Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения. (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).
статья

Чильдинова Анна Викторовна

В статье рассматривается использование техники ниткографии , выкладывания с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, т.е. "рисование" с помощью нити, как средства решения многих педагогических задач, в том числе и коррекционных у дошкольников с нарушением зрения.

Цель статьи : популяризация метода ниткографии для развития творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей с нарушением зрения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nitkografiya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения.

  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

       Всем хорошо известно, что зрение является самым эффективным анализатором, обеспечившим взаимодействие человека с окружающей средой. Зрение дает человеку до 90 % всей информации об окружающем мире.   Зрительное восприятие, обеспечивая контакты организма с внешним миром, выполняет ориентировочную и регулирующую функции в его поведении. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. С помощью зрения ребенок познает существенные признаки разнообразных объектов (свет, величина, цвет), осуществляет ориентирование в пространстве, воспринимает  изобразительное искусство, наблюдает сложные изменения в природе.         Следовательно, любое нарушение  зрения - это утрата самого мощного источника информации об окружающей среде. Однако у слабовидящего ребенка потеря зрения не полная, и такие  могут частично, самостоятельно получать представления об окружающей действительности.  И, тем не менее, они как никто другой нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении.  Дети должны заново обучаться процессом самообслуживания, ориентировке в пространстве, новым способам овладения знаниями. При этом такое обучение может проходить успешно только при осуществлении его систематически и последовательно.

        Развитие зрительного восприятия у  детей с нарушением зрения является одной из первостепенных задач коррекционно-педагогической работы. Поэтому с самого раннего детства мы  должны тренировать органы чувств такого ребенка. Всем педагогам, хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием интеллектуальных способностей. Иначе говоря, чем больше развиты детские пальчики, тем успешнее будет формироваться его менталитет. Не случайно тактильное восприятие называют «кожным зрением», или кожно-оптическим восприятием. Развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики у детей с нарушением зрения должно  в значительной степени компенсировать дефект зрения.  

       Для развития осязания, совершенствования пальчиковой моторики детей, тактильной чувствительности, на мой взгляд, лучше всего подходит ниткография. Рисование нитями или ниткография – это особое творчество. В результате "Рисунки", выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и "живыми", по сравнению с обычным контурным изображением. Работая с мягкой и пушистой нитью, дети успокаиваются, у них появляется интерес к рисованию. Работа требует усидчивости, кропотливости. У детей заметно развивается глазомер, так как они видят, какую по длине нитку надо взять, какой длины провести клеевую линию, при наклеивании нити.

      Работа с нитью позволяет решать сразу несколько дидактических задач:

-совершенствовать зрительное восприятие детей;

-развивать зрительно-моторную координацию;

-формировать плавность, ритмичность и точность движений;

-подготавливать руку ребенка к письму.

  Работа проводится в несколько этапов.  Начинаем с элементарного, устно излагается материал, рассказывается детям о нитках, о их свойствах и одновременно показываются иллюстрации, выполненные в технике ниткографии. Постепенно усложняется процесс, подключается к нему практический метод –  детей обучают  специальным обследующим движениям (натягивание, ощупывание кончиками пальцев, сминание, поглаживание и др.) Одновременно обозначая отдельными словами конкретные физические свойства этих нитей (пушистая, гладкая, скользкая, теплая, холодная, упругая).  Помогаем выбрать  нити наиболее подходящие по фактуре длине и цвету для создания проектируемой творческой работы (рисунка).  Следующий этап работы – выкладывание рисунка по предложенному контуру  (окружность, квадрат, цифры, буквы, контуры овощей, фруктов и т.п.)  На этом  этапе дети должны с помощью педагога  наклеить на предложенный  контур выбранные ими  яркие, контрастные цветные нити. Далее необходимо  усложнять задачу. Теперь каждому ребенку предлагается  на бархатной бумаге выложить контрастными нитями свою фантазийную  картинку. Занятия по ниткографии  проводятся в небольшой группе, состоящей из 5-7 человек, включая в них обязательную мотивацию, художественное слово, пальчиковую гимнастику и физминутку. А во время выполнения работы для снятия психоэмоционального напряжения  рекомендуется  использовать аудиозаписи звуков музыки, сказок.

   В процессе этих несложных занятий ребенок овладевает приемами осязательного восприятия объектов и умением выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора, что позволяет детям с  нарушением зрения наиболее точно представлять предметы и пространство. Вместе с развитием тактильной чувствительности и мелкой моторики занятия ниткографией способствуют развитию речи, памяти, внимания, воображения, коммуникативных навыков и эмоционально стабилизируют детей.

Список литературы

1. Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения. -М.: Просвещение, 1978г.

2. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры / под ред. Подколзиной Е.Н. - М.: Город Детства, 2006г.

3. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий зрительной депривации у детей с низким зрением // Физиология человека. - 1996г.

4. Подколзина Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с

нарушением зрения // Журнал «Обруч», методическое пособие. -Москва, 2009г.

5. О.А. Новиковская  Ниткография. Конспекты занятий по развитию пальчиковой моторики и речи (от 3 до 7 лет). – СПб.: Паритет, 2008.

6 .А.В. Никитина Рисование веревочкой. Практическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста в логопедических садах.- КАРО, 2006.

7. Журнал Дошкольное воспитание, 2011 №10,12;  2012 № 1,2

8. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП).

Исследование взаимосвязи родительской компетентности и детско-родительских отношений в работе с детьми с нарушениями развития, посещающими Службу ранней помощи (СРП)....

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур).

Инновационная технология в работе с детьми с нарушением зрения. Ниткография  (выкладывание с помощью шнурка или толстой (тонкой) нити контур)....

Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата

нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И НАРУШЕНИМ ЗРЕНИЯ

ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА И ЗРЕНИЯ...

Ниткография в работе с детьми с нарушением зрения

В процессе занятий ниткографией ребенок с нарушением зрения овладевает приемами осязательного восприятия объектов и умением выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализат...