Тренинг для педагогов "Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения"
план-конспект занятия

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении, проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Синдром «выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emots._vygoraniya.docx20.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;

телефон: 4-21-84, 4-45-45

e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Тема: Тренинг «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

 

                 

Педагог-психолог

З.А. Можевикина

2021   г

             Актуальность: Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении, проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Синдром «выгорания» – весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Цель: знакомство педагогов с понятием «профессиональное выгорание», анализ педагогами собственных источников негативных переживаний, снятие напряжения, выявление наличия или отсутствия данного синдрома у себя, освоение методов профилактики синдрома эмоционального выгорания, освоение методов и приемов помощи самому себе и своим коллегам в ситуациях профессионального стресса.

Задачи:

1. Обучение педагогов выявлению наличия или отсутствия синдрома профессионального выгорания.

2. Обучение педагогов методам снятия напряжения.

3. Обучения педагогов методам профилактики синдрома профессионального выгорания.

4. Обучение педагогов навыкам самоанализа.

Ход тренинга

  1. Представление о профессиональном выгорании (презентация)

      2.Упражнение “Подчеркивание общности”

Цель: помочь педагогам развивать в себе лучшее понимание другого человека, способность к рефлексии и адекватной самооценке.

         Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет...» и называет это качество, например: “Мы с тобой одинаково общительны”; “Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны”. Тот, кто получает мяч, отвечает: “Я согласен”, если он действительно согласен, или: “Я подумаю”, если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч.

Примечание: даже если нам кажется, что это не так, все равно называемое другим человеком качество присутствует у нас.

Утверждение партнера-это определенная информация для нас о том, как мы выглядим в глазах других людей.

Упражнение 4.  «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами .

Инструкция: «Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно».

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

 

·         Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

·         Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

·         Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

·         Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

·         Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

·         Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

·         Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

·         Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

·         Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

·         Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

·         Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…

·         Откровенно говоря, моя работа…

·         Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

·         Откровенно говоря, мое здоровье…

·         Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

·         Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

·         Откровенно говоря, после рабочего дня…

·         Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

·         Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

·         Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

·         Откровенно говоря, неприятности на работе…

·         Откровенно говоря, успехи на работе…

 

Упражнение «Лужайка позитивных качеств»

Цель: проанализировать и определить сильные стороны своей личности, свои позитивные качества, повысить самооценку и уверенность в себе.

Материалы: лист бумаги А3 зеленого цвета, стикеры в форме цветка.

На доске висит лист бумаги зеленого цвета, которая напоминает лужайку. Педагоги получают бумажные цветки, на которых должны написать свои самые главные позитивные качества (по меньшей мере три) как профессионала и просто человека. После этого каждый зачитывает свои качества и цепляет цветок на доску. Все остальные могут дополнить от себя позитивные качества педагога, которые заметили, работая с ним в одном коллективе (психолог, в случае необходимости, может помогать).

«Медитация»

Цель – снятие напряжения, сосредоточение, формирования самопринятия повышение работоспособности.

Начнём с расслабления. Примите удобную позу. Ваше тело расслаблено. Глаза закрыты. Сделайте несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.

Теперь представьте себя в каком-нибудь тихом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним солнечным утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет маленький песчаный пляж на берегу ласкового теплого моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… Попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где Вы чувствовали себя очень комфортно.
Вспомни себя таким, каким были в детстве.

Представьте, что этот малыш стоит сейчас перед Вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого-то? Может быть, он чего-то боится?

Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив».

После этих слов представьте, что малыш улыбается Вам в ответ и обнимает крепко-крепко. Поцелуйте его, скажите, что Ваша любовь неизменна и всегда остается с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!». Теперь отпустите малыша, помаши ему на прощание рукой.
Теперь сделайте глубокий вдох-выдох, открой глаза.
Скажите себе: « Я принимаю и люблю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью. Я счастлив».

По завершению упражнения уделите внимание тому, насколько отчётливо вам удалось увидеть себя в детстве, и что при этом почувствовали. Постарайтесь ответить для себя на вопросы:

– Что вызывало наибольший интерес и удовольствие, а что было трудно?

– Хотелось бы вам по-настоящему вернуться в детство и что-то изменить?

– Что в данный момент вам хотелось бы сделать или сказать?

Примечание:
Будет особенно хорошо, если это упражнение Вы станете периодически повторять. Постараетесь для себя отмечать: меняется ли в вашем воображении образ малыша; какие чувства по-прежнему с вами, и появляются ли новые.

Спасибо всем за плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

СИНДРОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯЧекмарева М.А.Казанский федеральный университет, Елабуга,e-mail: mariy140390@mail.ruСиндром эмоционального выгорания понимаетсякак один и...

Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....

Эссе на тему: "Профессиональное выгорание педагога дошкольного учреждения"

Данная статья посвещается анализу проблемы эмоционального выгорания дошкольных работников....

Тренинг «Профилактика профессионального выгорания педагогов» ТРЕНИНГ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ РАЗГРУЗКИ

Профессия воспитателя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в э...

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.

Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений.   «Профилактика эмоционального выгорания личности»В течении последних десятилетий проблема сохранения ...

Тренинг для педагогов " Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения.Узнаём себя"

Тренинг из программы «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения». Узнаем себя...

«Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»

laquo;Профилактика эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений»...