Мастер-класс для педагогов "Волшебные картинки".
методическая разработка

Тимирбаева Елена Сергеевна
Мастер-класс для педагогов "Волшебные картинки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass2.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4» г. Аши Челябинской области

Мастер-класс для педагогов

 «Волшебные картинки»

Составитель:

Тимирбаева Елена Сергеевна

Воспитатель первой квалификационной категории

Аша, 2020

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Перед вами черный ящик. Угадайте, что находится в этом ящике? Красочные, образные, логически последовательные, сюжетные. Что это?

(Картинки)

Звучит музыка. Открывает ящик, достает их.

Правильно! Да, это картинки. Но непростые, а волшебные. С их помощью можно научить детей составлять связные описательные рассказы. Сегодня я покажу и расскажу, как это сделать.

В современных исследованиях отмечается, что умение и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигаются того уровня, который необходим для полноценного обучения ребенка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется при ОНР.

Всем детям с ОНР необходима работа по развитию связной речи. Дети имеют скудный словарный запас, аграмматизмы в речи, не умеют формулировать связные высказывания, нарушена логическая последовательность изложения информации.

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Вопрос аудитории: «Как вы считаете, нужно ли развивать связную речь?»

«Какие вы используете методы по развитию связной речи у своих детей?»

(ответы)

Я хочу показать вам, как с помощью этих волшебных картинок можно обучать детей составлению рассказов цепной и параллельной организации. Исходя из методики, предложенной В.К.Воробьевой, я разработала картотеку картинок для составления рассказов цепной и параллельной организации по лексическим темам.

Цепной рассказ представляет собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке, такой тип связи предложений чаще всего относится к повествовательному рассказу, который представлен в виде схемы на слайде. Предметы и лица, о которых сообщается в рассказе, изображены на иллюстрациях. Стрелки, расположенные между картинками, обозначают слова-действия, раскрывающие то, что произошло с данным предметом или лицом, и показывают связь между словами в предложении.

Цепной рассказ устроен так, что каждое следующее предложение вытекает из предыдущего. В 2-х предложениях мы думаем об одном и том же предмете.

Пример: схема на слайде (Медведь и мед)

А теперь, уважаемые коллеги, попробуем составить рассказ цепной организации.

Медведь любит мед.

Мед собирают пчелы.

Пчелы живут в ульях.

Улья находятся в лесу.

Молодцы! Теперь, давайте попробуем повторить рассказ хором, все вместе.

Следующая методика - РАССКАЗ ПАРАЛЛЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Рассказ параллельной организации не имеет четкой программы, как рассказ цепной организации. Сам рассказ характеризуется параллельным расположением предложений.

Такой рассказ включает 3 этапа.

1. Представляет перечень символики, с помощью которых выделяются признаки (ухо, глаз, рука, рот).

2.Обеспечивает выделение признаков предмета (форма, цвет, вкус, размер).

3. Описывает предмет.

Например, попробуем рассказать про яблоко, используя схемы символы, которые предлагаются детям. Я предлагаю первый вариант: план-схему. Попробуем. Составим описательный рассказ про яблоко.

Второй вариант: составляем рассказ, используя контейнеры с символикой. Давайте попробуем.

Вопросы: Как вы считаете, эффективны ли эти методики в работе с детьми?

Назовите, пожалуйста, анализаторы, через которые ребенок исследует предмет? (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).

Правильно, коллеги. Кто ответил на вопрос и получил карточки, приглашаю вас в фокус-группу.

Фокус-группа (2 задания): составить рассказ цепной и параллельной организации.

Вопрос аудитории:

Как вы считаете, развитие связной речи актуально в наше время?

Может ли у ребенка с ОНР самостоятельно сформироваться связная речь?

Как вы считаете, кто может использовать эти методики в работе по развитию речи?

Кого заинтересовали эти методы?

Теперь предлагаю слово фокус-группе.

Молодцы, коллеги! Спасибо!

Вывод: 

Хочу закончить свой мастер-класс словами К.Д.Ушинского: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит налету».

Я рекомендую вам использовать в своей работе методики обучения составлению рассказа параллельной и цепной организации.

На память о нашем мероприятии предлагаю вам буклеты.

Благодарю за работу аудиторию и фокус-группу. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность с использованием мыслительных карт. Мастер-класс по составлению интеллект-карт Тони Бьюзена

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и практических основ применения в образовательной деятельности метода мыслительных карт Тони Бьюзена....

Мастер - класс на тему: Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по сказке "Колобок".

Мастер - классна тему:  Ментальная карта по составлению утренней гимнастики по   сказке « Колобок».В мир дошкольных технологий,  ментальная – карты пришли благода...

Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт в образовательном процессе детского сада»

Мастер-класс предназначен для старших воспитателей и методистов....

Мастер-класс «Использование метода интеллект- карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольнико...

Мастер - класс для педагогов "Живые картинки"

Мастер - класс для педагогов: один из методов в нетрадиционной технике рисования для детей старших групп "Живые картинки" с использованием маркера для белой доски и воды...