Проектные технологии в работе музыкального руководителя ДОО.
консультация

Русскина Наталья Евгеньевна

Данная консультация подготовлена для музыкальных руководителей ДОО с целью ознакомления педагогов с проектными технологиями в музыкальном воспиатинии доршкольников в соотвествии с ФГОС ДО. В методичеком материале представлены цели и задачи музыкального воспитания в связи с переходом на ФГОС ДО.     Для успешного решения этих задач рекомендуется использовать  в деятельности проектный метод. Проектный метод с использованием интеграции рассматривается как один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства. В методичеком материале представлены виды проектов, их классификация, структура составление проекта, особенности использования проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании разных возрастных групп.

Текст консультации сопровождается презентацией.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Коченёвская средняя общеобразовательная школа № 2

Консультация для музыкальных рукводителей ДОО на тему

«Проектные технологии в системе работы                                                     музыкального руководителя ДОО»

Подготовила: музыкальный руководитель

групп дошкольного образования

Наталья Евгеньевна Русскина

           Работа в режиме перехода от ФГТ к ФГОС ДО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на  развитие личности ребенка, его  познавательных и творческих способностей.

           Объединение музыки с изобразительным и литературным искусством в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие»  вносит значительные изменение  в работе педагога и предполагает (П 2.6. ФГОС ДО):

  • развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • становление эстетического отношения к окружающему миру:
  • формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).

           Таким образом, процесс формирования эмоционально-чувственного отражения мира в эстетическом развитии дошкольников в сегодняшней образовательной ситуации выступает на первый план. Ребёнок оценивает любое явление с позиции его эмоциональной ценности. А мы знаем, что музыка  - это самый эмоциональный вид искусства, она способна передавать и чувства, и  эмоции, и настроении. Ни   одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания  человека.                                                                

            Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение  к музыкальным образам, закладываются предпосылки  музыкального вкуса. 

           Поэтому основными задачами музыкального воспитания можно выделить следующие:

1. Воспитывать интерес и любовь к музыке (только развитие эмоциональной отзывчивости и восприятия  широко  ..воспитательное воздействие)  .

2. Обогащать впечатления детей (знакомя их в определённой организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и использованными средствами выразительности)

3.Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности. Знакомить  с начальными элементами музыкальной грамоты.

4. Развивать общую музыкальность детей: чувство ритма, ладовысотный слух, сенсорные способности, формировать певческий голос и выразительность движений.

5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.

6. Развивать творческое отношение к музыке в доступных детям видах деятельности.

              Введение ребёнка в мир искусства и эстетического познания мира, через интеграцию различных видов искусства – это  учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий оптимальные условия для полноценного развития детей.   

             Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности проектного метода - инновационного и актуального.  Проектный метод с использованием интеграции - один из важных путей повышения качества художественно-эстетического образования, его обновления, эффективности развития личности ребёнка, сохранения психического здоровья и свободного пространства детства.

              Целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования.

            В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности.  

              Проектная деятельность усиливает эстетические эмоции, активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения, помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ, а также стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста. Использование в работе с детьми проектного метода влияет на качество образования, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ. Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и музыкальный руководитель тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

             Автором и организатором проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников сам ребёнок быть ещё не может. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, его склонности и желания, принять их. Мы, взрослые, помогаем ребёнку увидеть и зафиксировать проблему, сформулировать задачи, актуализировать свой опыт (в частности, ответить на вопросы: «Что я уже знаю об том? Что хочу узнать?). По ходу решения поставленных задач взрослый помогает детям находить необходимые средства и способы решения, знакомит детей с новыми, ещё не известными им. Опираясь на помощь взрослых, дети организуют поиск этого решения и, наконец, проводят рефлексию.  Чрезвычайно важно, чтобы взрослые не делали ничего такого, что дети в состоянии сделать сами, чтобы у детей были все возможности проявить максимум самостоятельности, инициативы, творчества.

        В  развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают сказки, загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, при поддержке взрослых они становятся участниками исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектная деятельность нужна для того, чтобы развить в ребёнке личную позицию, его «самость».

   Например, работая над проектом «Времена года» музыкальный руководитель включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с образами времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое «проектное» управление музыкально - образовательным процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного возраста в современной системе образования.

           Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут не только быть источником информации,  оказывая реальную помощь и поддержку ребёнку  и педагогу в процессе работы  над проектом, но так же стать непосредственным участником образовательного процесса, обогатить свой педагогический и культурный, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

           Тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми. СЛАЙД 10.В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные его аспекты 

 Классификация проектов:

 В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:

По тематике и способам реализации результатов:

Проекты бывают:

  • Творческие

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

  • Исследовательские

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

  • Игровые

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

  • Информационные

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

     По составу участников

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

      По срокам реализации

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством композитора может длиться весь учебный год).

 СТРУКТУРА ПРОЕКТА.


