В чем современность дошкольного образования?
консультация

Филаткина Светлана Витальевна

В чем современность дошкольного образования? Для ответа на данный вопрос опишем тенденции современного дошкольного образования, среди которых наиболее обсуждаемыми являются цифровизация и стандартизация образовательно-воспитательного процесса в ДОУ.

Цифровизация дошкольного образования предполагает внедрение различных информационных технологий в работу с детьми, их родителями и педагогами. Большую популярность приобрели мультимедийные презентации, видеофильмы, компьютерные игры, электронное анкетирование, онлайн-вебинары и другое. В настоящее время педагоги ДОУ активно применяют ИКТ при организации практически всех режимных моментов с детьми, а также при работе с их родителями (фото- и видеоотчеты, онлайн-собрания, онлайн-консультации).

Стандартизация дошкольного образования предполагает внедрение ФГОС ДО в работу дошкольных учреждений. Данный стандарт закрепляет формы и методы при работе с дошкольниками. Он же описывает целевые ориентиры, которые необходимо достигнуть ребенку к окончанию подготовительной группы.

Согласно ФГОС ДО, ребенок больше не рассматривается как «маленький взрослый», а воспринимается как индивидуальность с присущими ему положительными и отрицательными качествами. Отныне ключевая задача педагога научить ребенка быть активным, инициативным, самостоятельным, любознательным и креативным посредством внедрения деятельного подхода в образовательно-воспитательный процесс ДОУ.  

По мнению Н.Е. Вераксы, И. Комаровой, Е.А. Ямбурга, Ш. Амонашвили и др., вышеописанные тенденции стали причиной появления как позитивных, так и негативных явлений в дошкольном образовании. К позитивным относятся следующие: индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его психологических и физических особенностей; формирование технологической платформы дошкольного образования; развитие гуманной педагоги; формирование у детей знаний и навыков, позволяющих им быстро адаптироваться к изменением внешней среды; внедрение системы развития и поддержки талантливых детей и педагогов и многое другое.

К негативным относятся: падение нравственной составляющей детей и их родителей; цифровой разрыв между различными дошкольными учреждениями и семьями; недостаточная подготовка педагогического состава; зависимость детей от гаджетов и информационных технологий; нежелание родителей участвовать в образовательно-воспитательном процессе ДОУ, увеличение количества детей с ментальными нарушениями и так далее.

Для уменьшения негативного влияния вышеописанных явлений учеными и практиками разрабатываются парциальные программы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, по включению родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, по работе с детьми с нарушениями речи и ментальными нарушениями. Также во многих ДОУ создается развивающая пространственная среда, в том числе включающая в себя игровой набор для раннего развития по методике Ф. Фребеля; развивающие игры издательства Айрис-Пресс, фирм Bondibon и Воскобовича; мини-лаборатории и т.д.

Резюмируя вышесказанное, стоит ответить, что в настоящее время дошкольное образование представляет собой одну из важнейших ступеней развития человека, так как именно в детском возрасте у него зарождаются все те качества, которые в дальнейшем помогут ему определиться со своим предназначением и добиться успеха в обществе. Данная миссия требует от современных дошкольных учреждений быстро подстраиваться под изменяющуюся внешнюю среду, а также постоянно наращивать свой кадровый, методический и технологический потенциал.  

Источник:

Материалы Всероссийского форума работников дошкольного образования «Ориентиры детства 3.0» (2-3 ноября 2021)

https://youtu.be/Wq_MoYF3ZLI

https://youtu.be/9PzR0AU9mqQ

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновации в современном ДОУ. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании.

В данной  работе рассмотрена сущность инновации как явления  в дошкольном образовании, её классификация, происхождение, значимость для развития системы дошкольного образования.Цель – исследо...

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста как одно из ведущих направлений работы современной дошкольной организации»

Формирование патриотического сознания одна из важнейших проблем современного общества, это процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Массовая культура не ориентирует детей в нравс...

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования о содержании и условиях организации современного дошкольного образования в Российской Федерации....

"Экономическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях современной дошкольной организации"

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ «Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования: новые перспективы» Секция «Дети в музее»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ   ЧТЕНИЯ«Современное дошкольное образование в условиях реализации ФГОС дошкольного образования:новые перспективы»Секция «Дети в музее»...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...