Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорога без опасности"
статья

Мельниченко Надежда Александровна

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности.

В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми, с родительской общественностью, с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_raboty_v_dou_po_profilaktike_ddtt.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности»

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности.

В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми, с родительской общественностью, с сотрудниками ГИБДД, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в нашем детском саду - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  наше МБДОУ разработало Основную образовательную программу дошкольного образования, в которой раздел по основам безопасности жизнедеятельности детей (ОБЖ) включен в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

Работа по данному разделу направлена на формирование у воспитанников навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях, в том числе на дороге и транспорте.

Основные задачи деятельности нашего детского сада по профилактике ДДТТ и воспитанию безопасного поведения на улицах:

-обеспечение непрерывности педагогического процесса, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;

-совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;

-воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения;

-формирование в семье навыков безопасного поведения на дорогах.

Чтобы реализовать эти задачи в МБДОУ ведется работа в следующих направлениях:

-интеграция образовательных областей при обучении воспитанников ПДД;

-повышение педагогической грамотности в вопросах ДДТТ и БДД;

-методическое обеспечение, обновление развивающей предметно-пространственной среды по обучению ПДД;

-взаимодействие с семьями воспитанников и социумом.    

Ежегодно, в начале учебного года назначается ответственный педагог за организацию профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, который проводит профилактические мероприятия с воспитателями и специалистами, составляет годовой план  по профилактике ДДТТ, участвует в разработке и реализации образовательных проектов как групповых, так и общесадовских, обеспечивает работу по социальному партнерству с сотрудниками ГИБДД и другими организациями.

Для достижения положительного результата в работе с детьми по формированию знаний ПДД, педагогами осуществляется комплексный подход в соответствии с программными требованиями, не допускаются перегрузки детей излишней  информацией.
 Анализируя программные задачи по обучению детей дорожной азбуке, следует отметить последовательное усложнение программных требований в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программные задачи работы с малышами: «совершенствовать умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада. Учить различать проезжую часть дороги, тротуар; понимать значение зеленого, желтого, красного сигналов светофора», в дошкольных группах задачи постепенно усложняются.

Обучение правилам дорожного движения дает желаемый результат, когда данный материал интегрирует  во все образовательные области программы: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»  и «Физическое развитие»; внедрен во все виды детской деятельности в непрерывно образовательную деятельность и в режимные моменты. Организация такой работы проводиться регулярно, планово, систематически.

Ребенок получает «теоретические» знания,  пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализовывает их в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
   Правила безопасного поведения в дорожной среде изучаются в процессе  развивающих занятий, в основе которых лежит игра, как основной вид деятельности у малышей, которая используется в различных аспектах, в том числе и для закрепления знаний детей. Это сюжетно-ролевая,  игра с правилами,  дидактическая игра и, конечно, игровая образовательная ситуация. Моделируя на игрушках дорожные ситуации, педагог предлагает детям поупражняться в выполнении правил пешехода.

Познание «дорожной азбуки» происходит через дидактические игры и упражнения: «Какой огонек зажегся?», «О чем говорит светофор?», «На чем ездят люди?», «Чего не хватает?» и др.; сюжетно – ролевые   игры: «Пешеходы», «Дорожное движение»; творческие игры «Транспорт», «Путешествие по городу»; продуктивную деятельность: рисование и аппликацию на темы:  «Автобус», «Светофор», «Пешеходный переход», «Машины едут по улице» (коллективная работа); чтение художественной литературы: «Зайка-велосипедист» В. Клименко, А. Северный «Светофор», О. Трутин  «Переход» и другие. Задачки мультипликационных героев помогают детям научиться правильно вести себя в окружающей дорожной среде

Закрепление, расширения и углубление знаний осуществляется в беседах с детьми, которые организуются во время проведения «Минуток безопасности», в первой и  во второй половине дня или на прогулке. С детьми проводятся  беседы на темы: «Как вести себя на улице?», «Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать» и т.д., просмотры  видеофильмов,  подвижные  игры: «Воробышки и автомобиль», «Светофор», «Красный, желтый, зеленый».  Малыши  рассматривают подборку картинок «Дорожная азбука», иллюстрации, альбомы, детские книжки по данной тематике, лепбуки «ПДД для малышей».

Вопросы безопасного поведения в дорожной среде рассматриваются с воспитанниками при чтении, работе с картинками, отгадывании загадок, проведении конкурсов, досугов, развлечений и других мероприятий.

Для  того, чтобы педагоги сами владели знаниями  по вопросам профилактики ДДТТ и  могли доступно и правильно донести до ребенка необходимые знания по ПДД, с ними проводится систематическая работа.

  Для повышения педагогического мастерства воспитателей в детском саду проводятся педагогические советы «Совершенствование форм работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма», деловые игры, КВН, семинары, консультации, открытые просмотры по обучению детей правилам дорожного движения. Воспитатели и специалисты осуществляют взаимодействие  в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения.

Педагогический коллектив МБДОУ в работе с детьми использует  современные образовательные технологии: обучающие игровые ситуации, моделирование, проектирование, информационно-коммуникативные  технологии.  

Особенно хочется сказать о проектной деятельности, организация которой помогает углубить представления детей, развивает познавательные способности, мышление, их коммуникативные навыки; способствует  привлечению к данной проблеме родителей.

   Использование проектов с участием родителей, инспекторов ДПС, ГИБДД в образовательной деятельности по изучению правил дорожного движения, позволяет поддерживать интерес к данной теме на протяжении длительного времени и закрепить результаты во время проведения  итоговых мероприятий, выставок, акций.

