Мастер-класс с элементами тренинга "Развивающие технологии образовательной кинезиологии"
материал

Суслова Анна Александровна

Мастер-класс для педагогов ДОУ по применению кинезиологических упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс с элементами тренинга для педагогов

«Развивающие технологии образовательной кинезиологии»

Кинезиология (греч. «кинезио» - движение, «логос» – наука) – это наука о движении, в основе которой лежит междисциплинарный подход, сочетающий в себе несколько направлений других областей наук – нейропсихологии, физиологии, неврологии и др.

Образовательная кинезиология – наука об усовершенствовании процесса обучения через движение. Эта технология применятся в основном в педагогических целях, в частности, помогает в обучении математике, в развитии речи, запоминании и пр. Она оказывает помощь, как детям, так и взрослым, например, в ситуациях, требующих ясного мышления.

Основоположниками образовательной кинезиологии считаются Пол и Гейл Дэннисон. Они разработали программы по Образовательной Кинестетике и Гимнастике Мозга.

Человек рождается с набором нейронов головного мозга. В течение жизни между нейронами растут связи, в том числе и через движение. Движение даёт возможность развития нервной системы, усложнения связей между нейронами, всё более эффективному и адаптивному реагированию на внешние стимулы. Именно поэтому движения, которые используются в Гимнастике Мозга, очень специфические и направлены на развитие тех функций, которые необходимы для развития психоэмоциональной и интеллектуальной сфер человека.

В Гимнастике Мозга также есть группа упражнений, которые направлены на развитие координации между правым и левым полушарием. Известно, что правое и левое полушарие выполняют разные функции. Правое полушарие отвечает за образ, целостное восприятие картинки, ритма и цвета, за воображение, эмоции. Левое же полушарие отвечает за анализ, логику, речь, операции с последовательностями и числами. Совместная работа правого и левого полушария проявляется в бинокулярности (способность воспринимать окружающую действительность в объёмном виде), биноуральность (способность определять направление к источнику звука), скоординированное взаимодействие правой/левой руки/ноги.

Эффективная работа возможна только при совместном использовании правого и левого полушария, поэтому важно развивать межполушарное взаимодействие. Выполняя ряд упражнений, которые в Гимнастике Мозга называются упражнения, пересекающие срединную линию тела, мы можем увеличить сигнал, проходящий через мозолистое тело между  правым или левым полушариями, тем самым давая возможность обоим полушариям полноценно участвовать в любой познавательной и интеллектуальной деятельности. При выполнении этих упражнений происходит настройка на совместную работу обоих глаз, обоих ушей, возможности скоординированной работы правой и левой руки, правой или левой ноги.

Также в Гимнастике Мозга существует группа упражнений, направленные на оптимизацию взаимодействия между активизирующими и тормозящими структурами мозга, обеспечивающими переключение и устойчивость внимания, необходимое для успешного выполнения деятельности.

Другая группа упражнений регулирует взаимодействие стволовых отделов мозга и лобных долей. Обучение под стрессом невозможно, поскольку блокируется участки мозга, которые включены в процесс обучения, затрудняется восприятие, переработка и запоминание информации. Упражнения Гимнастики Мозга помогают снизить стрессовую реакцию, дать возможность корковым структурам выполнить необходимые функции.

Перейдём к практической части выступления.

«PACE» (в переводе с англ. «темп) - это комплекс из 4 упражнений, позволяющий активизировать возможности для обучения. Я предлагаю вам выполнить эти упражнения.

  1. Глоток воды

Вода – это электролит, а организм человека – биоэлектрический, поэтому если человек испытывает жажду, то важно эту жажду утолить, до начала или даже в процессе обучения.

2. Кнопки мозга

Необходимо с помощью указательных пальцев найти точку сочленения ключичной и грудинной костей. Затем большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой массируем эти точки. Другую руку кладём на живот. Через 30 секунд меняем руки.  В этих точках проходят 2 крупных коронарных сосуда, которые идут каждый к своему полушарию мозга, и таким образом мы улучшаем их кровоснабжение.

3. Перекрёстные движения

Это движения, соединяющие противоположные части руку с ногой. Например, соединяем противоположную ладонь и колено.

4. Крюки

Скрещиваем ноги так, чтобы плотно стоять на ногах, не перенося вес на одну ногу. Вытягиваем руки вперед, скрещиваем их друг над другом мизинцами вверх, складываем в замок и выводим их на грудь. Детям можно предложить в это время поцокать языком как лошадка. Меняем положение рук и ног на противоположное. Это упражнение синхронизует не только работу правого и левого полушария, но и вверх и низ тела, что позволяет затрачивать меньше энергии для поддержания вертикальной позы

  1. Подготовка к выполнению письменных заданий
  1. Ленивые восьмёрки

Вытягиваем руку вперёд и поднимаем большой палец большой палец вверх таким образом, чтобы он находился на срединной линии напротив носа. Не отрывая взгляда от ногтя большого пальца, рисуем горизонтальные восьмёрки в определенном направлении – влево вверх через центр и вправо-вверх возвращаемся в центр (от 3 до 5 раз). Потом так же другой рукой. Другой вариант. Складываем ладони в замок, большие пальцы – крестиком. Смотря на эти крестики, мы делаем широкоаплитудное движение. Это упражнение даёт возможность пройти по всем зрительным полям, но и расслабить шею, мышцы плеч и рук.

