Методическая разработка "В стране Математики"
методическая разработка (подготовительная группа)
Учить пользоваться математическими знаками +, -, >,<,=;
- закрепить счёт в пределах двадцати;
- закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1.Пояснительная записка
«Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Эмоциональна насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества. Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга» (Сухомлинский В. А. « Сердце отдаю детям»)
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить.
Обоснование выбора темы.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место.
Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.
Проблема формирования математических представлений детей дошкольного возраста через сказку, является достаточно актуальной, так как математика играет большую роль в жизни человека, а сказка - в жизни детей.
В процессе обучения математике с помощью сказок ведущий акцент делается на то, чтобы ребенок точно понимал суть сказки и сознательно ее усвоил, а не просто запоминал учебную информацию. Так как дети, на самом деле, не осознают, что они учатся, развиваются, познают что-то новое в процессе обучения.
Сегодня обучения дошкольников с помощью сказок является очень популярным явлением. Причина этого – простота использования сказки, ее доступность для ребенка и универсальность. Сказка достаточно сильно влияет на развитие ребенка. Кроме того, дети дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам.
Моя педагогическая практика показала, что на успешность воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи.
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников в формах, специфичных для данного возраста, прежде всего – в форме игровой и познавательной деятельности. Ведь именно сказка всегда питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить у дошкольников интерес к познавательной работе.
Тема: « В стране Математики»
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Форма НОД:
Форма организации: групповая
Цель: развитие математических способностей воспитанников.
Задачи:
Обучающие задачи:
- Учить пользоваться математическими знаками +, -, >,<,=;
- закрепить счёт в пределах двадцати;
- закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Развивающие задачи:
- Развивать умение ориентироваться на плоскости;
- развивать слуховое внимание и координацию движений;
- развивать логическое мышление.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к математике;
- Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.
Планируемый результат
- дети умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- считают в пределах 20;
- умеют пользоваться математическими знаками +, -, =, >,<;
- ориентируются на плоскости.
Материалы:
Наборы цифр, математические знаки, счётные палочки, письмо, конверт с заданиями, цветные карандаши.
Выводы: В результате проведённой работы с детьми по ФЭМП посредством сказки, я сделала следующие выводы: сказка положительно влияет на развитие математических способностей; комплексный подход, при обучении детей математике с применением сказки, дает высокие результаты; с помощью сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов; воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей дошкольного возраста безграничны.
Заключение: Сказки являются эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, | Планируемый результат |
Мотивация детей | Мотивация на начало работы Ребята, хотите послушать сказку? «В одном красивом месте, где журчал ручей, цвели необыкновенной красоты цветы и воздух был чист и свеж, стоял великолепный замок. В этом замке жила одна замечательная девушка – Царица Математика. Много времени она проводила за книгами и поэтому была очень образованна и умна. За ум и сообразительность ее невзлюбил злой волшебник. Он опутал замок злыми чарами. Солнце перестало появляться над замком. Замок погрузился в темноту. Без солнечного света и тепла перестали расти цветы и деревья, птицы не пели своих чудесных песен. Весь животный и растительный мир стал гибнуть. Царица Математика очень грустила, целую неделю сидела со слезами на глазах и не знала, как ей быть, как справиться с чарами злого волшебника. Но вот однажды, над ее мрачным замком пролетала волшебница Фея. Она увидела, какая беда приключилась с Царицей Математикой и решила ей помочь. Фея сказала: «Я знаю, как сбросить злые чары и победить злого волшебника. Надо выполнить все его математические задания без ошибок именно сегодня, и чары спадут». «Но я сама не успею, как мне быть, ведь заданий очень много» – сказала Царица Математика. «Я знаю, кто тебе поможет. В городе Асбесте есть детский сад №2 , в группе «Радуга» дети очень любят математику, они с удовольствием тебе помогут выполнить часть заданий. Обратись к ним за помощью». | Приветствие детей. Стимулирует познавательный интерес. | Дети подходят к воспитателю, садятся на ковёр. Сосредотачивают внимание, слушают, эмоционально проявляют интерес | Проявление познавательного интереса и готовности к предстоящей деятельности. |
Организационный момент. | Ребята, давайте быстрее прочтем письмо. «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мой математический замок заколдовал злой волшебник. И одолеть его я смогу только с вашей помощью. Вам необходимо очень постараться, чтобы выполнить все задания правильно и тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Помогите мне. | Читает письмо | Внимательно слушают | Внутренняя мотивация на деятельность и желание помочь. |
Проблемные вопросы | Ребята, вы хотите помочь? Нам надо поторопиться. Но сначала небольшая разминка: Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке. прямой счёт до 20; «Продолжи счёт» Игра «Назови число»: на один больше, на один меньше Игра «Кто знает, пусть дальше считает» - назвать три числа, которые идут после названного числа.