  Так, педагогами Шитовой Л.В., Зиминой Н.Н. был разработан и  реализован познавательно-творческий проект «Нам на улице не страшно», в котором приняли участие педагоги, дети, родители.

    Реализация проекта предусматривала несколько этапов. В ходе предварительной работы был отобран иллюстративный материал, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, музыкальный репертуар, загадки, стихи  и литературные произведения по теме проекта.

   Во время практического этапа с детьми проводились беседы, экскурсии, игровые обучающие ситуации в центрах по ПДД, чтение детской художественной литературы, просмотры видеороликов, мультфильмом, различные виды игр. Было проведено итоговое мероприятие «Светофор - наш друг», оформлена выставка детского творчества. Воспитанники приняли участие во всероссийском творческом конкурсе  «Правила дорожного движения глазами детей», где представили коллективную работу «Улицы нашего города», (Диплом победителя).

     Для родителей подготовлены и проведены консультации «Начни с себя», «Как выработать у детей навыки безопасного поведения на улице; оформлены рекомендации, папки-передвижки,  проведено родительское собрание в нетрадиционной форме «Дорожная азбука».

Родители приняли участие в создании плакатов-лозунгов «Ребенок имеет право жить».

По результатам реализованного проекта детям были вручены сертификаты «Грамотный пешеход». Таким образом, проект стал еще одним доказательством того, что решение проблемы профилактики ДДТТ возможно только совместными усилиями.


 В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игр, стихотворений, загадок.

При планировании работы по пропаганде и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с детьми неотъемлемой частью является тесное взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.

Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность по предупреждению детских дорожно-транспортных происшествий, безопасного поведения на улице ведется в следующих направлениях:
- повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного движения и культуры поведения на улице;
- пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного движения средствами наглядной информации;

- привлечение родителей  к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
- активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с сотрудниками ГИБДД;
- ознакомление с результатами мониторинга динамики детского дорожно-транспортного травматизма в городе;
- совершенствование форм взаимодействия детского сада и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
 Родители являются  первыми помощниками МБДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и безопасности дорожного движения. Следует подчеркнуть, что только совместными усилиями детского сада и семьи можно научить детей соблюдать столь необходимые в их будущей жизни правила дорожного движения и основы безопасности жизни.
 Организуя такую важную работу по профилактике ДДТТ с родителями,  педагоги используют следующие формы работы:
1.Анкетирование, тестирование, опрос
2. Проектная деятельность, развлечения, праздники
3. Родительские собрания в традиционной и нетрадиционной формах.
4. Мастер-классы
5. Проведение бесед, консультаций.
6. Организация выставок совместного творчества: поделок, рисунков, аппликаций.

7. Выпуск родительской газеты «Тополек – территория счастливого детства».
8. Использование наглядной агитации (папки-передвижки,  памятки, плакаты, фотовыставка и т. д).

9. Страничка на официальном сайте «Безопасность дорожного движения».
   В начале учебного года в группах проводится анкетирование родителей, что помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы работы с детьми и родителями.

    Регулярно педагоги размещают   в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода»,  «Наши помощники».

   На качество профилактической работы с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) воспитанников по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма оказывает систематическое взаимодействие МБДОУ с инспекторами ГИБДД.     Подводя итог, можно сказать, что такая работа педагогического коллектива МБДОУ совместно  с родителями и социумом, несомненно, позволит обезопасить и сохранить здоровье и жизнь наших детей.

Сравнительный анализ педагогической диагностики индивидуального развития детей на начало и конец 2019 - 2020 учебного года показал положительную динамику педагогических воздействий на формирование у воспитанников элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения и воспитание у них осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Анализ итогового анкетирования родителей на конец 2019-2020 учебного года показал следующие результаты:

- доля родителей, которые больше времени и внимания стали уделять изучению ПДД с детьми увеличилась на 20%;

-100% родителей понимают необходимость использования  удерживающего устройства для детей - автокресла;

- 100 % родителей стараются не нарушать ПДД в присутствии детей.

Результаты мониторинговых исследований показывают, что работа в МБДОУ в данном направлении ведется на достаточно хорошем уровне.

За годы нашей работы по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.

Мы считаем, что направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей, ГИБДД, а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование работы по пропаганде безопасности дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Наша работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят новые малыши и наша задача готовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах, «чтобы жили и дружили люди и автомобили».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению педагогической работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации для   воспитателей дошкольных учреждений по организации и проведению  педагогической  работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного ...

Педагогический совет "Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"

Цель:·         Стимулировать, развивать, обогащать и активизировать деятельность воспитателей и специалистов в работе по обучению детей правилам дорожного движе...

Окружной конкурс авторских программ и методических разработок в сфере профилактики детского дорожно-транспортного травматизма "Дорога без опасности"

Во исполнение приказа Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.10.2015г. №1434 «О проведении конкурса авторских программ и методических ра...

«Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»

laquo;Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма»...

Доклад с презентацией на педагогическом совете на тему: "Организация работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма"

Сегодня мы будем говорить о предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма и тем самым постараемся уточнить знания педагогов о правилах дорожного движения. Конечно же, новые задачи, которые...

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога без опасности!»

ВведениеАктуальность темы.Представленный материал может вызвать интерес и быть полезным воспитателям и родителям. Совместная деятельность педагога с детьми отражает все виды детской деятельности с ука...