  1. Кнопки мозга.
  1. Развитие речи
  1. Дыхание животом

Одну руку кладём на живот, и надувая живот на вдохе. Выдыхаем паровозиком. Потом делаем медленный и спокойный вдох.

  1. Думательный колпак (активизация слуха)

Кладём большой палец за уши, остальные пальцы – поверх ушей. Делаем лёгкие массирующие движения, стараясь немного отогнуть ушные раковины назад, двигаемся сверху вниз, спускаясь до мочек ушей.

  1. Насос

Ставим ноги одну впереди, другу позади, на ширине плеч так, чтобы стопы стояли параллельно друг другу. Не отрывая пятки от пола, сгибаем колено передней ноги так, чтобы оно не выступало за пальцы передней ноги. Растягиваем заднюю сторону тела, которая должна составлять единую линию. Можно приподнимать и опускать пятку задней ноги. Меняем положение ног.

  1. Математика
  1. Перекрестные движения
  2. Слон

Прижимаем ухо к плечу. Рука как слоновый хобот – мягкая и расслабленная висит впереди. Делаем восьмёрки всем телом.

  1. Ремёсла (всё, что касается творческой деятельности, связанной с руками – лепка, рисование, конструирование)
  1. Двойные рисунки

Делаем обеими руками симметричные рисунки, например, елочку, бабочку и т.д.

  1. Активация рук

Поднимаем руку и немного вытягиваем её вверх. Другой рукой не даём руке двигаться вперёд. Вдохнули и на выдохе давим рукой вперёд, но несильно. Считаем до 5. И так во всех направлениях. Для удобства меняем положение второй руки. Теперь можно провести интересный тест. Расслабляем руки и вытягиваем их в расслабленном состоянии вперёд. Затем без усилия соединяем ладони. Одна рука, стала длиннее другой. Эта та рука, которой вы пытались совершить движение в различные стороны. Это происходит потому, что мы растягиваем сухожилия руки.

Кинезиологические упражнения можно использовать в групповых занятиях. Каждое упражнение не должно занимать больше минуты. Эти упражнения необходимо повторять на каждом занятии определённой деятельностью до тех пор, пока дети не начнут выполнять его максимально правильно. Затем можно будет включать в структуру занятий новые кинезиологические упражнения, которые можно даже придумывать самим. Главное, соблюдать принцип задействования обеих рук/ног и принцип противоположной руки/ноги.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: педагог-психолог Суслова А.А. РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ

Слайд 2

«Образовательная кинезиология » - область знаний для специалистов в области образования. История возникновения. Целевая аудитория. Физиологическое обоснование . Гимнастика мозга – инструмент образовательной кинезиологии . PACE . Оптимаизация состояние для эффективного обучения. Упражнения, способствующие становлению и развитию компонентов , необходимых в: подготовке к письму п одготовке к чтению в обучении математике в развитии речи СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 3

Образовательная кинезиология - наука об усовершенствовании процесса обучение через движение. Т ехнологии образовательной кинезиологии в основном применяются в педагогических целях для усовершенствования процесса обучения, в частности, математики, развития речи, запоминания и пр. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КИНЕЗИОЛОГИЯ

Слайд 4

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ КИНЕЗИОЛОГИИ Пол и Гейл Дэннисон

Слайд 5

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Слайд 6

ПРАВОЕ И ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ

Слайд 7

ПОДКОРКОВЫЕ И КОРКОВЫЕ СТРУКТУРЫ Оптимизация взаимодействия между подкорковыми (активизирующими) и корковыми (тормозящими регуляторными) структурами мозга

Слайд 8

PASE Глоток воды Кнопки мозга Перекрёстные движения Крюки

Слайд 9

ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ Ленивые восьмёрки Кнопки мозга

Слайд 10

ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ Дыхание животом Думательный колпак Насос

Слайд 11

МАТЕМАТИКА Перекрестные движения Слон

Слайд 12

РЕМЁСЛА Активация рук Двойные рисунки

Слайд 13

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении»

Мастер -класс для родителей "Здоровье-сберегающие технологии в детском образовательном учреждении"...

Конкурс. Мастер-класс для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Целью сегодняшнего мастер-класса является обмен и распространение педагогических знаний и опыта по  применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи: 1....

Мастер –класс для педагогов «Элементы кинезиологии в работе с детьми ОНР»

Цель: познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников...

Чать опыта работы - мастер класс на тему «Квест-игра  как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест технологии в условиях реализации ФГОС ДО Задачи: 1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду. 2. Практич...

Мастер-класс для педагогов «Секрет талантливых дошколят или кинезиология на все случаи жизни»

laquo;Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный»....