Картотека игр с сыпучими материалами (песком, манкой, крупами).
картотека

Тимирбаева Елена Сергеевна
Картотека игр с сыпучими материалами (песком, манкой, крупами).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_sypuchimi_materialami.docx99.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Картотека игр с сыпучими материалами (песком, манкой, крупами)

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Тимирбаева Е.С.

Аша, 2020 год

«Мы - археологи»

Ребёнку предлагается найти зарытый в песке предмет. Так как археологи должны быть очень аккуратны, чтобы не повредить зарытое в песке ископаемое, песок необходимо осторожно раздувать.

«Найди клад»

Данное упражнение способствует ещё и развитию у ребёнка пространственной ориентировки. Ребёнку даётся «карта», представляющая собой лист бумаги, на котором кружком или крестиком указано место нахождения клада (в верхнем левом углу, в центре и т.д.). Ребёнок раздувает песок на этом месте, находя для себя подарок (небольшая наклейка, которую он затем вклеивает в свою тетрадку и др.). В игру могут играть два человека

– каждому дается своя карта.

«Дорожки»

На песке устанавливается фигурка – символ звука (машина – для «Р», кораблик для «Л», змейка для «Ш» и т.д.), ребёнку необходимо привести героя к дому (в гараж, в порт и т.д.), установленному в противоположном конце короба. Ребёнок ведёт пальцем по песку, рисуя дорожку и произнося автоматизируемый звук.

«Напиши букву»

Вариантов несколько: можно просто пальцем писать на песке букву, обозначающую автоматизируемый звук, можно насыпать песок тонкой струйкой в виде нужной буквы, можно подложить под короб карточку с буквой, ребёнок её обводит.

Автоматизация звука «С»

Педагог рассказывает стихотворение:

Сыплется, сыплется, сыплется песок (дети набирают песок в ладони и тонкой струйкой высыпают обратно),

Слышится, слышится печальный голосок (то же).

Ветер песню напевает: с-с -с- с-с (дети произнося звук «с», пишут букву на  песке),

И песочек раздувает: с-с-с-с.

«Подружи звуки»

На одном конце короба кладётся буква, обозначающая изолированный звук, на другом – буквы гласных звуков. Ребёнку необходимо подружить звуки – провести линию от одного к другому.(сначала один идёт в гости к другому, затем другой) – отработка в прямых и обратных словах.

Пальчиковая игра «Пустыня»

По пустыне мы шагаем, на носочки наступаем («шагают» пальчиками по песку)

По барханам мы идём, от друзей не отстаём («шагают» высоко поднимая пальцы)

Змеи по песку ползут, за собою нас ведут (ставят ладони на ребро, выполняют скользящие движения)

Скрип, скрип, скрип песок (шагают пальчиками по песку) Отряхнём его мы с ног (отряхивают руки от песка)

Упражнения на дифференциацию поставленных звуков

Дети пишут на песке буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, затем проводят анализ артикуляции, изображая символы на песке. Например: «Ш» и «С».

Положение губ: на «ш» – рисуют кружок, на «с» – улыбку,

Положение языка: на «ш» – стрелка вверх, на «с» – стрелка вниз,

Воздушная струя: на «ш» – рисуем волнистую линию(пар), на «с» - снежинка.

«Угадай-ка!»

Игра развивает пространственное воображение ребенка. Ребенок отворачивается (или закрывает глаза), пока другой ребенок или взрослый оставляет на песке отпечаток ладони. Повернувшемуся, нужно отгадать, какой рукой сделан отпечаток: правой или левой? Затем игроки меняются ролями. Загадку можно усложнить. След может оставлять кулачок, подушечки пальцев, ребро ладони. Играть можно небольшими командами по 2 человека или дети против взрослого.

«Отпечатков становится больше»

Теперь для отпечатков используем предметы: формочки, совочки, камушки, а также предметы, напоминающие геометрические фигуры (спичечный коробок, крышки от банок, ложки и прочее).

Затем оставляем сразу несколько следов от предметов и просим ребенка угадать предметы и расставить их в той же последовательности, в какой они отпечатались на песке. Начинаем игру с небольшого количества вещей – с трех-четырех, постепенно увеличивая арсенал до пяти-семи.

«Волшебное превращение»

Нарисуйте на песке круг и спросите ребенка, на что он похож, а затем попросите малыша дорисовать картинку, так чтобы стало сразу понятно, что это такое. Круг может превратиться в солнышко, часы, колесо, лицо и др. (аналогично выполняются задания с квадратом, треугольником, овалом).

«Прикосновение песка»

Эта игра развивает тактильные ощущения малыша и его воображение.

Ребенок садится лицом к песку и спиной к водящему. Водящий пальцем

«пишет» на спине ребёнка букву, цифру, фигуру, и т.д. Ребёнок старается отгадать и нарисовать отгадку палочкой или пальчиком на песке.

