Мастер-класс для педагогов " Конструктор «Велькрошка» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста."
материал (младшая группа)

Гильмуллина Альбина Мухамадиевна

Цель: формирование у педагогов представлений о конструкторе и особенностях его использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с преимуществами использования конструктора с дошкольниками; развивать творческую активность в процессе создания своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx25.14 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Конструктор «Велькрошка». Для детей  – забава, для ума – загадка, для пальчиков – зарядка. »

Цель: формирование у педагогов представлений о конструкторе и особенностях его использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи: познакомить с преимуществами использования конструктора с дошкольниками; развивать творческую активность в процессе создания своей работы.

Оборудование: презентация «Конструктор «Велькрошка» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.»; набор конструктора «Велькрошка»; иллюстрированные инструкции, памятки «Конструктор «Велькрошка»»

Ход мероприятия:

Слайд 1.

 Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Конструктор «Велькрошка» ».

Все гениальное – просто,

Конструктор «Велькрошка».

Для детей  – забава ,

Для ума – загадка,

Для пальчиков – зарядка.

Слайд 2.

«Здоровый человек –  есть самое драгоценное произведение природы».

                                                                        Томас Карлейль.

Это высказывание отражает необходимость сохранения здоровья ребенка с первых дней его жизни. Ведь только здоровый ребенок может развиваться гармонично и достичь в жизни, каких – либо успехов. Двигательная активность –  биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье человека. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы.

На всех этапах жизни ребенка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Дело в том, что в головном мозге человека, центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Слайд 3.

 Я работаю  во второй младшей группе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 4 лет).  Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно с помощью родителей. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Мы  постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Однажды, я увидела интересный развивающий конструктор под необычным названием «Велькрошка». Автор этого конструктора - Олеся Емельянова. Год  создания 1999, т.е. в этом году уже 18 лет.

Я подумала, почему бы не использовать его в своей работе? Сейчас я познакомлю и вас, с ним.

Этот простой в изготовлении и применении конструктор из «липучки»  предназначен для детей дошкольного возраста. Он не только развлекает ребёнка, но и приносит большую пользу: с ним мы тренируем пальчики, развиваем произвольное внимание ,такие игры пробуждают фантазию, разные по цвету и фактуре детали  в игровой форме знакомят с цветами и оттенками и подарят массу тактильных ощущений, способствуя развитию эстетических представлений и сенсорики. 

Этот конструктор можно с успехом использовать везде:  дома, на даче и в детском саду. Он гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей.

Слайд 4

Для изготовления этого конструктора нам понадобится только -липучка, или текстильная застежка, называемая также «велькро», шириной 2 см. и ножницы. Она продаётся в швейных отделах нашего города.

Чтобы конструктор был нарядным и интересным, предлагаю использовать липучку разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый. Всё, что нам нужно сделать дальше – это разрезать липучку поперек на полоски длиной 10 см.

При желании кончики полосок можно закруглить. Это сделает его более безопасным и привлекательным. Но на конструктивные возможности это не влияет.

Вот и всё! Конструктор «Велькрошка» готов!

Слайд 5.

При помощи этого конструктора мы :

Закрепляем цвета и оттенки, название геометрических фигур;

Развиваем конструктивные способности, творчество, мелкую моторику, мышление, память, логическое мышление;

Воспитываем стремление к взаимопомощи в самостоятельной и совместной деятельности.

Слайд 6

Теперь хочу познакомить вас с основными приёмами соединения деталей.

Приемы соединения:

• внахлёст под разными углами,

• концами в линию,

• в кольцо или в «лодочку»,

• сторонами в широкую полоску,

• по всей длине со сдвигом (что позволяет получать детали разной длины с разными по типу сопряжения кончиками, или замкнуть одну деталь на поверхности другой в круглое кольцо.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму!».

Предлагаю участницам взять детали конструктора, разъедините их, соединить их, погладить пушистую и колючую стороны полосок. Какие ощущения у вас возникли ?

Слайд 7

Освоение конструктора и его использование должно быть процессом направленным, а не спонтанным, поэтому с детьми 3-4 лет начинаем с совсем простых заданий.

УЧИМ ЦВЕТА. Возьмите несколько двойных полосок разных цветов, разъедините их, перемешайте и попросите малыша вновь соединить их, соблюдая цветовое соответствие. Когда это задание станет слишком легким, увеличьте количество полосок, добавив по нескольку полосок одинакового цвета. Так малышу придется подбирать половинки не только по цвету, но и по свойствам, ведь полоски липучки имеют две стороны – пушистую и «репьистую», а сочетаются друг с другом только разные.

НАВОДИМ ПОРЯДОК. Соедините полоски друг с другом в произвольном порядке и попросите малыша навести порядок – разъединить неправильно соединенные полоски, а затем соединить друг с другом полоски одинаковых цветов.

ПОЕЗД. Когда ребенок разберется с парными полосками – научится разъединять и соединять их, можно усложнить задачу. Попросите малыша соединить все полоски одного цвета концами в длинную линию, чередуя пушистые и «репьистые» детали.

Слайд 8

ОРНАМЕНТЫ. Следующий этап – соединять концами полоски двух или трех цветов и попросить малыша продолжить линию. Задача - повторять заданный цветовой рисунок. Затем задание можно еще усложнить, используя, как части орнамента, уголки, крестики, квадраты, колечки.