1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
Название проекта. Тема проекта. Авторы проекта. Участники. Вид проекта. База проекта. Срок реализации 


2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:  Проблема. Актуальность. Цель. Задачи. Предполагаемый результат. Механизмы реализации.  Инновационностъ 


3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: 
I этап  Сроки реализации...   Цель... 
Содержание деятельности Предполагаемый результат


1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической  литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы). Изучение передового педагогического опыта по проблеме. Анализ программ  и технологий по проблеме (если прописано в задаче). Знание     перечисленных документов.  Готовность     к применению.                       Создание  банка данных по проблеме.

2. Изменение   развивающей   среды   по проблеме. Дизайн-проект среды или приобретения, или изготовление чего-либо.

3.  Выявление   уровня   развития   детей. Протоколы, таблица   (указание   фамилии  ученого,   автора диагностического инструментария) результаты диагностики.
4. Разработка самого проекта (системы занятий,   модели   взаимодействия   с родителями и т. д.). Системы, модели, конспекты занятий. 
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, праздника, развлечения театрализованного действия и т.п.

 

II этап Сроки реализации...   Цель ... 
Содержание деятельности    Предполагаемый результат
 

Выполнение проекта, выполняется практическая часть проекта.

III этап  Сроки реализации...   Цель... 
Содержание деятельности   Предполагаемый результат

     
1. Выявление уровня развития детей.  Динамика развития детей
2. Анализ созданной (системы, модели и т.п.) или анализ итогов (внедрения) реализации (технологии, программы и т. п.) 

3. Эффективность внедренной (технологии, программы и т.п.)   или   разработанной (системы, модели т. п.) по проблеме,  доказанное повышением, уровня развития детей на   %.

4.  Создание     презентации по  итогам реализации инновационного проекта. Презентация проекта.

       Используя метод проектов в работе с дошкольниками, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей и родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Проектная деятельность – творческая деятельность, идущая от интересов и потребностей детей. Поэтому план такой деятельности нельзя составить в традиционной форме, нельзя заранее предугадать, что детям будет интересно на данном этапе, какая проблема для них актуальна и значима.

   Метод проектной деятельности в музыкально-эстетическом воспитании можно использовать, начиная со второй младшей группы. В три года ребёнок воспринимает окружающий мир через игру, поэтому очень важно, чтобы краски, звуки пришли к нему как увлекательный игровой материал. Для этого возраста уместны игровые типы проектов, с тематикой  сказки-игры. Это проекты:

        -  «Как играть с музыкой»:

        - «Игры-путешествия в различные сказки», связанные со звуком, цветом,                    эмоциональным настроением;

        В средней группе образное мышление ребёнка позволяет ему включиться в творческие проекты:

        - «Театр сказки» (придумывание сказки на основе музыкальных         интонаций и            художественных иллюстраций)

        -  театрализованные игры (по выбору);

        -  настольные театры.

        В старшей группе ребёнок способен находить общность эмоционального состояния образа в музыкальном произведении, в произведении изобразительного искусства и литературном произведении. Это возраст, когда начинает развиваться ассоциативно-образное мышление. Здесь можно использовать проекты:

        - «Встречи в музыкальной гостиной»;

        - «Времена года»

        -  музыкальная сказка (по выбору).

        В подготовительной группе задачи становятся сложнее и возможности ребёнка позволяют ему принять участии в таких проектах как:

        - «Путешествие в цветомузыкальное пространство»;

        - «Сказка в музыке».

        Названные проекты дают детям применить полученные знания, проявить творчество в различных видах музыкально-эстетической деятельности. Для каждого проекта характерны свои  цели, задачи, формы работы. Работа по формированию у детей интереса к поиску, развитию творчества, инициативы, положительного отношения к занятиям начинается с выявления уровня их знаний и интересов, коммуникативности, степени сформированности практических умений и навыков, художественно-речевой деятельности. Для этого разрабатывается диагностический инструментарий отслеживания уровней музыкальности детей, их эмоционально-ценностного отношения к музыке.

        В ходе реализации проекта используются перспективные планы работы над музыкальными спектаклями в сочетании с занятиями художественно-эстетического цикла, интегрированные занятия, на которых дети могут прослушать музыкальные произведения, рассмотреть иллюстрации художников, передать свои впечатления через творческую деятельность. Это помогает им нагляднее и эффективнее сопоставить свои наблюдения и представления об окружающем мире с изучаемыми художественными и музыкальными произведениями.

        Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

        Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

        Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коченёвская средняя общеобразовательная школа №2 Проектные технологии в системе работы музыкального руководителя ДОО Подготовила: музыкальный руководитель Групп дошкольного образования Наталья Евгеньевна Русскина

Слайд 2

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Слайд 3

Предполагает ( П 2.6. ФГОС ДО ): развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений ис­кусства (словесного, музыкального, изобрази­тельного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру: формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литера­туры, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.). Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 4

Задачи музыкального воспитания: Воспитывать интерес и любовь к музыке (только развитие эмоциональной отзывчивости и восприятия широко ..воспитательное воздействие) . 2. Обогащать впечатления детей (знакомя их в определённой организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и использованными средствами выразительности) 3.Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 5

Задачи музыкального воспитания: 4 . Развивать общую музыкальность детей: чувство ритма, ладовысотный слух, сенсорные способности, формировать певческий голос и выразительность движений. 5. Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. 6. Развивать творческое отношение к музыке в доступных детям видах деятельности. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слайд 6

Целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Проекты – одна из самых успешных форм индивидуализации дошкольного образования. Проектный метод

Слайд 7

В целом метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Метод проектов можно рассматривать и как механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители могут не только быть источником информации, оказывая реальную помощь и поддержку ребёнку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственным участником образовательного процесса. Проектный метод

Слайд 8

Влияние на ребёнка: усиливает эстетические эмоции активизирует развитие ассоциативного мышления, воображения помогает осваивать искусство перевоплощения, вхождения в образ стимулирует самостоятельность и ответственность у детей дошкольного возраста. Влияние на педагогическую деятельность: влияет на качество образования профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ. Проектный метод

Слайд 9

Проектный метод Что даёт нам работа в проекте? - проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности - создается сообщество детей, воспитателей и родителей - у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием - все учатся у всех - проект интегрирует различные аспекты знаний и действий - проекты не привязаны к содержанию программы - ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника

Слайд 10

Проектный метод Стержневые линии интеграции Тематика познавательной деятельности Народные и календарные праздники Исторические даты. Интересы детей Тематические разделы (блоки) программ эмоционально-чувственные (включая художественно-эстетические, музыкально-художественные и т.д.) социальные (в том числе, нравственно-этические)

Слайд 11

В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам: 1. По тематике и способам реализации результатов: Проекты бывают: Творческие После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника. Исследовательские Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок. Игровые Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи. Информационны е Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.). Классификация проектов

Слайд 12

2. По составу участников Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные. 3. По срокам реализации По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий), так средней продолжительности и долгосрочными (пример: ознакомление с творчеством композитора может длиться весь учебный год). . Классификация проектов

Слайд 13

1. ПАСПОРТ ПРОЕКТА: Название проекта. Тема проекта. Авторы проекта. Участники. Вид проекта. База проекта. Срок реализации 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: Проблема. Актуальность. Цель. Задачи. Предполагаемый результат. Механизмы реализации. Условия реализации. Инновационностъ . Структура проекта

Слайд 14

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: I этап . Подготовительный Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности Предполагаемый результат I I этап . Основной или практический Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности Предполагаемый результат. I I I этап . Заключительный Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности Предполагаемый результат. Структура проекта

Слайд 15

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: I этап . Подготовительный Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности… Предполагаемый результат 1. Изучение нормативно-правовой базы и психолого-педагогической литературы по проблеме (ФГОС, Сан ПИНы ). Изучение передового педагогического опыта по проблеме. Анализ программ и технологий по проблеме (если прописано в задаче). Знание перечисленных документов. Готовность к применению. Создание банка данных по проблеме. 2. Изменение развивающей среды по проблеме. Дизайн-проект среды или приобретения, или изготовление чего-либо. 3. Выявление уровня развития детей. Протоколы, таблица (указание фамилии ученого, автора диагностического инструментария) результаты диагностики. 4. Разработка самого проекта (системы занятий, модели взаимодействия с родителями и т. д.). Системы, модели, конспекты занятий. Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде презентации, праздника, развлечения театрализованного действия и т.п . Структура проекта

Слайд 16

3.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА: I I этап . Основной или практический Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности… Предполагаемый результат. Выполнение проекта, выполняется практическая часть проекта. II I этап Сроки реализации... Цель... Содержание деятельности Предполагаемый результат 1. Выявление уровня развития детей. Динамика развития детей 2. Анализ созданной (системы, модели и т.п.) или анализ итогов (внедрения) реализации (технологии, программы и т. п.) 3. Эффективность внедренной (технологии, программы и т.п.) или разработанной (системы, модели т. п.) по проблеме, доказанное повышением, уровня развития детей на %. 4. Создание презентации по итогам реализации инновационного проекта. Презентация проекта. . Структура проекта

Слайд 17

Работа над проектами музыкально-эстетического цикла имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Смысл музыкально-эстетической проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе. Работа по проектам художественно-эстетического направления органично вписывается в педагогический процесс детского сада и на практике показывает своё преимущество и эффективность.

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ.

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МДОУ....

«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».

     Основная задача  педагога – приобщить ребенка к прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им.       В детском саду...

«Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя ДОУ».

В данном материале раскрывается  работа нед проектом «Классическая музыка в детском саду»...

Использование проектной деятельности в работе музыкального руководителя МБДОУ

      Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка, являющаяся средством духовного самосознания  человека....

Проектная работа «Инновации через информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ в различных видах деятельности детей музыкального руководителя ДОУ....

Статья «Возможности применения инновационных технологий в работе музыкального руководителя ДОУ в непосредственно организованной музыкальной деятельности»

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире.Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на подд...