Методическая разработка "В стране Математики"
методическая разработка (подготовительная группа)

Учить пользоваться математическими знаками +, -, >,<,=;

- закрепить счёт в пределах двадцати;

- закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Пояснительная записка

        «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Эмоциональна насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества. Я глубоко убежден, что без эмоционального подъема невозможно нормальное развитие клеток детского мозга» (Сухомлинский В. А. « Сердце отдаю детям»)

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, но и умению думать, творить.

        Обоснование выбора темы.        

        Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. В математику ребёнок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребёнка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место.

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них элементарных математических представлений, умений и навыков. Вопросами ознакомления и обучения детей дошкольного возраста математики занимается такая дисциплина как «методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников», которая выделилась из дошкольной педагогики и стала самостоятельной научной и учебной областью знаний.

        Проблема формирования математических представлений детей дошкольного возраста через сказку, является достаточно актуальной, так как математика играет большую роль в жизни человека, а сказка - в жизни детей.

       В процессе обучения математике с помощью сказок ведущий акцент делается на то, чтобы ребенок точно понимал суть сказки и сознательно ее усвоил, а не просто запоминал учебную информацию. Так как дети, на самом деле, не осознают, что они учатся, развиваются, познают что-то новое в процессе обучения.

         Сегодня обучения дошкольников с помощью сказок является очень популярным явлением. Причина этого – простота использования сказки, ее доступность для ребенка и универсальность. Сказка достаточно сильно влияет на развитие ребенка. Кроме того, дети дошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам.

        Моя педагогическая практика показала, что на успешность воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста влияет не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи.

        Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников в формах, специфичных для данного возраста, прежде всего – в форме игровой и познавательной деятельности. Ведь именно сказка всегда питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить у дошкольников интерес к познавательной работе.

Тема: « В стране Математики»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Форма  НОД:

Форма организации: групповая

Цель: развитие математических способностей воспитанников.

Задачи: 

Обучающие задачи:

- Учить пользоваться математическими знаками +, -, >,<,=;

- закрепить счёт в пределах двадцати;

- закрепить счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

Развивающие задачи:

- Развивать умение ориентироваться на плоскости;

- развивать слуховое внимание и координацию движений;

- развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать интерес к математике;

- Воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, познавательная.

Планируемый результат

- дети умеют считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;

- считают в пределах 20;

- умеют пользоваться математическими знаками +, -, =, >,<;

- ориентируются на плоскости.

Материалы:

Наборы цифр, математические знаки, счётные палочки, письмо, конверт с заданиями, цветные карандаши.

Выводы: В результате проведённой работы  с детьми по ФЭМП   посредством сказки, я сделала следующие выводы:  сказка положительно влияет на развитие математических способностей;  комплексный подход, при обучении детей математике с применением сказки, дает высокие результаты;  с помощью  сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счёту, определяют пространственное расположение предметов;  воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации. Поэтому можно сказать, что сказка и её возможности в ФЭМП детей дошкольного возраста безграничны.

Заключение: Сказки являются эффективным средством формирования математических представлений детей, т. к. дети дошкольного возраста очень любят сказки, они им понятны и знакомы, герои сказок любимы детьми, они в своих играх дома и в детском саду стараются подражать им. Так же во многих сказках математическое начало содержится на самой поверхности, поэтому принимается и усваивается детьми незаметно, непринуждённо и легко. Поэтому сказка будет являться эффективным средством формирования математических представлений у детей.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

