Развитие речи детей дошкольного возраста
статья

Пачина Елена Петровна

Развитие речи ребёнка - дошкольника - важный фактор его успешного  умственного развития. Если малыш хорошо говорит, у него нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал, умеет выражать свои мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pachina2.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ  РЕЧИ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     

Развитие речи ребёнка – дошкольника - важный фактор его успешного умственного развития. Если малыш хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли.

  Уже с дошкольного возраста с детьми нужно проводить занятия по развитию речи. Они сделают речь малыша более чёткой, правильной, выразительной ,обогатят его словарный состав, разовьют связную речь.

  Речь ребёнка - это всегда речь спонтанная и непринуждённая. Её важнейшая особенность - направленность на словесное общение. На протяжении всего дошкольного возраста у детей развивается навык слухового контроля  за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых случаях. Следовательно, формируется фонематическое восприятие.

  Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны - восприятие языковых конструкций и их понимание.

  Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног. Достигается скоординированным функционированием нервной ,мышечной и костной систем, а также, обычно, зрительной системой.

  Двигательная активность человека - естественная потребность человека. Нормальная жизнедеятельность практически всех систем и функций человека возможна лишь при определённом уровне двигательной активности. Недостаток мышечной деятельности, подобно кислородному голоданию или витаминной недостаточности, пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.

  Необходимо развивать слух, внимание, разговаривать, играть с дошкольником, развивать его двигательные умения.

  Речь ребёнка развивается лучше ,если выше его двигательная активность. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений .Обучение движениям происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.

  Одним из условий успешного развития речи детей является эмоциональная, образная, отвечающая нормам литературного языка и доступная пониманию детей речь воспитателя. Она не должна быть упрощённой. Педагогу следует широко употреблять в своей речи синонимы, антонимы, принятые формы вежливого обращения.

  Мелкая моторика отвечает за речь и умственное развитие дошкольников. Поэтому во всех видах физкультурно - оздоровительной работы мы стараемся оказывать помощь детям в овладении развития не только крупной моторики, но и мелкой.

  В своей работе мы используем стихотворное и музыкальное сопровождение игр и упражнений, речёвки, считалочки, придумывание рассказов и сказок, применяем физкультурное оборудование. С детьми младшего дошкольного возраста проводим речевые игры в сухом бассейне (восприятие цвета, понятие о количестве и т.д.). В играх с мячами происходит закрепление навыков бросания, отстукивание гласных звуков.

  Очень полезно во время организованной и самостоятельной деятельности дошкольников использовать народные игры. Они включают в себя  потешки, прибаутки, загадки, сказки, считалки и скороговорки.

  Приёмы ,используемые в работе, дают положительный эмоциональный настрой, а творческий подход к проведению занятий способствует быстрому усвоению материала и своевременному формированию навыков речи дошкольников.

Литература:

1. Дудьев  В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи // Дефектология.- 1999.- №4

2.ЯстребоваА.В., Лазаренко О.И.  Занятия по формированию речемыслительной  деятельности и культуры устной речи у детей пяти лет.- М.: Арктур, 2001.

3.https://ru.wikipedia.org/wiki.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.

Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...

Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).

Речь как  исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....

Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.

Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте   всегда спокойным то...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...

Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...

Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...