методические разработки
методическая разработка

Левина Маргарита Викторовна

этот материал поможет при разучивании песен с детьми дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методы разучивания песен1010.06 КБ

Предварительный просмотр:

Нескучное пение

или как помочь ребенку выучить песню

музыкальный руководитель Левина Маргарита Викторовна

Часто бывает так, что разучивая песенный материал, музыкальному руководителю сложно продвигаться в работе над песней дальше: упражнять детей в четкой артикуляции, правильном интонировании мелодии, побуждать петь по фразам, исполнять выразительно и так далее. Ведь если дети не знают слов песни, дальнейшая работа становится бессмысленной. Причин незнания слов много, например: невысокий уровень музыкального восприятия;  особенности детской памяти – она кратковременна; большой перерыв между музыкальными занятиями; отсутствие работы воспитателя в группе по дальнейшему разучиванию слов песни; музыкальный руководитель не смог заинтересовать детей разучиваемым материалом. Но самая главная причина, по моему мнению, в том, что детям неинтересно механическое запоминание текста, многократное его повторение. Ведь жизнь и развитие маленького ребенка – в игре! Так почему же не сделать процесс разучивания песни простым и запоминающимся?

Попробовав различные методы и приемы при разучивании песен с детьми, выбрала для себя несколько, которые постоянно применяю, потому что они интересны детям и доказали свою эффективность в данном виде совместной музыкальной деятельности. Приведенные мною в этой статье методы и приемы помогут сделать музыкальное занятие либо разучивание в группе более интересным, насыщенным. Некоторые из них подходят и для заучивания стихотворений.

1. «Эхо»

Применяю этот прием на самых ранних этапах разучивания. Самый простой пример:

-  Ребята, давайте поиграем! Когда я буду показывать рукой на себя (в младших группах - игрушка спрячется мне за спину), то петь буду только я одна, а когда взмахну рукой в вашу сторону (игрушка покажется), то вы дружно повторите за мной то, что я спою. Но справится только самый внимательный!

Прием так же помогает детям привыкать к дирижерскому жесту, петь акапелла, подстраиваясь к голосу музыкального руководителя, приучаться к вдумчивому, осмысленному пению.

2. «Тихо – громко»

Музыкальный руководитель складывает перед собой руки, как-будто держит в ладонях маленький мячик:

- Ребята, посмотрите, какой тихий звук (тихо пропевает строчку из песни), а теперь вот такой громкий (слегка разводит ладони, как-будто мячик стал больше, пропевая очередную строчку песни громким голосом). Давайте вместе поиграем: когда я покажу вам тихий звук, вы будете петь вместе со мной тихонечко, но так, чтобы я слышала ваши голоса, а когда покажу вам большой звук, будете продолжать петь, но уже звонко, ярко, дружно!

Детям очень нравится такая игра, особенно, когда педагог меняет звук на разную продолжительность: то часто, то долго держит на одном динамическом оттенке. Можно менять динамику и постепенно, показывая это жестом. Прием очень хорошо концентрирует внимание, и дети, сами того не замечая, поют куплеты по два – три раза, лишь бы не пропустить момент перехода на новую динамику. Включаются даже самые ленивые!

3. «Грустно – весело»

- У нас в гостях сегодня два друга «Ох» и «Ах» (педагог показывает две картинки с грустным и веселым человечком, либо с грустным и веселым  смайликом). Они хотят с нами спеть эту песню. Но Ох хочет петь только грустным голоском, а Ах – веселым. Давайте с ними поиграем! Когда покажу вам Оха, будем петь как он, грустно, печально, а когда покажу Аха – весело, задорно продолжим нашу песенку.

Прием психологически раскрепощает детей, особенно забавно становится, если настроение в песне не совпадает с пением, это вызывает у детей бурю эмоций. После исполнения можно совместным с детьми обсуждением определить, кто же из гостей прав: Ах или Ох. Прием повышает эмоциональный тонус, способствует выразительности исполнения, дети начинают показывать эмоции и мимикой и движениями.

4. «Пение по цепочке»

- Поглядите, листочек (цветочек, снежинка и т.п…) услышал наше пение и прилетел послушать, как красиво вы поете. На кого он покажет, тот и будет продолжать эту замечательную песенку!

Дети очень стараются спеть для «гостя» красиво, не забыть слова. Прием помогает упражнять детей в индивидуальном пении.

5. «Внутреннее пение»

Приём достаточно сложный, подходит для детей старшего дошкольного возраста, со средним либо высоким уровнем песенного исполнительства.