Планируемый результат

Мотивация детей

Мотивация на начало работы

Ребята, хотите послушать сказку? «В одном красивом месте, где журчал ручей, цвели необыкновенной красоты цветы и воздух был чист и свеж, стоял великолепный замок. В этом замке жила одна замечательная девушка – Царица Математика. Много времени она проводила за книгами и поэтому была очень образованна и умна. За ум и сообразительность ее невзлюбил злой волшебник. Он опутал замок злыми чарами. Солнце перестало появляться над замком. Замок погрузился в темноту. Без солнечного света и тепла перестали расти цветы и деревья, птицы не пели своих чудесных песен. Весь животный и растительный мир стал гибнуть. Царица Математика очень грустила, целую неделю сидела со слезами на глазах и не знала, как ей быть, как справиться с чарами злого волшебника. Но вот однажды, над ее мрачным замком пролетала волшебница Фея. Она увидела, какая беда приключилась с Царицей Математикой и решила ей помочь. Фея сказала: «Я знаю, как сбросить злые чары и победить злого волшебника. Надо выполнить все его математические задания без ошибок именно сегодня, и чары спадут». «Но я сама не успею, как мне быть, ведь заданий очень много» – сказала Царица Математика. «Я знаю, кто тебе поможет. В городе Асбесте есть детский сад №2 , в группе «Радуга» дети очень любят математику, они с удовольствием тебе помогут выполнить часть заданий. Обратись к ним за помощью».
Царица Математика написала письмо и вместе с заданиями отправила нам с почтой. 

Приветствие детей.

Стимулирует познавательный интерес.

Дети подходят к воспитателю, садятся

на ковёр.

Сосредотачивают внимание, слушают, эмоционально проявляют интерес

Проявление познавательного интереса и готовности к предстоящей деятельности.

Организационный

момент.

 Ребята, давайте быстрее прочтем письмо. 

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь. Дело в том, что мой математический замок заколдовал злой волшебник. И одолеть его я смогу только с вашей помощью. Вам необходимо очень постараться, чтобы выполнить все задания правильно и тогда над моим замком снова засияет ласковое солнце, зацветут цветы, защебечут птицы. Вы сообразительные, умные, внимательные дети. Помогите мне. 
Ваш друг Царица Математика».

Читает письмо

Внимательно слушают

Внутренняя мотивация на деятельность и желание помочь.

Проблемные вопросы

 Ребята, вы хотите помочь?  Нам надо поторопиться. 

Но сначала небольшая разминка:

Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

прямой счёт до 20;

«Продолжи счёт» 

Игра «Назови число»: на один больше, на один меньше

Игра «Кто знает, пусть дальше считает» - назвать три числа, которые идут после названного числа.

 

Даёт задание

Дети стоят полукругом

Ответы детей

Дети  по очереди выполняют задание

Дети заинтересованы в решении проблемной ситуации

Монологические

ответы

Основной этап

Молодцы, ребята!

А вот и задания от царицы Математики.

1 задание называется "Посчитай"
Сколько ушей у двух кошек? (четыре)
Сколько дней в неделе? (семь)
Сколько глаз у светофора? (три)
Сколько пальцев на одной руке? (пять)
Сколько солнышек на небе? (одно)
Сколько лап у двух собак? (восемь)
Сколько пальцев на двух руках? (десять)
Сколько в неделе выходных дней? (два)
Сколько солнышек на небе ночью? (ноль)
Какое число больше восьми, но меньше десяти? (девять).

Молодцы, ребята, вы успешно выполнили первое задание.

Физкультурная минутка «Дни недели»:

В понедельник я купался,

А во вторник – рисовал.

В среду долго умывался, 

А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, бегал,

Очень долго танцевал.

А в субботу, воскресенье

 Целый день я отдыхал.  

Сейчас нам предстоит вспомнить геометрические фигуры и восстановить узоры в математической стране.


2 задание со счетными палочками - Восстанови узор. 

Постройте фигуру, у которой три угла и три стороны (треугольник). 
Постройте фигуру, у которой все стороны равны (квадрат). 
Постройте фигуру, у которой две стороны длинные и две стороны короткие (прямоугольник).
Постройте фигуру из 4-х палочек, но не квадрат. Что получилось? (ромб).


Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием!

3 задание: Задачи

На полянке у реки

Жили майские жуки.

Дочка, сын, отец и мать.