«Отгадай»

Педагог выставляет в песочницу фигурки, накрытые непрозрачными стаканчиками. Под каждым стаканчиком спрятана фигурка, педагог загадывает загадку, ребёнок отгадывает, поднимает стаканчик. Все стаканчики с загаданными предметами стоят по порядку.

  • На заре в широком поле, Любит погулять на воле - Грациозна и красива,

С пышной серебристой гривой, Что за зверь там, вот загадка, Ну, конечно же... (Лошадка)

  • Хвост с узорами, сапоги со шпорами, Песни распевает, время считает. (Петух)

  • Ходят модницы за речкой - Кудри белые колечком.

А зимой из их кудряшек

Бабушка носочки вяжет. (Овечка)

  • С этим зверем полосатым, не шутите, вы ребята! (Тигр)

  • Очень много силы в нем, Ростом он почти что с дом.

У него огромный нос,

Будто тысячу лет рос. (Слон)

  • Он ходит, голову задрав, Не потому что важный граф. Не потому, что гордый нрав А потому что он ... (жираф)

«Опиши предмет»

Цель игры: охарактеризовать предметы, расположенные в определённом месте. Например:

  1. отыщите предмет, расположенный в левом нижнем углу, расскажите о нем;
  2. отыщите предмет, расположенный в правом верхнем углу.

«Найди предметы»

Детям предлагается отыскать в песке предметы (пуговицы, бусины и т.д.). Цвет: 1) Найти только зелёные бусины; 2) Найти белые бусины.

Величина: 1) Найти только большие; 2) Найти только маленькие. Контур: 1) Найти только гладкие; 2) Только шершавые.

Форма: 1) Найти только овальные предметы; 2) Только круглые.

«Найди предмет с заданным звуком»

Для развития фонематического слуха детям предлагается выбрать фигурки с определённым звуком.

  1. Найти предметы, в названии которых есть звук «Р» или «Рь»;
  2. Найти предметы, в названии которых есть звук «Л-Ль».

Можно усложнить задачу: найти предметы, в которых заданный звук стоит в разных позициях (в начале, середине или в конце).

«Дорожки»

Детям предлагается нарисовать пальчиками дорожки, а затем они выкладывают разноцветные камушки, ракушки (украшают дорожки). Далее предлагаем детям взять по одному животному и погулять по дорожкам, изображая, кто как голос подает. Данная игра способствует развитию артикуляционного аппарата, активного и пассивного словаря.

«Что спрятано в песке?»

Цель: развивать память, внимание, мелкую моторику, умение классифицировать предметы, логическое мышление и воображение.

Педагог предварительно закапывает в песок предметы. Раскладывает на столе картинки.

Инструкция: «Посмотрите, какие красивые картинки лежат на столе. Вам нужно в песке найти предметы (или картинки, игрушки) и положить на те картинки, к которым они подходят».

«Собери картинку»

В песке спрятаны разрезные картинки. Задача детей – найти все части картинок и собрать целые картинки.

«Песочные шашки»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Разложить круги в два ряда по три в каждом или в шахматном порядке. Ребёнок выбирает любой предмет (ракушка, пуговица, камушек), а педагог даёт инструкцию, куда его положить. Например: положить ракушку в правый верхний угол, пуговицу в нижний ряд (посередине).

  1. Пуговицу в левый нижний круг; Бусину в правый верхний круг.
  2. Бусину в правый верхний круг; Пуговицу в нижний круг посередине.

«Цифровой поезд»

Цель: закреплять порядковый и количественный счет, знания арифметических действий (сложения, вычитания), развивать логическое мышление, слуховую память, речь.

Педагог загадывает загадку, дети отгадывают, берут нужную цифру со стола и кладут в песок.

  • У домика утром два зайца сидели, И дружно веселую песенку пели. Один убежал,

А второй вслед глядит.

Сколько у домика зайцев сидит? (1)

  • На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал еще один

И уселся рядом с ним.

Сколько стало щенят? (2)

  • Ежик по лесу пошел, На обед грибы нашел –

Два под березой, один у осины,

Сколько их будет в плетеной корзине? (3)

  • Под кустами у реки Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать? (4)

  • Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат. Но один малыш устал,

От товарищей отстал. А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди? (5)

  • Четыре гусёнка и двое утят,

В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей? (6)

  • Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки. Рыбак Корней

Поймал трех окуней. Рыбак Евсей –

Четырех карасей.

Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки? (7)

- Группа малышей утят Плавать и нырять хотят. Шесть уплыли далеко, Два нырнули глубоко.

Сколько же утят в реке? (8)

  • Все ли тут у куры детки: Надо сосчитать наседке –

«Шесть на грядке, три во ржи». Сколько их всего, скажи? (9)

  • Как под ёлкой встали в круг Зайка, белка и барсук,

Встали ёжик и енот, Лось, кабан, лиса и кот.

А последним встал медведь,

Сколько всех зверей? Ответь!        (10)

«Расскажи свою сказку»

Цель:        развитие        воображения,        связной        речи.        Дети        должны        придумать небольшой сюжет сказки и обыграть её, с помощью песка и игрушек.