- Сегодня у меня для вас очень интересное задание. Я буду играть мелодию песни, а вы в это время пойте, но не вслух, а про себя, когда я покажу рукой на вас (на кого-то из вас), нужно будет продолжить песню вместе с инструментом.

С помощью этого приема педагог добивается развития музыкального восприятия и музыкальности в целом.

6. «Мнемотехника»

Из этого метода я взяла на вооружение несколько приемов, помогающих разучиванию песни, но не слов, а структуры песни: последовательности куплетов, припевов; чем они отличаются друг от друга по содержанию, настроению.

Вместо мнемотаблиц, которые служат дидактическим материалом для развития речи дошкольников, я использую картинки, кратко передающие смысл содержания одного куплета, или показывающие главного героя данного куплета.

Например, при разучивании песни «Урожайная» муз. Филиппенко, на первых этапах разучивания я закрепила на планшете (можно вывести на экран) картинки по порядку и в соответствии с содержанием каждого куплета песни: первый куплет – корзинка, второй куплет – овощи, третий – кабачок, четвертый – грузовик.

Приложение  1

На следующем занятии с этими же картинками создала дидактическую игру, поменяв их местами. Дети самостоятельно исправили положение картинок, исполнив куплеты песни в верной последовательности.

Также использую возможности мнемотехники и во время работы над выразительностью песенного исполнения при разучивании песни. Например, используя карточки – «смайлы» во время пения «Мы теперь ученики» муз.Слонова, я побуждала детей к более активному восприятию и эмоциональному исполнению контрастных по настроению куплетов песни:

- Ребята, нам на помощь пришли смайлики, они подскажут, в каком настроении надо исполнять каждый куплет, а припев будем петь звонко, как колокольчики.

Приложение 2

На следующем занятиям я предложила детям дидактическую игру:

- Ребята, наши забавные смайлики хотят поиграть: он выстроились в разные полосочки, но только одна из них подходит к нашей песне, давайте внимательно посмотрим и выберем её!

Приложение 3

Дети определяют подходящую музыкальную полоску и исполняют песню в соответствии с изображениями на ней.

Надеюсь, этот материал будет полезен музыкальным руководителям в работе над разучиванием песен с воспитанниками

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

«Урожайная» муз. Филиппенко

(мнемотехника)

1 куплет: Мы корзиночки несем, хором песенку поем!

http://www.playcast.ru/uploads/2015/08/05/14584246.png

2 куплет: Мы ребята, молодцы, собираем огурцы…

http://3.bp.blogspot.com/-Ulf1O8C9obs/VapCL61Yh6I/AAAAAAAAcqg/JYUrrYfny-o/s1600/yaschik-ogurcy-cvetok-chesnok.jpg

3 куплет: Ты, пузатый кабачок, отлежал себе бочок!

http://etsphoto.ru/photocache/c3/c33f66684dd98051ee99a2da85e46a6d.jpg

4 куплет: Едем – едем мы домой на машине грузовой.

http://3c6ahw3wd14t1u9ts9474m06.wpengine.netdna-cdn.com/wp-content/uploads/2013/12/what-to-expect.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Песня «Мы теперь ученики» муз. Слонова

1 куплет веселый

Нас в школу приглашают задорные звонки!

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg

2 куплет грустный: Игрушки присмирели, сидят, грустят нам вслед…

http://akphoto1.ask.fm/729/3ed50/69ed/4e6d/ba48/c7a2d5c91888/original/384434.jpg

Припев:

http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513

Составить схему песни:

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg       http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513           http://akphoto1.ask.fm/729/3ed50/69ed/4e6d/ba48/c7a2d5c91888/original/384434.jpg        http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Музыкально – дидактическая игра «Сложи песенку»

Для песни «Мы теперь ученики» муз.Слонова

Задание: Подобрать подходящую полоску с фигурами, схематично изображающими куплеты и припевы в песне

http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513       http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513      http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513   https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg

   __________________________________________________________________________________

http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513  https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513          http://akphoto1.ask.fm/729/3ed50/69ed/4e6d/ba48/c7a2d5c91888/original/384434.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg   http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513           http://akphoto1.ask.fm/729/3ed50/69ed/4e6d/ba48/c7a2d5c91888/original/384434.jpg              http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg     http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513        https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/06b4/00042563-88813996/1/hello_html_m4e9b76da.jpg     http://sch161.minsk.edu.by/be/sm_full.aspx?guid=30513


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...