| Даёт задание | Дети стоят полукругом Ответы детей Дети по очереди выполняют задание | Дети заинтересованы в решении проблемной ситуации Монологические ответы |
Основной этап | Молодцы, ребята! А вот и задания от царицы Математики. 1 задание называется "Посчитай" Молодцы, ребята, вы успешно выполнили первое задание. Физкультурная минутка «Дни недели»: В понедельник я купался, А во вторник – рисовал. В среду долго умывался, А в четверг в футбол играл. В пятницу я прыгал, бегал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. Сейчас нам предстоит вспомнить геометрические фигуры и восстановить узоры в математической стране.
Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник).
3 задание: Задачи На полянке у реки Жили майские жуки. Дочка, сын, отец и мать. Кто успел их сосчитать? (4 жука) Расставил Андрюшка В два ряда игрушки. Рядом с матрёшкой – Плюшевый мишка. Вместе с лисой – Зайка косой. Следом за ними – Ёж и лягушка. Сколько игрушек Расставил Андрюшка?(6) Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок-сосед. На пенёк зайчата сели И по две морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (4) В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка, А за ним Маринка, А за ней Иринка, А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? (5) 4 задание «Сравнение чисел». Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать? Воспитатель: Совершенно верно 5 задание: «Поставь правильно знак» (+, -) Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. 6 задание: «Назови правильно»: Сколько месяцев в году? Сколько дней в неделе? Назови число, которое я пропустила; Назови части суток Какой предмет обладает одновременно следующими признаками: Имеет 4 стороны и 4 угла Имеет 3 стороны и 3 угла Очень хорошо, ребята! А теперь последнее задание: «Соедини по точкам и раскрась!» | Задаёт вопросы Педагог, проговаривая слова, показывает движения Воспитатель дает детям Задание Педагог предлагает детям решить задачи Педагог задёт вопрос Мотивирует детей работать в паре, даёт задание, осуществляет контроль за его выполнением, анализирует результат деятельности детей, оценивает его. Педагог задаёт вопросы Воспитатель уточняет цель деятельности детей | Дети отвечают на вопросы воспитателя. Дети повторяют за педагогом Дети рассаживаются за столы, где лежат счётные палочки, выполняют задания Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы задач Ответ детей: «Вставить между цифрами знаки <, >, =. (у детей набор чисел с 1 до 10, математические знаки). Дети располагаются на полу парами, не мешая друг другу, достают числа и математические знаки. Выполняют задания. После выполнения заданий, дети собирают карточки, убирают их. Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы Дети садятся за столы, выполняют задание (соединяют цифры и получают изображение предмета) Самостоятельная деятельность детей | Развитие внимания, логического мышления Эмоциональная и физическая разрядка Способность самостоятельно действовать по заданию воспитателя Активизация познавательного Интереса Умеют пользоваться математическими знаками Активизация познавательного интереса Способность самостоятельно действовать по заданию воспитателя |
Подведение итогов, рефлексия,открытость. | «Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь самой царице Математики. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного». А теперь скажите, вам было очень трудно? Что понравилось больше всего? | Беседует с детьми, Побуждает детей оценить собственную деятельность, благодарит и хвалит их за старание. | Дети делятся своими впечатлениями о проделанной работе Оценивают результаты своей деятельности, выделяя то, что получилось лучше всего | Сформированность элементарных навыков самооценки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по математике
В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....
Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)
Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)...
Методическая разработка по математике
Мой подход к работе с детьми младшего возраста. ...
Методическая разработка по математике
Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН для детей старшего дошкольного возрастацели:1....
Методическая разработка по математике " В стране геометрических фигур"
Государственное автономное профессиональное образовательное ...
Методическая разработка по математике "Путешествие в страну геометрических фигур" в средней группе.
Госсударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга Методическая разработка п...
Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».
Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур; Упражнять в ориентировк...