Игровые технологии в развитии логического мышления детей раннего дошкольного возраста
статья

Татьяна Петровна Синицкая

Аннотация. В наше время остро стоит проблема организации игры для современных дошкольников. Детей балует обилие и разнообразие игрушек и игр, не всегда содержащих необходимую психолого-педагогическую информацию. В данной статье я представляю опыт работы с детьми по развитию логического мышления. Привожу примеры использования технологий в развитии наглядно-действенного логического мышления у детей раннего дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Синицкая Т.П.

Игровые технологии в развитии логического

 мышления детей раннего дошкольного возраста

Аннотация. В наше время остро стоит проблема организации игры для современных дошкольников. Детей балует обилие и разнообразие игрушек и игр, не всегда содержащих необходимую психолого-педагогическую информацию. В данной статье я представляю опыт работы с детьми по развитию логического мышления. Привожу примеры использования технологий в развитии наглядно-действенного логического мышления у детей раннего дошкольного возраста.

Ключевые слова. Дошкольный возраст, логическое мышление, игра, задачи, игровые технологии.

На данный момент считаю, что проблема организации современных детских игр стоит очень остро. И родители, и педагоги сталкиваются с трудностями - в какие игры играли родители и какие педагоги они практиковали годами и использовали в своей жизни, теперь перестали работать. Поэтому педагог должен уметь ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя при этом баланс между желанием ребенка и пользой для него.

В настоящее время учебные коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу. Существует более сотни образовательных технологий. Для развития наглядно-эффективного логического мышления у младших дошкольников предпочтение отдается игровым технологиям.

Логическое мышление - это процесс, который не только помогает усвоить и преобразовать полученную информацию, но и применить ее. Обучение детей логическому мышлению означает оснащение их инструментами, необходимыми для успешного обучения, обучение их вести себя рационально и осмысленно во всех ситуациях, находить выход из сложной ситуации и вести себя надлежащим образом в обществе.

Осознанный процесс формирования наглядно эффективного логического мышления - необходимый этап на пути развития и обогащения интеллектуальной среды дошкольника. Наиболее эффективно ребенок учится рассуждать в той деятельности, которая для него наиболее естественна: в игре. Поэтому использование игровых приемов в развитии наглядно-действенного мышления необходимо и оправдано.

 Задачи логического развития в каждом возрасте разные, они углубляются и расширяются по мере роста ребенка и усложнения его мышления. Мышление дошкольников представлено тремя типами, каждый из которых является ведущим в соответствующей возрастной группе: наглядно-действенное (до 3 лет); наглядно-образное (от 3 до 5 лет); словесно-логическое (от 6 до 7 лет).

Задачи развития наглядно-действенного мышления у детей младшего дошкольного возраста: создать предпосылки для активной познавательной деятельности и экспериментирования на основе действий с предметами, природными материалами (песком, водой); формировать первичные представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина); способствовать развитию речи, учить детей высказывать простые суждения на основе действий (вода течёт, её можно переливать); формировать умения выполнять логические операции: классификации по одному признаку предметов одной формы, цвета; сериации — образованию последовательно убывающего или возрастающего ряда (нанизывание колец пирамидки, составление башенок из разного размера ведёрок, собирание и разбирание матрёшек из 3-4 частей); синтезу, то есть составлению целого из частей  (конструирование).

Выполнение этих задач возможно при наличии развивающейся игровой среды в группе. Считаю, что для организации развивающей среды лучше всего взять за основу методику Марии Монтессори. Согласно этому методу у детей есть возможность свободно и независимо работать в окружающей среде. Свобода и независимость позволяют им исследовать мир в своем собственном темпе, чувствовать себя независимыми и развивать устойчивый интерес к познавательной деятельности. Монтессори - материалы являются неотъемлемой частью, педагогической  среды, которая побуждает детей демонстрировать возможности своего собственного развития, действуя независимо в соответствии со своей индивидуальностью.

