учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей в группе, и соблюдается принцип «От простого - к сложному». Для чего необходимо создать и поддерживать в группе комфортную для ребенка предметно-пространственную среду.

Результатом работы должен быть не готовый ответ, а возможность ребенку найти этот ответ самостоятельно. Для этого педагог должен хотеть и уметь выслушать ребенка.

2.4. Использование сказки в работе с родителями

Для успешной работы со сказками важно не только применить указанные выше методы и приемы в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении, но и привлекать к этой работе родителей. Проблема в том, что многие родители сами не испытывая потребности в чтении, не понимают что не читая своему ребёнку, упускают важные в его жизни моменты. Совместное чтение дает ребёнку ощущение тепла и спокойствия, оставляем в его душе незабываемые впечатления о детстве, воспитываем любовь к книге и тем самым помогаем им стать читателями. Задача воспитателя донести этот момент до родителей.

Успех в этом случае определяется совместной работой педагога и родителей, которые должны понимать важность сказки в развитии внутренней жизни ребенка, его творческих способностей, эмоциональной и чувственной сферы. Отдельно подчеркнем, что игра и сказка не должны представляться как временные явления в развитии ребенка.

Для достижения цели  используются виды работы, с родителями приведенные на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Виды работы с родителями

Таким образом, можем с уверенностью говорить о том, что работа со сказками в воспитательных целях, реализуется путем совместной работы педагога и семьи, причем со стороны дошкольного учреждения эта работа направлена не только на воспитанников, но и на родителей.


Заключение

Резюмируя все вышеизложенное, можем сделать вывод, что по результатам длительных наблюдений использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого). Данные достижения замечаются не только по результатам практической деятельности, но и поведению воспитанников в детском коллективе, а также отмечены родителями и педагогами начальной школы, в которую поступают наши выпускники.

В заключении хотелось бы сказать: читайте и анализируйте с детьми сказки, применяйте методы и приёмы в работе со сказкой, тем самым Вы поможете ребёнку осознать, что добро побеждает зло, научите преодолевать трудности, воспитаете любовь к книге и чтению. С помощью сказки Вы повысите уровень речевого развития и творческих способностей ребёнка, что очень важно при подготовке к школе. И самое главное вы оставите у ребёнка неизгладимые впечатления от общения с вами.


Литература

  1. Акишина А. А. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. - М., 1991
  2. Аллан Дж. Ландшафт детской души. СПб: Минск, 1997
  3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду)/ Дошкольное воспитание.- 1994.-N1.-С. 17-19
  4. Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ║ Дошкольное воспитание.-1995- N10.-С. 30-32.
  5. Большева Т.В. «Учимся по сказке. Пособие для воспитателей детского сада». / С – Пб., « Детство – пресс», 2001.
  6. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.-СПб, 1997
  7. Выготский Л. С. Психология искусства.- Мн.: современное слово, 1998.
  8. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка.- М. 1994. Т.4.
  9. Дьяченко О.М. «Методика развития творческого воображения под ред. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Пособие для воспитателей детского сада» - М.: Эксмо, 2006.
  10. Зинкевич- Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
  12. Кудрявцев В. Воображение ребенка: природа и развитие: Ст 1/В.Т. Кудрявцев║ Психологический журнал.-2001.-Т. 22.-N5.-С.57-68.
  13. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей║ Дошкольное воспитание.- 1995.- N9.- С. 52-59.
  14. Литература и фантазия / Сост. Л. Стрельцова.- М. 1992
  15. Литературный энциклопедический словарь / Под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева.- М., 1988.
  16. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии / Хрестоматия. Сказки народов мира. - М., 1996.-С. 3-14
  17. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. , 1986.
  18. Пропп В. Я. Мифология сказки. Исторические корни волшебной сказки. (Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  19. Пропп В. Я. Русская сказка. ( Собрание трудов В. Я. Проппа).- М., 2000.
  20. Прохорова П. Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Владимир, 1995.
  21. Родари Дж. Грамматика фантазии.- Калуга, 1992.
  22. Руководство по кинезотерапии / под ред. Л. Бонева, П. Сланчева и Ст. Банкова. - София, 1978.
  23. Словарь русского языка в 4 томах. - Т. 4.- М., 1988.
  24. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия.- М., 2000.
  25. Фесюкова Л. Б. Воспитание сказкой. - Харьков, 1996.
  26. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  27. Яковлева Е. и др. Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрастей / школьный психолог.- 2001.- NN42,43,44,45,47,48; 2002-NN 1,3.
  28. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки ║журнал практического психолога.-1999, N10-11. С.27-37.


Приложение А

Нетрадиционная методика работы со сказками в детском саду

1.Составление словаря по сказке.

Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

2.Изготовление книги по сказке.

Цель. Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.

3. Назови героя.

Цель. Учить детей объединять героев по заданному признаку, развитие памяти, внимания, интереса к сказкам.

Описание. Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти конкретных героев из других сказок, например - Назовите мне героев-мальчиков (Кай из «Снежной Королевы», Пьеро из «Золотого ключика»).

4. Действия героя.

Цель. Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок.

Описание. Например, сказка «Колобок». Воспитатель предлагает детям назвать все действия колобка, говорить только глаголы: пел, ушёл, покатился и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли бы эти же действия в других сказках.

5.Поможем герою.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

Описание. Воспитатель предлагает детям, поставить себя на место героя: Как бы вы поступили в такой ситуации?

6.Шаг за шагом.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель говорит название сказки, а ребёнок, шагает по группе и на каждый шаг называет героя из этой сказки.

7.Помоги герою найти свою сказку.

Цель. Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.

Описание. На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

8.Встреча с героем.

Цель. Развитие связной речи, творческих способностей, мышления.

Описание. Воспитатель предлагает детям представить, что они встретились с героем сказки. – Что вы спросите? Как вы думаете, что ответит герой?

9.Узнай сказку по песенке героев.

Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.

Описание. Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например: ∙ Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).

10.Сказочные слова.

Цель. Учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку.

Описание. Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь”, Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д.).

11.Покажи мимикой и жестами.

Цель. Учить детей через мимику и жесты передавать черты характера героя, развивать воображение, наблюдательность.

Описание. Воспитатель предлагает детям продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или жестов.

12.Шкатулка.

Цель. Развитие речи, памяти, мышления.

Описание. Воспитатель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё качества характера, пожелания и т.д. Например: Соберите в шкатулку все, что необходимо герою с вашей точки зрения, все, что поможет ему в дальнейшем.

13. Что было бы, если бы …

Цель. Развитие творческих способностей детей, связной речи.

Описание. Воспитатель предлагает детям придумать и продолжить предложение, например: Что было бы, если бы колобок укатился от лисы?

14.Верно - неверно.

Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

Описание. Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться. Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое - золотое.

15. Хорошо-плохо.

Цель. Формировать умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации.

Описание. Например: Мышка прибежала вытянуть репку. Это хорошо. Почему? (Мышка помогла вытянуть репку.) Это плохо. Почему? (Кошка могла съесть мышку).

16. Использование мнемотаблицы в работе со сказкой.

16.1. при пересказе сказок, например сказка «Репка».

При пересказе с помощью мнемотаблицы  дети видят всех действующих лиц, и свое внимание  концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.

в различных играх:

16.2.  «Нарисуй сказку»

Цель: научить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.

Ход игры. Детям читают сказку и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок (мнемотаблицы), по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой.

16.3. «Где начало рассказа (сказки)?»

Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью карточек из мнемотаблицы.

Ход игры. Ребенку предлагается разложить карточки и составить рассказ. Карточки позволяют точно передать сюжет, от начала до конца.

16.4«Какая карточка не нужна?»

Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают карточки в правильной последовательности, но одну карточку берут из другого набора мемотаблицы. Ребёнок должен найти ненужную карточку, убрать ее, а затем составить рассказ.


Приложение Б

Таблица 1

Пальчиковые игры для детей 3-4 лет

Произносимый текст

Методические указания

Жил-был зайчик –
Длинные ушки.
Отморозил зайчик
Носик на опушке.
Отморозил носик,
Отморозил хвостик
И поехал греться
К ребятишкам в гости

Хлопают в ладоши. 3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Трут нос.
Сжимают и разжимают пальцы обеих рук.
Гладят кобчик.
Крутят руль

У нашего
У Гришеньки
Под окошком
Вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны дуб зелёный,
У Марины куст малины,
У Арины две рябины.
А у Вани
На плетень
Зелёненький
Вьётся хмель

Выставляют два кулака.
Ставят ладони на ребро.
Показывают две ладони.
Выставляют два кулака.
Левая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.
Правая рука: загибают пальцы, начиная с мизинца.
Показывают ладонь.
Выставляют кулак.
Ладонь. Кулак

Коленька хороший,
Коленька пригожий,
Пройди по дороженьке,
Топни, Коля, ноженькой

Поглаживают кисть левой руки.
Поглаживают кисть правой руки.
Указательный и средний пальцы рук шагают.
Выставляют кулак.
Ставят ладонь на ребро.
Показывают ладонь

Жили-были зайчики
На лесной опушке.
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки

3 пальца в кулак, указательный и средний — ушки.
Хлопают в ладоши.
Показывают уши.
Показывают домик.
Трут уши.
Моющие движения ладонями рук.
Движение ладоней сверху вниз по туловищу.
Показывают

