Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Павлова Ирина Витальевна

Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

        Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

        В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к её истории, культуре, природе, к современной жизни, её достижениям и проблемам[Логинова с.65]

        Патриотическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребёнка с целью обогащения его знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу[Лунина с.5]

        Никонова Л.Е. даёт такое определение патриотическому развитию – процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек [ Рычашкова с. 67]

         На каждом возрастном этапе проявление патриотизма и патриотическое развитие имеют свои особенности и задачи:

  • формировать духовно-нравственного отношения и чувство сопричастности к родному дому, семье, её традициям, детскому саду, городу, его истории и достопримечательностям;
  • формировать бережное отношение к природе и всему живому;

        приобщать детей к культурному наследию своего народа, праздникам,         традициям, художественно-прикладному искусству, устному         народному творчеству, музыкальному фольклору. О важности того         чтобы ребёнок с раннего детства приобщался к культуре своего народа         написано очень много.  Детям необходимо знать уклад жизни, быт,         искусство, верования, историю предков. Именно знание истории         народа, его родной культуры поможет в дальнейшем с большим         вниманием, уважением отнестись к истории и культуре других         народов[Маханева с.3].

  • организовать творческую продуктивную и игровую деятельность детей в которой дети могут проявлять сочувствие и заботу о людях, растениях и животных.

        Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное         качество не может быть сформировано окончательно -  доброта,         вежливость, бескорыстие,  тактичность, верность, трудолюбие,         отзывчивость, коллективизм, бережное отношение к природе,         постоянное культурное развитие и соблюдение правил морали, чувство         собственного достоинства и патриотизм. Тем не менее, практически все         нравственные качества закладываются и берут своё начало именно в         дошкольном возрасте.

        В развитии патриотизма детей старшего дошкольного возраста можно выделить несколько этапов:

  • Инстинктивный патриотизм, выраженный в словах : «Я люблю Родину, за что не знаю сам».
  • Потребность в любви к ближним. Отношение к родным и близким, всему народу в целом является важным компонентом содержания патриотизма, «особенно надо внушить детям родственную справедливости добродетель – готовность услужить другим и охоту к этому», писал Коменский Я.А. [Свадковский с.50].
  • Привязанность к окружающей природе, климату, играм с первых лет жизни.
  • Привязанность к духовной среде: народному творчеству, литературе, искусству, родному языку. Мысль об уважительном отношении к родному языку высказывали многие писатели и педагоги. Так, Алаиза Пашкевич писала, что родной язык «… как цемент, связывает людей, он даёт им наилучший способ понимать друг друга, одной мыслью жить, одной судьбы искать» [Мухина  с.50].
  •  Объективная оценка «родного». Общие интересы будничной жизни обеспечивают духовную связь членов семьи.
  • Накопление ребёнком социального опыта жизни в своём Отечестве и усвоение принятых в нём норм поведения и взаимоотношений.

        Все участники процесса: семья, педагоги, коллектив, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся единой системой оказывающей влияние на формирующуюся личность ребёнка.

        Таким образом, следует, что патриотизм предполагает формирование и целенаправленное развитие целого комплекса  положительных качеств личности. Основой, фундаментом этого развития является эмоционально – личностный компонент. Развитие патриотизма у детей старшего дошкольного возраста – процесс неразрывно связанный с развитием духовности, нравственности. Это очень трудный и деликатный процесс неизмеримо возрастает роль и ответственность педагога ведущего эту кропотливую работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Игра как средство формирования патриотизма у детей старшего дошкольного возраста

Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.  Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к...

Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...

План работы по проекту "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через труд железнодорожника"

материал  для воспитателей, которые работают по тематике "Железная дорога для дошкольников"...

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Родительское собрание МБДОУ №3 в старшей группе Тема: «Воспитание чувств патриотизма у детей старшего дошкольного возраста».

«С чего начинается Родина?» Слова из известной песни трогают  душу каждого человека, любящего свою Родину. Для каждого малыша она (Родина) начинается с любимых глаз и нежных рук матери, с крепког...

"Развитие экологических представлений, чувство патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольника - это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выроботка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним. Важне...