ФИГУРЫ. Детям старше 3 лет уже можно собирать геометрические фигуры. Начинать должен взрослый. Сначала он сам делает фигурку, а потом просит ребенка сделать точно такую же по цвету и форме. Или только по форме, используя любые другие понравившиеся цвета.

 Задание отвечает  принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение воспитателя, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами. Обязательно, показываем детям приёмы, с помощью которых полоски могут изменять свою форму и соединяться друг с другом.

Слайд 9

ЗАДАНИЯ ПОСЛОЖНЕЕ. Их можно давать, когда ребенок уже освоит простые приемы. Тогда попросите его сделать зайчика или ракету. Можно мастерить буквы, звуки и т. д.

Только после того, как дети научатся повторять собранные взрослым модели и освоят разнообразные приемы конструирования, можно давать задания на словах, например, детям старшего дошкольного возраста, предлагаем сделать зайчика или сделать ракету, побуждая детей использовать полученные навыки, память и фантазию.

Слайд 10

Возможности «Велькрошки», несмотря на простоту, достаточно разнообразны, чтобы изображать растения, животных, предметы и многое другое. Конструктор «Велькрошка» позволяет создавать, как плоскостные - 2D ,так и объемные модели – 3D.

Предлагаю участницам разделиться парами. Учим договариваться. Задача, которая стоит перед вами: смоделировать предмет. Затем кратко опишите алгоритм действия и для какого возраста рассчитано выполнение этой работы.

Слайд 11

Этот конструктор оказывает положительное влияние на развитие ребёнка:

Формирует умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая);

Повышает работоспособность и усидчивость: работу доводят до логического конца;

Улучшает коммуникативные способности и речь: в связной речи рассказывают о своей деятельности предложениями, задают и отвечают на вопросы;

Совершенствует мелкую моторику рук: без усилий и проблем соединяют детали конструктора;

Развивает логическое мышление: дети выстраивают логические цепочки по принципу заданного ряда – «Продолжи ряд», «Продолжи по образцу»

«Велькрошка» помогает детям стать настоящими творцами!

Слайд 13

После окончания работы с конструктором организую трудовое поручение – дети убирают конструктор на место – соединяют парами все полоски. В таком виде конструктор «Велькрошка» занимает мало места, ни к чему не цепляется и его удобно брать с собой.

Вот такие чудеса можно творить с детьми при помощи обычной текстильной застежки.

Слайд 14

Работать с этим конструктором можно и узким специалистам:

Думаю, что и на логопедических занятиях логопеды найдут время для такой полезной игры. Можно мастерить буквы, звуки и т. д.

Психолог может использовать в играх для развития зрительно – моторной координации, мелкой моторики рук, воображения, внимания, памяти.

Инструктор по физическому воспитанию может использовать для развития координации движения.

Руководители кружковой работы в рамках своей образовательной деятельности могут использовать данный конструктор с целью развития творческих способностей ребёнка.

Так маленький разноцветный конструктор делает большое дело: не только радует детей, но и развивает воображение, логическое мышление и творческие способности.

Сделайте для своих детей интересную развивающую игрушку своими руками!

Предлагаю участницам показать и рассказать о своих маленьких шедеврах.

Рефлексия:

То, что я хочу познать — это цветок,

Что я познаю — это росток,

То, что я передаю ребёнку — это лепесток,

То, что он возьмёт от меня — это семечко.

Но из семечка может вырасти цветок.

Мастер класс наш сегодня заканчивается. За это время выросло удивительный цветик-семицветик, благодаря которому каждый из вас может показать пользу или бесполезность нашего общения.

Если мастер класс для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к цветку разноцветные лепестки.

Если он прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите зеленые листочки.

Если мастер класс не отличается от прежних мастер-классов, и ничего нового не принес – стебелек.

А уж если совсем напрасно было потрачено время сегодня, то – желтый, чахлый лист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для педагогов ДОУ по теме: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Познакомить с новым видом декоративно-прикладного искусства – пластилинография, с некоторыми приемами работы с пластилином при изготовлении плоскостных, полуобъемных поделок ....

Мастер-класс "Изготовление поделок из природного материала, как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста

Для педагогов и родителей представлен фотоматериал по изготовлению работ из кварцевого песка,раскрашивание камней. Используется для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу для педагогов "Конструктор «Велькрошка», как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".

Данная презентация помогает наглядно сформировать у педагогов представлений о конструкторе и особенностях его использования в работе с детьми дошкольного возраста,познакомить с преимуществами использо...

Презентация к проекту "Конструктор «Велькрошка» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста".

Этот конструктор оказывает положительное влияние на развитие ребёнка:- Формирует умение работать в коллективе (не ссориться – договариваясь, уступая);- Повышает работоспособность и усидчив...

Проект "Конструктор «Велькрошка» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста."

Идея проекта:  если педагог в своей работе будет учитывать возрастные, индивидуальные особенности и широко применять  конструирование из деталей конструктора  «Велькрошка&raq...

Статья "Конструктор «Велькрошка» как одно из средств развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста."

Здравствуйте уважаемые, коллеги! Хотим сегодня , поделиться с вами своим опытом работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.Все гениальное – просто, конструктор ...

Мастер-класс «Юбка-бизиборд как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...