Мастер – класс для педагогов. Внедрение методов технологии. «Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»
методическая разработка по развитию речи на тему

Хакимова Наталья Николаевна

Мастер - класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_dlya_pedagogov.docx62.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

Внедрение методов технологии

«Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников»

Хакимова Наталья Николаевна

Воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 5 «Степнячок»

п. Акбулак, 2017

Цель мастер – класса: представление организации  работы с детьми старшего дошкольного  возраста по развитию речи через использование Кейс – технологии.

Задачи:

   Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию речи с помощью Кейс – технологии.

    Представить педагогам методы современной технологии по развитию речи

     Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Ход мастер- класса

«Поскольку речь является формой

существования мышления,

между речью и мышлением

существует единство»                    

(С.Л.Рубинштейн).

   Уважаемые участники районного семинара! Я рады приветствовать Вас на мастер-классе «Кейс – технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников». Здесь и сейчас, мы с вами оживим в памяти понятия: всю  важность развития речи дошкольников в наше компьютеризированное время. Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является развития речи дошкольников, познакомимся с кейс - технологией и ее методами, это: метод- стади, метод – иллюстрации и метод -кейс – фото. Предлагаю вашему вниманию презентацию «Кейс технологии в дошкольном образовании» (приложение к мастер – классу), а также включимся в совместную игровую деятельность с целью повышения уровня профессионального мастерства и эмоционального сплочения участников мастер-класса. 

Китайская пословица гласит:
Расскажи мне — и я забуду,
Покажи мне — и я запомню,
Вовлеки меня — и я пойму, и чему — то научусь.

   Уважаемые коллеги, мы с вами знаем, что речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка.

   Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи, формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылок обучения грамоте. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка. 

  Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.

   Для эффективности развития речи,  я применяю Кейс технологии. Сегодня хочу вам представить несколько методов Кейс технологии, которые я применяю в своей работе. Сейчас предлагая всем участникам семинара окунуться в возраст наших воспитанников и  поприветствовать друг друга словесной игрой, которая называется -
«Приветствие»
Цель: психологический настрой на игровое общение.
Инструкция: Вполне логично начать наше игровое общение с приветственных слов и действий.

   Говорите и выполняйте действия вместе со мной:
Добрый (руки к груди) день (руки вперед), — 2 раза
Солнце (руки рисуют круг), свет (руки — вверх сделать радугу), земля (поглаживание перед собой руками),
Очень рады видеть вас (руки к груди),
Мои друзья (руки вперед) и я (руки к груди).

   Пришло время, обратить внимание на слайды, здесь представлен вашему вниманию кейсы. Сейчас вам нужно разделиться на три команды и получить задание с кейсами, которые вам попадутся при жеребьёвке. (выбираются жребием кейсы на карточках)

   Внимание на экран!

На первом этапе я знакомимся с фотографией.

Ребенок переходит дорогу 

предлагает сформулировать проблему исходя из данной фотографии: (желающий участник мастер –класса формулирует проблему)- Ребенок переходит дорогу в неположенном месте, он нарушает правила дорожного движения. Какие последствия могут быть?

На втором этапе демонстрирую фото 2.

 

Ребенок переходит дорогу

 

   Задаю вопрос для проведения «мозгового штурма»: Что мальчик не учел, переходя дорогу в неположенном месте? Как найти выход из данной проблемной ситуации? Участники проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение в виде полных ответов на вопросы.

   На третьем этапе участники примеряют поступок мальчика на себя, выбирают самое оптимальное правильное решение.

   На четвертом этапе участники  делают вывод, что переходить дорогу надо только по пешеходному переходу «зебре».

   Таким образом, применение фото-кейс - технологии, оказывает положительное влияние на различные стороны развития дошкольников, в том числе и на развитие речемыслительной деятельности дошкольника.

   Предлагаю вашему вниманию кейс – иллюстрации

Внимание на экран!

Игра 1 «Что сначала, что потом» (Сказка «Заюшкина избушка»)

Цель: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета; формирование и развитие связной речи. Вопросы и задания детям: - Распределите картинки в порядке развития сюжета в сказке; - Что было сначала до этой картинки? - Что было потом?

Игра 2 «Царевна-Лебедь. Какая она?»

Цель: уточнение синтагматических связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

Ход игры: В эту игру интереснее играть всей группой, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм. Загадываем детям слово «Царевна-Лебедь». Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какая она?".

Например: спокойная, волшебная, ласковая, легкая, светлая, нежная, красивая, грациозная, сказочная, таинственная, гордая, нетороплива Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Вашему вниманию предлагаю Кейс – стади

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. .... (Преимущества интерактивной доски)

Внимание на экран!

Ситуация для педагогов:

За Димой в детский сад пришла мама. Он радостно ей: «Мама, а мы сегодня птичку клеили!»

Мама- Почему у тебя вся одежда мокрая?

Дима-Воспитательница сказала, что очень старался.

Мама-Сколько раз тебе говорить – клади штаны и варежки на батарею!

Дима-Я ещё дома попробую такую птичку сделать

Мама-Вот теперь пойдёшь в мокром.

Мальчик-замолчал и стал нехотя одеваться.

-В чём мама допускает ошибку? Как бы Вы поступили на её месте?

Решение: гаснет интерес, желание делиться своими переживаниями, не доводит до конца начатое дело; словесный стимул. Надо дать понять значимость его труда для других; заочное поощрение: я знаю, что ты сможешь; будьте рядом с ребёнком, а не над, объяснитесь с ним на равных.

Кейс «История с лосенком»

Предмет: «Развитие устной речи на основе изучения объектов и явлений окружающей действительности»

Дидактическая линия: «Человек и природа».

Тема: «Охрана природы».

Цель: объяснить, как нужно правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить животным.

Понятия, проверяемые данным кейсом: правила поведения в лесу, бережное отношение к животным.

Проблема: как воспитать у детей любовь к родной природе.

Ситуация. Чтение отрывка рассказа А. Севастьянова из журнала «Юный натуралист» №6, 1998г. о том, как, гуляя в лесу, сын егеря увидел лосиху и двух маленьких лосят. Подойдя ближе он спугнул лосиху. Она убежала. Один лосенок последовал за ней. А другой спал. Проснувшись, он увязался за мальчиком. Мальчик решил оставить его у себя.

Фон ситуации:

 

А. Севастьянов «Не рви цепочку».

…  Никогда  не бывает  лес  радостней и звонче, чем в эту весеннюю пору.  Сашка старался не трещать сучьями.  Впереди раздавался непонятный звук… В   просвете   между   деревьями прошла лосиха.  Встала    около   лосенка…               

Сашка осторожно подвинулся ближе и увидел: в редкой лесной траве, спиной к нему, лежит второй лосенок. Похоже, спит.Лосиха учуяла Сашку и побежала от него. Лосенок – за ней. А второй все лежит. Только ушами заводил, как большой…

Встал на свои длинные ноги-ходули и увидел Сашку. Зашевелил вроде бы непослушными ногами и вместо того, чтобы убежать, шагнул к Сашке. Тот попятился. «Вдруг лосиха вернется. Надо уходить».

Лосенок пошел за ним. Сашка побежал. Лосенок не отставал…

Рыжего большеухого лосенка  и Сашку отец увидел возле огорода…

- Ты где его взял?

Сашка рассказал.

- Давай,   быстрее назад! Разве можно!  -  И он впереди Сашки и лосенка побежал в лес,  на ходу расспрашивая, где точно Сашка его нашел.

- Давай оставим его себе,- робко предложил Сашка. – Пускай живет.

- Да как же мы его выкормим без молока? Что ж ты наделал? Не встретится с лосихой – погибнет. Осторожнее надо в лесу. Сколько раз тебе говорил.

Эти разговоры Сашка помнил. Помнил как однажды подобрал на земле птенца. Думал, упал из гнезда. А это был слеток, которому пришло время расстаться с гнездом. Птицы кормили бы его и в траве. А в доме он погиб на другой же день. Отец говорил тогда:

«Жизнь у них, как цепочка, одно звено за другим. То он в гнезде должен смирно сидеть, а подрастет – прятаться в траве или кустах. Ты взял его из травы и оборвал цепочку».

«Не получилось бы так же с лосенком», - боялся Сашка.

Наконец пришли туда, где Сашка нашел лосенка. Договорились по команде разбежаться в разные стороны. Пока лосенок будет соображать, за кем бежать, они скроются из виду.