Среда развития представлена ​​разнообразными материалами, которые дают серьезные импульсы развитию мозга ребенка и, как следствие, всем психическим процессам, таким как восприятие, память и внимание, мышление, воображение. С помощью развивающей среды в группе дети готовы к саморазвитию и самообразованию. Это означает, что взрослый помогает ребенку использовать полученные знания на собственном опыте.

Некоторым детям третьего года жизни интересна и доступна логическая операция, такая как установление связи между двумя объектами. Для этого доступны игры «Найди малыша», «Кто что ест», «Найди пару», сделанные из маленьких игрушек. Детям нравится играть с ними, составлять логические пары, даже использовать их в самостоятельной игровой деятельности: убирать животных, «кормить» их достаточным кормом, ставить щенков рядом с макетом взрослого животного.

Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитие логического мышления можно и нужно развивать (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области очень скромны) и что логическое мышление целесообразнее развивать у дошкольника.

Уровень развития логического мышления во многом определяет успешность усвоения ребенком определенных видов учебной деятельности. Как известно, в процессе достижения игровой цели, ребенок проявляет особую умственную активность как в непосредственной учебной деятельности, так и в повседневной жизни.

Группа детей, с которыми я работала в течение года, в общем развитии показала, что они значительно опережают своих сверстников. Ребята проявляют все большую любознательность, проявляют большой интерес к новому и неизведанному. Некоторые дети могут логически формулировать свои мысли. В своей практике я использую игры для развития логического мышления, творческого и пространственного воображения как основных средств достижения целей и задач. Эти игры стали содержанием работы по представленной теме. К ним относятся развивающие игры-головоломки, логические блоки Диеныша, игры Б.П. Никитина, игры в слова, игры пальчиковые, игры с цветными палочками Куйзенера, мозаики, строительные материалы, а также настольные игры, напечатанные на досках для классификации, сравнения, обобщения. Одним из условий развития логики является формирование речи как средства общения. Чтобы слово использовалось как средство самостоятельного мышления для решения психических задач без использования образов, ребенок должен овладеть понятиями, разработанными человеком, то есть знанием общих и существенных свойств предметов и явлений, окружающей действительности. содержится в словах. В связи с этим в работе с детьми я часто использую следующие словесные игры: «Подбери концовку», «Скажи наоборот», «Часть – целое», «Добавь словечко», «Продолжи рассказ».

В процессе игры у детей развиваются: самостоятельность, способность решать самостоятельно, а также способность к элементарной творческой и познавательной деятельности. Кроме того, эти игры способствуют развитию мыслительных процессов, создают позитивную эмоциональную атмосферу.

Список литературы:

  1. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т И. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт – Петербург, 2003.
  2. Михайлова З.А. Математика от трех до семи. Учебно – методическое пособие для воспитателей детских садов. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.
  3. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие, 2011 г.
  4. Никитин Б.П. Развивающие игры. М.: Издание «Занятие», 1994.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Синицкая Т.П., воспитатель МБДОУ «Ольгинский детский сад» Полтавского района,  Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Презентация для воспитателей об использовании игровых технологий в экологическом воспитании с детьми старшего дошкольного возраста....

Использование игровых технологий в формировании словаря детей старшего дошкольного возраста.

Важным условием формирования словаря дошкольника  является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы. Организация дидактических игр хоть и явля...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА..

Целенаправленное развитие речи младших дошкольников –одно из самых ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее современное психическое развитие детей.  .  Согласно,...

Игровой метод развития речи детей раннего дошкольного возраста.

laquo;Аква-гимнастика» (пальчиковые игры в воде) – одна из технологий развития речи детей младшего дошкольного возраста. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления...

«Использование сюжетно-ролевых игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»

Выступление на муниципальном методобъединении. Форма проведения - семинар-практикум....

Мастер-класс Использование игровых технологий в развитии связной речи старшего дошкольного возраста

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровых технологий, которые включают в себя множество интерактивных методов и приёмов. Используя игровые технологии в развитии ...

"Использование современных игровых технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного об...