2 вариант: Дети создают мир, какой хотят, населяют его кем угодно, и рассказывают интересную историю про этот мир и его устройство.

"Построй ступеньки"

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из слов, напечатанных на карточках, поделившись, по какому принципу они будут располагаться (строить ступеньки). Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами

– трехсложные.

"Мой город"

Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом можно составить устный рассказ об этом городе и его жителях.

«Чей это след?»

На влажном песке легко остаются следы от ладошки или ступни. от обуви или колёс игрушечной машинки. Пусть малыш, попробует отгадать, где чей отпечаток?

«Археология»

Закопайте игрушку (ребёнок не знает, какую). В ходе раскопок, по открывающимся частям ребёнок должен догадаться, что спрятано. Закопайте 2 – 3 предмета. Пусть малыш раскопает один из них и на ощупь попробует определить, что это.

«Дорожки из песка»

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки (к домику зайчика или медвежонка).

«Назови звук»

Педагог предлагает детям вырыть в песке небольшие лунки для мячика. Затем он подталкивает мячик в лунку ребёнка и называет слово, интонационно выделяя согласный звук. Ребёнок называет выделенный звук и перекатывает мяч обратно в лунку педагога. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д. Слова: с-с-сом, су-м-м-мка, за-р-р-ря, ку-с-с-сок, сту-л-л-л, ру-

ч-ч-чка, кра-н-н-н, шар-ф-ф-ф, кры-ш-ш-шка, д-д-дом.

«Найди друга»

Педагог достаёт из коробки картинки (бабочка, корова, лягушка, петух, медведь)        и        раздаёт        их        детям.

  • Сделайте домики для этих животных, скоро к ним в гости придут их братья. (Дети выполняют.) Затем педагог достаёт из коробки следующие картинки (белка,        кит,        павлин,        лошадь,        мышка).
  • Как же нам узнать, где, чей братец? Для этого давайте произнесём названия животных и выделим первый звук в этих словах - кит - [к'] – он пойдёт в

гости к корове, первый звук в этом слове [к]; [к] и [к'] – братцы. Дети по очереди называют тех, кто изображён на картинках, выделяют первый звук и подбирают пару. Вывод: Чем различаются данные пары звуков? (Твёрдые – мягкие.)

«Песочный дождь»

Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.

«Кто это был?»

Педагог достаёт из коробки игрушки: корова, тигр, пчела, змея, ёж. Каждой из них присваивается определённое звучание: корова – мычит «м-м-м», тигр

  • рычит «р-р-р», пчела – жужжит «ж-ж-ж», змея – шипит «ш-ш-ш», ёж – фырчит «ф-ф-ф». Педагог длительно произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был. Тот, кто правильно называет животное, получает эту игрушку.

«Какой звук лишний?»

  • А сейчас животные поиграют в игру «Кто лишний?». Давайте вспомним, какие звуки издают животные? (Дети повторяют звуки.)
  • А теперь я буду называть звуки (смотри игру «Кто это был?»), а те животные, звуки которых я не назову, должны будут спрятаться в песок:
  • р, л, д, ж, с, т, к, м, ш (ф)
  • д, в, р, с, ш, н, ж, л, х (м)

- ч, т, л, д, ш, в, ж, к (р)

- з, ш, к, п, л, д, б, с, в (ж).

"Песочный ветер"

Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

"Необыкновенные следы"

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки - паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь

под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").

«Поможем Золушке!»

Возьмите небольшое количество фасоли и гороха, перемешайте их в тарелочке и предложите детям разделить горох и фасоль и разложить их в свои тарелочки: «Злая мачеха приказала Золушке перебрать зерно. Давай поможем Золушке!».

  • Высыпьте фасоль и горох на поднос и предложите детям собрать все в банку. Сначала банку можно взять с широким горлышком, затем со временем поменять ее на банку с более узким горлышком. Такое занятие позволяет

овладеть        таким        важным        движением,        как        «щепотка».        Предварительно покажите, как соединять три пальца и как ими брать крупу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами.

Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранен...

Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет основную направленность психологической работы с малышами – эм...

«Формирование эмоциональной сферы детей раннего возраста посредством игр с водой, песком, сыпучими материалами»

     Игры с водой, песком и сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенно...

Игры с песком и другими сыпучими материалами

Данная консультация содержит краткую информацию о пользе игр с песком  и варианты игр с песком и другими сыпучими материалами....

Проект «Сохранение эмоционального благополучия детей раннего возраста через игры с песком, водой и сыпучими материалами»

Каждый ребенок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувство...

Консультация для родителей "Игры с песком и другими сыпучими материалами"

   Представленные вашему вниманию игры-занятия, имеют воспитательную и образовательную направленность и призваны решать задачи познавательного и эмоционального развития, формирования ...

Перспективный план игр - экспериментов с водой, песком и сыпучими материалами.

Разработанный мной перспективный план игр - экспериментов с водой, песком и сыпучими материалами  позволит педагогам, работающим  в ДОУ  правильно распределить материал в планах и прово...