Так и сделали…

  - А не пойдет он с голоду искать лосиху? Уйдет куда-нибудь, заблудится.

  - Кто знает? И посмотреть нельзя. Пойдешь туда – лосиху испугаешь или лосенок опять привяжется…

Через два дня на лесной дороге отец нашел свежие следы лосихи с двумя лосятами. Та ли прошла лосиха или другая, они так и не узнали. Лосенка на месте тоже не было.

Информация кейса может быть печатной (статья, рассказ), в виде рисунка, фото, видео, мультимедиа. Главное, чтобы этот материал помог ученику лучше понять предложенную ситуацию и поставить себя на место главных героев.

После восприятия ситуации необходимо выделить, осмыслить и обсудить проблему. Организовать обсуждение можно  с помощью вопросов или в виде конкретных заданий.

 

Вопросы:

  • Почему Сашин отец так отреагировал на данную ситуацию?
  • Что бы ты почувствовал, если бы оказался на месте Саши?
  • Может ли маленький лосенок выжить без матери?
  • Виноват ли мальчик в том, что лосиха оставила своего детеныша?

 

Далее следует поиск различных вариантов разрешения проблемы. В помощь учащимся на этом этапе можно предложить информационный лист с необходимой дополнительной информацией.

 

Поиск вариантов разрешения ситуации.

  • Как бы ты поступил в данной ситуации?
  • Дочитай  в информационном листе рассказ А. Севастьянова и узнай, чем закончилась история с лосенком.
  • Какие ошибки, совершенные в лесу, Сашка запомнил на всю жизнь?
  • Объясни заголовок рассказа.

Наконец, в завершение учащиеся должны найти только  один вариант решения предложенной  проблемы.Затем делаются выводы, подводится итог. 

На этапе «Выводы. Обобщение» можно организовать работу в группах.

· Задание для 1 группы:

Сформулируйте правила поведения в лесу.

· Задание для 2 группы:

Примите участие в конкурсе плакатов на тему: «Лес – дом животных. Будь вежлив в гостях!»

· Задание для 3 группы:

Используя различные информационные источники (информационный лист), больше узнайте  о лосях и подготовьте небольшое сообщение для одноклассников об этих замечательных животных.

Среди критериев оценки выделяют следующие:

  1. Активность ребенка при обсуждении кейса.
  2. Понимание темы обсуждения.
  3. Оригинальность высказываний.

Этот метод можно применять регулярно практически по любой теме обучения на разных предметах. Однако эффективность занятия с помощью кейс-технологии во многом зависит от умения учителя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.

Таким образом, одним из эффективных технологий обучения деятельностного типа является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов..

   Я благодарю за внимание и надеюсь на то, что представленные методы Кейс технологии будут успешно вами внедрены в вовспитательно – образовательном процессе для развития речи дошкольников.

А теперь все встали, подошла пора прощаться…

Упражнение «Прощание»
Цель: подведение итогов.
Инструкция:
Мы (руки к груди) славно (руки в стороны), потрудились (кулак на кулак)
Мы (руки к груди) многое (руки в стороны) узнали (руки к голове),
Чуть-чуть (руки «щепоткой») добрее стали (руки к груди)
И дружно (руки в замок) поиграли (хлопки руками).

Рефлексивное упражнение «Смайлики»
Цель: рефлексия
Инструкция: Если содержание мастер-класса было для вас полезным, выберите смайлики , которые улыбаются, поднимите свои их вверх, если нет — выберете смайлики хмурые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на развитие речи дошкольников"

Кейс -технологии в образовательном  процессе  и её влияние на формирование речи дошкольников"...

Конспект мастер – класса для педагогов и родителей «Использование здоровьезберегающих технологий в образовательном процессе»

Цель:Расширить представления педагогов и родителей о разнообразии здоровьесберегающих технологий, показать на практике использование методик оздоровления.Материал:Музыкальное сопровождение,  масс...

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников

Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников...

Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников-

Кейс технология в образовательном процессе и её влияние на формирование речи дошкольников-...

Кейс - технологии в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста»

В современном мире дошкольникам приходится непрерывно осваивать новую информацию, решать задачи, сравнивать, анализировать, сопоставлять, обобщать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, поэ...