Поддержка детской инициативы при организации различных видов музыкальной деятельности в группах казачьей направленности
материал (старшая, подготовительная группа)
Выступление на семинаре музыкальных руководителей района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.85 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №22 станицы Ярославской
Муниципального образования Мостовский район
«Поддержка детской инициативы при организации различных видов музыкальной деятельности
в группах казачьей направленности»
Музыкальный руководитель:
Ниязова Елена Владимировна
«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам» (Слайд 2)
Л.С. Выготский
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. (Слайд 3)
Одним из направлений развития и воспитания дошкольников нашего детского сада является знакомство детей с жизнью, бытом и традициями своих земляков - кубанских казаков, культурное наследие которых - составляющая часть народной культуры. (Слайд 4)
В нашем учреждении функционирует 3 группы казачьей направленности: «Кубаночка», «Ярославна», «Казачата». (Слайд 5) Музыкальная деятельность в этих группах осуществляется не только в традиционной форме, но в форме самостоятельной инициативной деятельности- музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности. (Слайд 6)
(Слайд 7) Задачи:
Осуществляются во всех видах музыкальной деятельности и развивают творческое мышление, творческую активность, творческое воображение, природную музыкальность детей.
- Формировать представления детей о музыкальном наследии Кубани.
- Приучать детей вслушиваться в звучание мелодий, создающих художественно – музыкальные образы казачьего народа, эмоционально на них откликаться.
- Обучать музыкально – ритмическим движениям казачьих плясок, синтезируя имеющийся опыт, выражать свои чувства, эмоции, фантазию в танцевальных композициях.
- Воспитывать уважение и любовь к прошлому и настоящему Краснодарского края.
- Развивать эмоционально-эстетическую сферу дошкольников в процессе восприятия кубанского фольклора: сказок, былин, легенд.
В практике работы нашего дошкольного учреждения знакомство с кубанской народной музыкой осуществляется на музыкальных занятиях, в реализации культурно – досуговой деятельности, в повседневной жизни. (Слайд 8,9,10)
(Слайд 11, 12)Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых любимых видов музыкальной деятельности дошкольников. С помощью них дети учатся озвучивать сказки и стихи, подыгрывают во время пения. А в свободной самостоятельной деятельности, ребята проявляют собственную инициативу и закрепляют полученные навыки, при этом они сами выбирают музыкальный инструмент, который подходит по звучанию к тому или иному образу и используют различные подручные средства.
(Слайд 13) Методические приемы при разучивании кубанских песен такие же, как и при разучивании любой детской песни. Народная песня доступна по содержанию, хоровое пение объединяет детей, открывает человеку глаза и душу на красоту родной земли.
(Слайд 14) На музыкальных занятиях мы воспитываем любовь к кубанским народным танцам. Дети старшего дошкольного возраста уже владеют навыками выразительного движения. Они передают в движении характер музыки, динамику, темп, ритмический рисунок. Овладевают элементами кубанского народного танца - дробный шаг, шаг с притопом, присядка и т.д.
(Слайд 15) Во время прогулки ребятам нравится обыгрывать знакомые хороводные игры с пением, где они также проявляют свою инициативу при выборе игры, ведущего. Это такие игры как «На горе-то калина», «Селезень и лебедушка», «Как пошли наши подружки» и др. Здесь закрепляются навыки выразительного пения и движения.
(Слайд 16) Большой воспитательный потенциал имеют кубанские народные игры с ярко выраженной трудовой и военной направленностью: «Горшки», «Казаки – разбойники», гендерное воспитание прослеживается в играх: «Казаки и казачки», «Саша-казачок». По содержанию кубанские игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Здесь детская инициатива проявляется в том, что дети выступают в роли того или иного образа. При этом они выбирают подходящий костюм или атрибут. Тем самым они развивают свои артистические способности, свою яркость, индивидуальность.
(Слайд 17)В конце дня ребята собираются в казачьем кругу. Они обсуждают события дня, те или иные вопросы, предлагают свои идеи в реализации проектов, в организации концертов и самостоятельной деятельности.
(Слайд 18,19) Знания и умения детей, полученные на занятиях, закрепляются в культурно-досуговой деятельности. Чтобы достичь хороших результатов в работе, мы ориентируемся на личность каждого ребенка. По итогам сезонного квартала у нас проходит необычное занятие, в форме концерта «Казачата все поют, очень весело живут», к которому ребята с интересом готовят номера, используя знакомый репертуар. Каждый ребенок по желанию может выбрать понравившуюся песню, танец, игру и исполнить ее перед зрителями. Тем самым дети проявляют свою индивидуальность, развивают артистические способности. Дети, менее активные в обычной жизни, становятся более раскрепощенными, потому что аудитория, перед которой они выступают, для них привычна. При подготовке к этому мероприятию ребята в свободной деятельности сами организовывают репетиции тех или иных номеров.
(Слайд 20) Важную роль в приобщении ребёнка к казачьей культуре играют народные православные праздники. Цель их – развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников. В беседах дети знакомятся с традицией празднования православных праздников в казачьей семье, что значит икона в храме и жилище, что такое «красный угол» в казачьей хате. Знакомятся с православными храмами, святыми покровителями кубанского казачьего войска. А так же на музыкальных занятиях дети знакомятся с православными песнопениями.
(Слайд 21-27) Незабываемое впечатление в душах детей оставляют праздники такие, как «День Матери казачки», «Масленица», «Казачьи посиделки», православные праздники: «Рождество Христово», «Светлое Христово Воскресенье», «Праздник березки - Троица», «Яблочный Спас», «Покров Пресвятой Богородицы».
К этим праздникам мы с ребятами делаем выставки, украшаем музыкальный зал.
(Слайд 28-32) В нашем детском саду имеется своя традиция. Ежегодно, на праздник «Покров Пресвятой Богородицы» проводится праздник «Посвящение в казачата». Это большое событие в жизни ребят. На праздник приходят казаки-наставники, настоятель нашего храма. Особое настроение празднику придают яркость костюмов, в которые одеты дети.
(Слайд 33-36) Таким образом, роль музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/14/picture-557733-1581677537.jpg)
"Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"
Творческая работа по теме "Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников"....
Организация различных видов музыкальной деятельности
Организация различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-502270-1414332642.png)
Методическое объединение музыкальных работников и воспитателей Образовательной Организации . Доклад на тему :"Использование игрушки в различных видах музыкальной деятельности дошкольников".
В целом назначение любого вида искусства - это отражение действительности в художественных образах, и то, как ребенок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, ком...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-1001871-1516901770.jpg)
«Процесс организации различных видов музыкальной деятельности в повседневной жизни детей старшего дошкольного возраста»
Традиционно музыка в повседневной жизни детского сада объединяет все формы музыкальной деятельности, которые реализуются вне организованной образовательной деятельности, и служит важным средством орга...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/30/picture-486646-1412090316.jpg)
Реализация социального направления воспитания в различных видах музыкальной деятельности.
В статье рассматривается вопрос социализации детей дошкольного возраста в различных видах деятельности и их влияние на формирование личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-1421833-1663510954.jpg)
Поддержка детской инициативы в организации проектной деятельности дошкольников
Автор подробно останавливается на преимуществах метода проектов при решении задачи поддержки детской инициативы, рассматривает принципы, на которых должна строиться проектная деятельность. Описаны про...
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/08/picture-1200282-1686244608.jpg)
Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"
Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...