Мои пальчики расскажут,
Что умеют — все покажут.
Их пять на каждой руке.
Все сделать смогут, всегда помогут.
Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Бельё стирают,
Пол подметают,
Щиплют, ласкают –
Пять и пять моих ловких пальчиков

Хлопают в ладоши с растопыренными пальцами.
Одноимённые пальцы обеих рук 4 раза соприкасаются друг с другом.
Показывают растопыренные пальцы.
Хлопают в ладоши.
Далее движения соответствуют тексту.
Показывают пальцы обеих рук

«Пирог»
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку.
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою крошкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чай заварю,
В гости друга приглашу

Ребёнок сжимает и разжимает пальчики.
Выполняет круговые движения ладошками.
Водит ладошками по плоскости стола.
Ребёнок имитирует «посыпание крошки» пальчиками обеих рук

«Алые цветки»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают

Ребёнок соединяет ладони в форме тюльпана.
Медленно раскрывает пальцы.
Плавно покачивает кистями рук из стороны в сторону.
Ребёнок медленно закрывает ладошки, имитируя форму цветка.
Произвольно покачивает «головкой цветка»

«Шарик и подружки»
Шар надутый две подружки
Отнимали друг у дружки –
Весь перецарапали!
Лопнул шар, а две подружки
Посмотрели — нет игрушки,
Сели и заплакали…

Пальчики обеих рук ребёнок сжимает в «щепотку» и соприкасается только кончиками.
В таком положении он должен дуть на них, при этом пальчики должны принять форму шара.
Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение

«В гостях у гномиков»
Гномы гостей приглашали.
Гномы гостей угощали.
Каждому гостю досталось варенье.
Пальчики склеило то угощение,
Плотно прижалась ладошка к ладошке,
Гости не могу взять даже ложки!

Перед началом игры ребёнок сжимает кулачки на обеих руках.
Взрослый отгибает ребёнку пальцы по очереди.
Взрослый надавливает последовательно на подушечку каждого пальца ребёнка своим указательным пальцем.
Взрослый последовательно проводит указательным пальцем по каждому пальчику ребёнка от основания до самого кончика.
Ребёнок должен тесно прижать попарно друг к другу подушечки пальцев.
Ребёнок плотно соединяет ладошки

Таблица 2

Пальчиковые игры для детей 5-7 лет

Название игры

Произносимый текст

Методические указания

«Козлик»

Вышел козлик из дверей,
Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!»
«Дай пирожок!»
Протянул копытце:
«Дай воды напиться!»

Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены. Такое положение сохраняется всю игру.
Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога.
Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен.
Правая рука складывается лодочкой

«Перчатки и мышата»

Шустрая мышка
Перчатку нашла.
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала,
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила всех
И отправила спать

Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх.
Сложить ладони «ковшиком».
Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.
Кончиком большого пальца поочерёдно постучать по кончикам остальных пальцев.
Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному.
Ладони прижать друг к другу, положить их под щёку

«Шла кукушка»

Шла кукушка мимо рынка,
У неё была корзинка.
Вдруг корзинка на пол — бух,
Полетело десять мух!

Ребёнок «идёт» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты.
Потом соединяет ладошки «ковшиком».
Ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки.
Ребёнок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками

«Десять котят»

У Мурочки нашей
Есть десять котят,
Сейчас все котята
По парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых

Ребёнок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол.
Покачивает ладони из стороны в сторону, не разъединяя пальцев.
Постукивает соответствующими пальцами друг по другу — от большого к мизинцу

«Иголка и напёрсток»

Вышивает, шьёт иголка.
Пальцу больно, пальцу колко,
А напёрсток в тот же миг
К (имя ребёнка) на пальчик прыг!
Говорит иголке: – Шей!
А колоться ты не смей

Левая ладонь ребёнка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка шьёт и задевает указательный пальчик на левой руке.
Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки напёрсток.
Левая ладошка ребёнка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка, он шьёт.
Ребёнок грозит пальчиком левой руки

«Кот-повар»

Падал снег на порог,
Кот испёк себе пирог,
А пока лепил и пёк,
Ручейком пирог утёк.
Пирожки себе пеки
Не из снега, а муки

Ребёнок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол.
Изображает лепку пирога.
Ребёнок «бежит» пальчиками обеих рук по столу.
Вновь изображает лепку пирога

«Мышонок»

Сел мышонок на маслёнок,
А маслёнок — липкий гриб,
Посидел на нём мышонок
И прилип, прилип, прилип

Ребёнок ладонью левой руки накрывает кулачок правой.
Вращает кулачком правой руки.
Трёт ладонью левой руки по кулачку правой.
Ребёнок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится»

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,
Ветер листики считал:
Вот — дубовый,
Вот — кленовый,
Вот — рябиновый, резной,
Вот — с берёзки, золотой.
Вот — последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку

Ребёнок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.
Загибает по одному пальчику, начиная с большого.
Поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени

«Жирафы и слоны»

У жирафов пятна, пятна,
Пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна,
Пятна, пятнышки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах,
на коленях и носах.
У слонов есть складки, складки,
Складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки,
Складки, складочки везде:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носах

Ребёнок хлопает ладошками по всему телу.
Обоими указательными пальцами дотрагивается до соответствующих частей тела.
Ребёнок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами ребёнок дотрагивается до соответствующих частей тела

Приложение В

Загадки по сказкам

На полянке вырос дом,

Разместились звери в нем.

Вдруг пришел большой лохматый,

Раздавил он домик лапой    

(Теремок)

Я жил один в лесу густом.

Да взял хозяйку себе в дом.

Хозяйство чтоб она вела,

Пирожки бы мне пекла.

(Маша и медведь)

У Аленушки — сестрицы

Унесли братишку птицы,

Высоко они летят,

Далеко они глядят

(Гуси - лебеди)

Лисе доверились вы зря.

Вокруг вас пальца обвела,

Остались вы без сыра -

Вас жадность погубила.

(Два жадных медведя)

Возле леса на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

 Кто герои этой сказки?

(Три медведя)

В детстве все над ним смеялись

Оттолкнуть его старались

Ведь никто не знал, что он

Птицей белою рожден.  

(Гадкий утенок)

Говорят, я простота

Сплоховал немножко.

Не послушал я кота -

Выглянул в окошко.  

(Кот, петух и лиса)

Железные зубы, костяная нога,
Все дети знают – это …

(Баба Яга)

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный!
Но любил папаша сына
Шалунишку …

 (Буратино)

Хрю-хрю-хрю - каких три братца

Больше волка не боятся?

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный    

(Три поросенка)

Появилась девочка
В чашечке цветка.
А была та девочка
Чуть больше ноготка,
В ореховой скорлупке
Девочка спала.
Вот какая девочка,
Как она мила.

(Дюймовочка)

Скачет лошадь непростая,
Чудо – грива золотая.
По горам парнишку носит
Да никак его не сбросит.
Есть у лошади сынок,
Удивительный конек,
По прозванью …

(Горбунок)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете,
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но лишь только полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь.  

(Золушка)

Он и весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним хозяин мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулки – праздник,
А на мед особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок …

(Винни Пух)

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
И однажды из болота
Вытащил он бегемота!
Он известен, знаменит
Это доктор …

(Айболит)

Всех он любит неизменно,
Кто б к нему не приходил.
Догадались? Это Гена
Это Гена …

(Крокодил)

Он дружок зверям и детям,
Он живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нет ни одного!
Потому что он не птица,
Не котенок, не лисица,
Не волчонок, не сурок,
Но заснята для кино,
И известна всем давно,
Эта милая мордашка,
А зовется …

(Чебурашка)

Всем  он каши наварил

Съесть ее не хватит сил

(Горшочек каши) 

И зайчиха  волчица

Все бегут к нему лечится.

(Доктор Айболит)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет    

(Федорино горе)

Нравом зол, цветом сер,

Шестерых козлят он съел  

(Волк и семеро козлят)

Светофор нам починил

Милиционер один

Он высок и как-то раз

Бабушку на льдине спас.

(Дядя Степа милиционер)

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать

Да жильцов к себе пускать.

(Теремок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Методика ведения корригирующих упражнений с детьми дошкольного возраста»

МЕТОДИКА КОРРИГИРУЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ. ФИЗИОЛОГТЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ УПРАЖНЕНИЙ                                ...

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста

Организация и методика проведения трудовой деятельности с детьми дошкольного возраста....

Методика работы с тканью с детьми дошкольного возраста

Как и с чего начать обучение детей дошкольного возраста работе с тканью....

Методическая разработка на тему: «Методика рассказывания по картине с детьми дошкольного возраста».

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью д...

«Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование элементов тризовской технологии в работе со сказкой с детьми дошкольного возраста» В настоящий момент первоочередной задачей государства является подготовка таких...

Мастер-класс для педагогов "Технология ТРИЗ при работе со сказкой с детьми дошкольного возраста"

В публикации представлены нетрадиционные способы ознакомления со сказкой, с использованием технологии ТРИЗ....

«Мастер-класс по теме: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ ШУЛЬТЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Работа с таблицами Шульте в настоящее время является очень актуальной. Это базовое упражнение, своего рода тренажер для мозга, для поддержания его в хорошем рабочем тонусе....