экспериментальная деятельность
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Коробко Татьяна Константиновна

Конспект НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_deyatelnost.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по экспериментальной деятельности в подготовительной группе

Цель: Расширять знания детей о природных явлениях.

Задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

2. Уточнить о представления, о природных явлениях: извержение вулкана, дожде, радуге.

3. Развивать умение, воображение, умение анализировать и сравнивать.

4. Учить отражать в речи результаты экспериментирования.

5. Формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать вывод.

Ребята нас сегодня пригласил в гости,  к себе в лабораторию Профессор Чудаков, но что то - я его здесь не вижу.

Стук в дверь: Вам письмо от Чудакова

Открываю: Дорогие ребята, я задерживаюсь на научной конференции. Не теряйте времени зря и начинайте без меня.

Вос-ль: Тут в письме еще, что то - есть, это техника безопасности

(Зачитать)

Ребята ну что с техникой безопасности мы ознакомились, а теперь нам надо надеть халаты и пройти за стол!

Ребят кто нибудь слышал такое выражение природные явления  (ответы детей)

это все события (факты), которые происходят в природной среде естественным образом (без вмешательства человека) и могут быть научно объяснены.  К ним можно отнести дождь, туман, сель, землетрясение, радугу, град, наводнение, пыльную бурю, ураган, извержение вулкана.

Одним из участников природных явлений является  вода!

А в каких природных явлениях у нас есть вода (снег, дождь и т.д.)

Совершенно верно если это дождь, то состояние воды жидкое, а если это снег или град, то состояние воды у нас твёрдое!!!

 Ребята сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, мы с вами сделаем настоящие природные явления при помощи воды!

«Пизанская башня»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх.

А чтобы узнать какое явление будет дальше, предлагаю вам отгадать загадку

Есть природное явление,
Называется «извержение».
Лава из горы течет,
Пепел в небе вьет и вьет.
Расскажите мне теперь,
Кто виновник этих дел? (Вулкан)

Воспитатель:Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

 Дети, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана.

Воспитатель: Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.

- А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, моющее средство для посуды и лимонная кислота.

- Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. Но  Прежде чем приступить к эксперименту повторим технику безопасности:

-Со всеми веществами следует обращаться очень осторожно, среди них могут встретиться и ядовитые.

-Ложку в рот брать нельзя.

-Работать под наблюдением взрослых.

-Беречь руки при работе.

- В кратер нашего вулкана будем насыпать 5 ложки соды, затем добавим красной краски, 3 ложки моющего средства для посуды и хорошо перемешаем, в конце добавляем лимонную кислоту.


«Вулкан»

Для опыта нам понадобится: пищевая сода – это порошок белого цвета, краситель – гуашь красного цвета, ложечки, и конечно же сами макеты вулканов.

А теперь приступаем к эксперименту: возьмем ложечки и с помощью них в «жерло» вулкана наливаем окрашенную воду, добавляем уксус, всю смесь перемешиваем. И чтобы разбудить вулкан нам понадобится «волшебный» порошок (сода) добавлю его в наши вулканы и посмотрите, что же получается! Наши вулканы просыпаются и начинают извергать лаву.

Дети, посмотрите, кажется, наш вулкан «оживает». Извержение вулкана происходит потому, что магмы становится слишком много.

- Что вы наблюдаете?

Воспитатель: Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается. Молодцы.

Физминутка музыкальная

- Облака, облака,
Пышные, белые,
Расскажите , облака,
Из чего вас делали?
Может, вас, облака,
Делали из молока?
Может быть, из мела ?
Может быть , из ваты?
Может быть, из белой
Из бумаги мятой?
-Никогда, никогда,-
Отвечали облака,-
Никогда не делали
Нас из молока,
Никогда из мела,
Никогда из ваты,
Никогда из белой
Из бумаги мятой.

Мы- дождевые.
Мы- снеговые.

Если летом мы плывем,
Мы с собой грозу несём,
Если мы плывем зимою,
Мы пургу несём с собою.
Вот какие мы !

Воспитатель: Вы знаете, как дождь нужен растениям. Благодаря ему, они хорошо растут. Но откуда берется дождь? Давайте узнаем. Дождь, который вы ведите, выпадал до этого уже миллионы раз. Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучи, и уже не могут долго находиться наверху и капельки начинают падать на землю в виде дождя. Потом солнце снова согревает воду в реках, морях и океанах и маленькие капельки пара снова поднимаются в небо, т. е. снова происходит испарение, и весь процесс снова повторяется. Вы замечали, как быстро высыхает лужа в солнечный день, вода из них ни куда не исчезает, она тоже превращается в пар, который поднимается в небо. Этот процесс называется круговорот воды в природе.

«Дождевые облака»

Необходимый инвентарь: стакан с водой, пена для бритья, пищевые красители, пипетка.

С помощью этого опыта схематично объясним детям как идет дождь. Сначала вода накапливается в облаках, а затем проливается на землю. В стакан налить воды на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды. Пипеткой на пену накапать окрашенную воду. Теперь наблюдаем как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие на землю.

Стук в дверь и забегает Чудаков

Здравствуйте ребята, я очень торопился к вам. Смотрю вы и без меня не плохо справились?

Наверное устали?? Предлагаю не много отдохнуть и потанцевать

(ПОМОГАТОР физ.минутка)

Ребята расскажите что вы сегодня делали?

Что нового узнали?

С какими природными явлениями познакомились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...