Кто успел их сосчитать? (4 жука)

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с матрёшкой –

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой –

Зайка косой.

Следом за ними –

Ёж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?(6)

Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенёк зайчата сели

И по две морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок?

Сколько съедено морковок? (4)

В снег упал Серёжка,

А за ним Алёшка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят? (5)

4 задание «Сравнение чисел».

Воспитатель: Ребята, смотрите в этом задании нужно сравнить числа. Скажите, что значит нужно сделать?

Воспитатель: Совершенно верно

5 задание: «Поставь правильно знак» (+, -)

Молодцы ребята и с этим заданием мы справились. 

6 задание: «Назови правильно»:

Сколько месяцев в году?

Сколько дней в неделе?

Назови число, которое я пропустила;

Назови части суток

Какой предмет обладает одновременно следующими признаками:

Имеет 4 стороны и 4 угла

Имеет 3 стороны и 3 угла

Очень хорошо, ребята!

А теперь последнее задание: «Соедини по точкам и раскрась!»


Задаёт вопросы

Педагог, проговаривая слова, показывает движения

Воспитатель дает детям

 Задание

Педагог предлагает детям решить задачи

Педагог задёт вопрос

Мотивирует детей работать в паре,

даёт задание, осуществляет контроль за его выполнением, анализирует результат деятельности детей, оценивает его.

Педагог задаёт вопросы

Воспитатель уточняет цель деятельности детей

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Дети повторяют за педагогом

Дети рассаживаются за столы, где лежат счётные палочки, выполняют задания

Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы задач

Ответ детей:

«Вставить между цифрами знаки <, >, =.

(у детей набор чисел с 1 до 10, математические знаки). Дети располагаются на полу парами, не мешая друг другу, достают числа и математические знаки.

Выполняют задания.

После выполнения заданий, дети собирают карточки, убирают их.

Дети стоят полукругом, отвечают на вопросы

Дети садятся за столы, выполняют задание (соединяют цифры и получают изображение предмета)

Самостоятельная деятельность детей

Развитие внимания, логического мышления

Эмоциональная и физическая разрядка

Способность

самостоятельно

 действовать

по заданию

воспитателя

Активизация познавательного

Интереса

Умеют пользоваться математическими знаками

Активизация познавательного интереса

Способность

самостоятельно

 действовать

по заданию

воспитателя

Подведение итогов, рефлексия,открытость.

«Ребята, благодаря знаниям, полученным в детском саду, вы оказали помощь самой царице Математики. Скоро вы пойдете в школу и узнаете там много нового и интересного».  А теперь скажите, вам было очень трудно? Что понравилось больше всего?

Беседует с детьми, Побуждает детей оценить собственную деятельность, благодарит и хвалит их за старание.

Дети делятся своими впечатлениями о проделанной работе

Оценивают

результаты своей

деятельности,

выделяя то, что

получилось лучше

всего

Сформированность элементарных навыков самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по математике

В данной разработке представлена взаимосвязь детской художественной литературы и дидактических игр в формировании элементарных математических представлений....

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)

Методическая разработка по математике "Школа 2100" тема: "Шире, уже" (средняя группа)...

Методическая разработка по математике

Мой подход к работе с детьми младшего  возраста.                           ...

Методическая разработка по математике

Методическая разработка по математике (старшая группа) по теме: Математический КВН для детей старшего дошкольного возрастацели:1....

Методическая разработка по математике " В стране геометрических фигур"

Государственное автономное профессиональное образовательное ...

Методическая разработка по математике "Путешествие в страну геометрических фигур" в средней группе.

Госсударственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга     Методическая разработка  п...

Методическая разработка по математике для детей старшего дошкольного возраста Образовательная область «Познавательное развитие» Тема:«Путешествие с Незнайкой в страну Математики».

Это методическая разработка по матемактике (конспект занятия) для старшего дошкольного возраста.Цель: Закрепить названия геометрических фигур;          Упражнять в ориентировк...